Проукраинские "лайки" суд не простил

Екатерина Вологженинова в суде

Суд в Екатеринбурге отказал в амнистии матери-одиночке, осужденной за ее активность в соцсетях

Свердловский областной суд оставил в силе приговор 46-летней жительнице Екатеринбурга Екатерине Вологжениновой, обвиненной в экстремизме. Матери-одиночке отказали в амнистии. За перепосты проукраинских заметок и карикатур в соцсети "ВКонтакте" и "лайки" к подобным материалам она должна отбыть наказание в виде 320 часов обязательных работ.

Апелляцию на вердикт Железнодорожного райсуда в отношении Вологжениновой, которую признали виновной по части 1 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства") оставили без удовлетворения.

Екатерина Вологженинова и ее адвокат Роман Качанов

Обвиняемая вместе со своим адвокатом Романом Качановым заявили целую серию ходатайств. Первым делом сторона защиты настояла на амнистии. "Этот вопрос не был поднят органами предварительного следствия, прокурором и судом первой инстанции, что, в принципе, незаконно. Поэтому просим вернуть дело прокурору для принятия решения о применении акта амнистии, – отметил защитник. – Мы по-прежнему считаем, что Вологженинова действовала в рамках закона, никаких национальных чувств не оскорбляла, а, наоборот, призывала к миру и согласию".

Гособвинитель в ответ указал на отсутствие оснований для возвращения дела прокуратуру. Эту позицию заняла и судья Елена Удод, и в амнистии, которую могли бы применить по случаю 70-летия Победы, Вологжениновой отказали.

Над формулировками обвинения и суда смеется не одна наша страна, весь мир!

Продолжая отстаивать свою позицию, Качанов потребовал вызова в суд для допроса эксперта свердловского управления ФСБ, выводы которого легли в основу уголовного дела, но при этом, как заметил адвокат, являются абсурдными и антинаучными. Так, в экспертизе ополченцы с востока Украины, "московские оккупанты" и граждане России называются национальными группами. С лингвистической точки зрения это противоречит здравому смыслу, такое заключение необоснованно, сказал Качанов.

– Над формулировками обвинения и суда смеется не одна наша страна, весь мир! При этом ни один из размещенных на странице Екатерины Вологжениновой материалов официально не признан экстремистским! А она выражала только свое мнение, не навязывая экстремистские настроения. На следствии и на предварительном слушании в суде она говорила, что ей непонятен смысл обвинения, – продолжил аргументировать позицию стороны защиты адвокат. – Это как обвинить человека в том, что у него хриплый голос или волосы рыжие – а это преступлением не является! Как в нашем случае нет экстремизма.

С его слов, еще при рассмотрении дела в районном суде он намеревался задать накопившиеся вопросы эксперту, несколько раз заявляя соответствующие ходатайства. Право на это он имел полное, хотя бы потому, что эксперт от ФСБ – госпожа Мочалова – допрашивалась в ходе предварительного следствия. "Я могу без сомнения заявить, что весь обвинительный приговор – это переписанное слово в слово заключение эксперта, причем со всеми пунктуационными и другими ошибками. И оно оказало ключевое значение. Несмотря на то что является абсурдным!" – добавил адвокат.

Свердловский областной суд отказал Вологжениновой в апелляции

В качестве альтернативы он предложил судье назначить независимую дополнительную комплексную экспертизу тех постов, которые легли в основу дела. Вологженинова выказала намерение самостоятельно оплатить ее. Но и в этом судом им было отказано.

За критику российских властей меня и судят. Мать-одиночку, которая просто имеет иную точку зрения!

Сама подсудимая, выступая на прениях сторон и с последним словом, пояснила, что знакомилась и делилась материалами о событиях на Украине в 2014 году, поскольку ей просто хотелось понять альтернативную точку зрения, отличную от той, что заняли и пропагандируют российские федеральные телеканалы. И эту точку зрения она нашла – в материалах украинских журналистов и блогеров, которые и размещала на своей страничке.

– Повторюсь, не было никаких призывов к экстремизму, – заявила Вологженинова. – Дело в том, что Украина – это независимое государство. То, что страна держит путь в ЕС, – это ее дело, а не России. Видимо, за критику российских властей меня и судят. И кого судят? Мать-одиночку, которая просто имеет иную точку зрения! Стыдно должно быть за весь этот процесс. Некие сотрудники ФСБ получили звездочки, звания. А за что? Выходит, ловим того, кого легче, на кого можно надавить. А настоящие террористы гуляют на свободе.

По словам Романа Качанова, в России существует монополия на правду и людям, видимо, нельзя выражать точки зрения, прямо противоположные тем, что озвучиваются с отечественных телеэкранов: "А именно они по факту призывают к братоубийственной войне. Лично ни мне, ни Вологжениновой эта война не нужна. Однако приходится констатировать, что в нашей стране нет принципа идеологического разнообразия, когда каждый имеет право на свободу слова. У нас судят за то, что человек из одной части интернета скопировал информационные материалы в другую часть. Это же полнейший абсурд!"

Подлежит уничтожению ноутбук, признанный орудием преступления

Выслушав доводы сторон, Свердловский областной суд принял решение оставить без изменения вердикт Железнодорожного районного суда, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Соответственно, действия Вологжениновой признали разжиганием вражды. Мать-одиночка должна отбыть наказание в виде 320 часов обязательных работ. Кроме того, подлежит уничтожению ее ноутбук, признанный орудием преступления, а также электронная мышь и зарядное устройство. Приговор вступил в законную силу.

Качанов после оглашения решения заявил, что намерен со своей подзащитной обратиться в Верховный суд РФ, а при необходимости – дойти до Европейского суда по правам человека. Сама Екатерина Вологженинова не могла скрыть своего разочарования.

Гособвинитель по делу Екатерины Вологжениновой

Напомним, поводом для возбуждения уголовного дела стали опубликованные на страничке матери-одиночки в соцсети "ВКонтакте" фотографии и ссылки на тексты с пабликов "Украинской народной самообороны" и "Правого сектора", смысл которых был направлен против политики России и военных действий в Донбассе. В частности, на одной картинке был изображен мужчина, похожий на Путина, который занес нож над картой Донбасса. Под ним красовалась надпись "Останови заразу!". В другой публикации изображалась девушка с автоматом, а внизу слова "Я – бандеровка. Смерть московским оккупантам!". Кроме того, женщина размещала ссылки на видеоматериалы, в которых рассказывалось о событиях на Майдане и предполагаемой яхте Путина.

Судья отдельно отметила, что карикатура на Путина не может быть поводом для уголовного преследования

"Вологженинова публиковала материалы, поддерживая политику украинских властей, но хотела, как она пояснила на суде, лишь сближения россиян и украинцев. Вместе с тем, лингвистическая экспертиза показала, что иллюстрации и тексты направлены на возбуждение ненависти и вражды по отношению к русским. Также установлен факт пропаганды неполноценности по отношению к конкретной национальной группе – русским и жителям востока Украины, не поддерживающим политический курс Киева. Имели место и призывы к насильственным действиям в отношении русских", – говорилось в решении суда первой инстанции.

Следствие и суд пришли к выводу, что репост статей и фотографий оскорблял и унижал граждан России. К тому же свидетели стороны обвинения заявили, что подсудимая осуждала политику властей России на Украине. Вместе с тем, судья первой инстанции отдельно отметила, что карикатура на человека, похожего на Путина, не может быть поводом для уголовного преследования, а потому сняла обвинение в этой части. Она объяснила это нормами международного права, в соответствии с которыми люди могут выражать личное мнение о политиках, а те должны быть готовы к критике.

"Суд о лайках" получил настолько большую огласку, что судебные заседания стали посещать дипломаты нескольких иностранных государств – нередко на заседаниях можно было видеть генконсула Германии в Екатеринбурге Йозефа Людвига и генконсула Франции Эрика Мийе.

Екатерина Вологженинова не единственная в России, кто был осужден за перепосты и лайки. Ранее уже вынесли несколько приговоров по 282-й статье блогерам за посты в социальных сетях. Некоторые получили реальные сроки заключения. Так, в сентябре осудили на три года колонии за посты с "призывами к сепаратизму" жителя Набережных Челнов Рафиса Кашапова. Также был приговорен почти к двум годам бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин. Он разместил в своем блоге ложные сведения о смерти бывшего главы республики – Минтимера Шаймиева. Добавим, что после вынесения вердикта Железнодорожным райсудом Екатеринбурга Екатерина Вологженинова была включена в официальный список экстремистов.