Верховный суд России разрешил пользователям государственных и муниципальных архивов копировать документы с помощью собственных технических средств, в том числе цифровых фотоаппаратов. Об этом сообщило Агентство правовой информации.
Действующие правила, утвержденные Министерством культуры России в 2013 году, запрещают посетителям архивов изготовление копий документов любыми собственными техническими средствами. Более того, любая собственная аппаратура пользователей (ноутбуки и иная) может использоваться при условии, что она не влияет на работу других посетителей, без подключения к локальной сети архива и без звуковых сигналов.
Иск в Верховный суд России о незаконности введенного ведомственной инструкцией ограничения подал исследователь и правозащитник Андрей Галиничев.
Он неоднократно судился и подавал жалобы на нижегородские архивы. Галиничев, в частности, добился снижения многократно завышенных тарифов на платные услуги по копированию, оцифровке и другие сервисы. Государственные учреждения брали за каждую страницу копий по 500 рублей, а также навязывали плату за "сохранность дел". Запрет на использование собственных средств копирования вынуждал посетителей оплачивать услуги самих архивов.
В высшей инстанции представители Минкультуры отвергли доводы истца. Юристы ведомства утверждали, что "ограничение в части копирования не создает препятствия к осуществлению пользователями читальных залов своих прав и свобод на доступ к документам архивов и не нарушает права пользователей читальных залов свободно искать, получать информацию". При необходимости посетитель может заказать качественную копию у самого архивного учреждения. Юристы Минкульта утверждали, что фотосъемка документа средствами самих граждан "в большинстве случаев требует усиленного распрямления листа документа, нарушения переплета".
Судьи Верховного суда пришли к выводу, что архивные документы относятся к государственным информационным ресурсам, а граждане имеют право использовать, передавать и распространять содержащуюся в таких документах информацию, а также их копии для любых законных целей и любым законным способом.
Таким образом, Верховный суд встал на сторону гражданина Андрея Галиничева, что означает победу правозащитника над ведомственной бюрократией.