Торговля русскими

Приятно знать, что большая страна присматривает за тобой. Вежливые люди готовы преодолеть тысячи километров, чтобы в любой точке света защитить граждан Российской Федерации, отвести от них любую угрозу, повсюду восстановить законность и правопорядок. Ну а если остаются все-таки такие точки на карте мира, где с тобой может случиться что угодно, а государственная машина будет, имея всю информацию, безучастно взирать со стороны?

Нет, вы не угадали – это не отказ идти на условия террористов, захвативших заложников, даже не отказ от сотрудничества с прогнившим Западом. Вы беззащитны не на территории государств – противников правящего в России режима, против которых крутится маховик кремлевской пропаганды, вы беззащитны перед так называемыми друзьями нашей родины.

Почти три месяца я добиваюсь, чтобы государственные органы нашей страны уделили внимание информации о торговле гражданами Российской Федерации на территории "ЛНР", и все без результата. 1 февраля в статье "Новой газеты" "В данный момент списка военнопленных не существует" было рассказано, как официальный переговорщик по обмену пленными со стороны самопровозглашенной ЛНР Ольга Кобцева вымогала деньги у Галины Федоровой (матери казака) и Александра Дубинина (отца бывшего военнослужащего-контрактника) за внесение их имен в список на обмен. Кобцева также не внесла в список на обмен имя Анастасии Коваленко, обвиненной украинскими властями в террористической деятельности. В газетной статье упоминаются случаи угроз со стороны Кобцовой в отношении задержанных украинской стороной: используя свой статус, она оказывала психологическое давление на пленных с целью получения денежных средств.

Такие действия я называю торговлей гражданами Российской Федерации, потому что освобождение мамой своего ребенка оказывается возможным только при выплате денежных средств. А теперь вопрос: сколько человек стало жертвами переговорного процесса народного депутата "ЛНР" Ольги Кобцевой?

Результатом моего обращения к президенту России по этому поводу стала бездарная отписка. Если пишете обращение к президенту России, то, оказывается, не можете скопировать набранный вами в формате word текст, форма отправки обращения этого не позволяет. Вам нужно заполнить форму и указать, что само обращение находится в прикрепленном файле. Но если вы напишете президенту о торговле россиянами на территории "ЛНР", то получите разъяснение: в рассмотрении обращения отказано, потому что оно оформлено ненадлежащим образом. В ответе администрации главы государства говорится: поскольку ваше обращение не содержит сути предложения, заявления или жалобы, а содержит только ссылку на приложение (файл, вложение), то дать ответ по существу не представляется возможным. Получается, что работникам администрации либо, простите за выражение, "западло" открыть файл и прочитать, что в нем написано, либо они откровенно не желают заниматься данной проблемой.

Пребывать в иллюзиях относительно величия нашей страны, ее готовности защищать интересы граждан за рубежом – большая ошибка, если налицо наплевательское отношение к проблеме в государственных службах

Мне предложили переписать все от руки в форму отправки обращения. Я сделал это. Обращение перенаправили в Министерство иностранных дел "в целях объективного и всестороннего рассмотрения", итогов которого я ждал с 10 февраля. И вот 15 апреля пришло "письмо счастья". "Юрисдикция Российской Федерации не распространяется на Донецкую и Луганскую области, а также их отдельные районы и территории, провозгласившие самоуправление. В этой связи за получением консультации Вам следует обращаться к представителям правоохранительных органов и администрации на местах", – пишет мне с уважением Второй департамент стран СНГ Министерства иностранных дел России.

Простите, но кому вы лапшу на уши вешаете? Я же смотрю телевизор – в "ЛНР" и "ДНР" живут наши лучшие друзья. Почему МИД России, обладающему огромными ресурсами влияния, плевать на то, что в Луганской республике торгуют россиянами?

Далее работники МИД советуют: "С целью разрешения конфликтных ситуаций, связанных с возможными противоправными действиями местных военнослужащих и силовых структур, Вы вправе обратиться по телефонам специальной "горячей линии" (указаны телефоны с формально украинскими номерами. – АК), либо непосредственно в аппарат регионального уполномоченного по правам человека (указан донецкий адрес с номерами телефонов и электронной почтой. – АК)".

Но по какому это закону отстранить от переговорного процесса может уполномоченный по правам человека, с каких это пор "горячая линия" заменяет руководство республики? Особо обращает на себя внимание то обстоятельство, что МИД России даже не потрудился оформить ответ на пересланное ему через администрацию президента письмо надлежащим образом: ответ прислан без подписи должностного лица, указания исполнителя, не на официальном бланке, без номера и даты документа и вообще в word-файле. Единственное, что выдает отправителя, – электронный адрес, с которого был направлен ответ. Я не поленился и написал в ответ, чтобы они хотя бы свое ведомство не позорили и прислали мне нормально оформленную бумагу, которую можно к делу приложить. Но в течение недели никто и пальцем не пошевелил.

Я направил повторное обращение президенту России с просьбой заставить Министерство иностранных дел выполнять свою работу, а не бросать в беде соотечественников. Также я направил обращение в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответственности работников МИД за отсутствие ответа, так как признать полученную мною отписку настоящим ответом нет никакой возможности. В действиях должностных лиц МИД РФ имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях.

Из всего этого я делаю вывод: пребывать в иллюзиях относительно величия нашей страны, ее готовности защищать интересы граждан за рубежом – большая ошибка, если налицо наплевательское отношение к проблеме в государственных службах. Получается, что помощь россиянам за рубежом – всего лишь акт политического пиара, а в реальности на проблемы граждан чиновникам наплевать.

Анатолий Канюков – петербургский политик, социал-демократ