"Миротворец" против журналистов

На украинском сайте опубликованы личные данные журналистов, работавших в "ДНР"

Отгремело празднование Дня победы, затихают сетевые споры об акции "Бессмертный полк" - и на первый план вновь выходит другая война, которая идет в наши дни. Хотя накал боевых действий в Донбассе сейчас невелик (официально там перемирие), информационная война продолжается с прежней силой. 9 мая группа украинских хакеров, например, взломала сразу 9 сайтов сепаратистов "ДНР".

Эта история, однако, имела неожиданное продолжение. Депутат Верховной Рады и советник главы МВД Украины ​Антон Геращенко накануне сделал такую запись в Фейсбуке:

На днях группа украинских хакеров, объединенных в сообщества вокруг проекта "Миротворец", сделали подарок к "Дню Победобесия" в ЛНР и ДНР.

На ведущих сайтах "банановых республик" появились эмблемы СБУ и украинские флаги.

Еще месяц назад группа украинских хакеров проникла и обрушила изнутри всю информационную систему ДНР/ЛНР.

Были скачены более 7 терабайт внутренних документов банановых республик.

Вся информация передана для анализа и использования в работе СБУ, МВД и другим компетентным службам Украины.

Я со своей стороны заинтересовался вопросом: как в ДНР обстоит дело с организацией информационно-пропагандисткой работы? <...>

Сегодня я опубликую структуру Министерства пропаганды ДНР и список его сотрудников для того, чтобы наше общество и лица, участвующие в принятии решений, сравнили и поняли, - насколько мало сил и средств тратится украинским государством на противодействие пропаганде Российской Федерации и ее марионеток.

Дальше Геращенко выступает с рядом предложений, несколько напоминающих призывы ввести цензуру, а затем анонсирует важное событие:

(В ближайшее время на сайте "Миротворец" будут опубликованные полные данные о украинских и иностранных журналистах прошедших "аккредитацию" в ДНР. Таких более 7 тысяч).

И действительно, на сайте "Миротворец", который Геращенко хвалит не в первый раз (прошлая подобная история касалась личных данных российских военных, якобы воюющих в Сирии) появился файл с личными данными журналистов.

В конце 2015 года т.н. министр пропаганды террористической организации «ДНР» некто Елена Никитина (Пушилина) заявила о том, что они «акредитовали» 7901 журналиста и создали соответствующую базу данных.

Cегодня этот список журналистов в наших руках. Не знаем, какие последствия будут после публикации этого списка, но знаем наверняка: публиковать его необходимо исходя из того, что эти журналисты сотрудничают с боевиками террористической организации. Это общественно-значимая информация, и мы, граждане Украины, должны ее знать.

Мы пока выводов не делаем, но уже обратили внимание на следующие странности:

Почему-то у многих не российских изданий (CNN? BBC? AFP?) журналисты с российскими фамилиями и именами.

Почему-то у многих иностранных журналистов для связи указаны телефоны украинских операторов. <...>

В докладе Никитиной (Пушилиной) прозвучала цифра 7901, но на самом деле в списке 4068 строк. Мы точно знаем, это тот список, и Пушилина тоже знает, что у нас именно он. Брешет? Уверены, что да. Т.н. «Министерство пропаганды» все-таки.

Беглый анализ списка показал, что некоторые личности, гордо именующие себя журналистами, были замечены с оружием в руках, воюющими против украинской армии.

Будем разбираться.

Одним из первых, кто выступил с протестом против этой публикации, стал лидер проекта InformNapalm ​Roman Burko:

Не успел еще остыть пепел после превосходной операции ‪#‎OpMay9‬, когда были проведены эстетично красивые дефейсы официальных сайтов террористических структур "ДНР", как своим ляпом в стиле‪#‎WikiLeaks‬ (сливай и не думай) весь авторитет украинских хакеров был втоптан в грязь. Только вот хакеры разные и те, кто принимает от них информацию тоже люди разные и зачастую своеобразные. <...>
Сегодня возник шум вокруг слитых в открытый доступ данных на журналистов разных стран, аккредитованных в «Л/ДНР», данные были слиты в стиле WikiLeaks, то есть «сначала сливам, а потом думаем». <...> человек, аккредитованый за поребриком не может автоматически являться подельником террористов. Он поехал туда собирать информацию, а о его роли в гибридной тактике Кремля можно и нужно составлять мнение уже из анализа его социального поведения и тех сюжетов, которые он транслирует. <...>
Очень жаль, что вместо новостей и слов восторга действиями украинцев в киберпространстве, которые были проведены вчера, западные СМИ будут транслировать шлак про слитые данных их журналистов.

Резкой критике действия "Миротворца" подвергла и Оксана Романюк из "Репортеров без границ":

Хакеры сайта "Миротворец" нанесли реальный удар по имиджу Украины сразу на нескольких уровнях. Они взяли и вывалили личные данные около 5 тысяч журналистов, которые имели аккредитацию т.н. ДНР/ЛНР. Какие-то неразумные депутаты уже призывают вешать их на столпах, а какие-то столь же умные диванные патриоты уже звонят им с проклятиями. Я тут просто напомню, что в 2014 году восемьдесят журналистов, украинских и зарубежных, так или иначе прошли через подвалы сепаратистов. <...> Благодаря их усилиям, у Украины появилась международная поддержка - ибо мир узнал, что именно там творится. <...> Одним махом настроить против себя ключевые международные СМИ - это надо постараться.

Негодуют и многие комментаторы под постом Геращенко:

Hanna Hrabarska

Круто. Имена снайперов с Майдана до сих пор не установлены, зато вы вываливаете в интернет, на всеобщее порицание, имена журналистов.
Не является ли это той самой пропагандой, смещением акцентов и задуриванием голов?
Откуда, позвольте поинтересоваться, мы бы черпали хотя бы более-менее правдивую информацию о происходящем в ДНР ЛНР, если бы не публикации аккредитованных там независимых журналистов?

И, наконец, сами журналисты - как те, чьи данные есть в опубликованной базе, так и их коллеги. И украинские, и российские журналисты, и корреспонденты СМИ других стран выражают примерно одни и те же мысли и солидарны друг с другом.

Мнения российских репортеров:

Заявление российского независимого Профсоюза журналистов

К сожалению, не все понимают специфику работы журналистов в условиях конфликта и необходимость подчиняться не только официальным органам власти, действующим на его территории де-юре, но и людям с оружием, контролирующим эту территорию де-факто. Подобными мерами журналист может не только обезопасить себя от «подвала» и пыток, но и получить и передать информацию из зоны боестолкновений.

Мы считаем недопустимыми какие-либо репрессии и поражение в правах журналистов, попавших в этот список, со стороны каких бы то ни было организаций и органов власти. Профсоюз журналистов и работников СМИ также направит обращение Репортёрам без границ, Международной федерации журналистов и правозащитному клубу Frontline с просьбой дать оценку публикации подобного списка.

Особенно активно возмущаются те, кто сам был в Донбассе и работал по обе стороны от линии фронта:

Max Avdeev

Многие из журналистов в этом списке уже давно невъездные в ДНР, враги донбасского народа и иностранные агенты. Часть сидела в подвалах, часть получала массу угроз от "русских патриотов". Работой этих журналистов трясли украинские чиновники, указывая на российскую армию, русские танки и бурятов в частности.

Evgeny Feldman

Необходимость подчиняться требованиям вооруженных людей — печальная, но неизбежная сторона реальности в работе журналиста на войне. Ты не снимаешь человека с оружием, не спросив разрешения. Ты не снимаешь то, что запрещено снимать. Ты получаешь все документы, увеличивающие безопасность твоей работы — в том числе аккредитации, что СБУ, что «ДНР». Особенно если тебе выкручивают руки и везут в ОДА за ее отсутствие. Ты пересекаешь границу «ДНР» легально, со стороны Украины, подвергаясь унизительным бессмысленным допросам, попыткам депортации, снятию с поездов посреди ночи. <...>
Задача журналиста — найти возможность работать честно, лавируя между этими необходимыми и неизбежными ограничениями. Мне кажется, что я сумел это сделать, снимая как ключевые точки собственно войны, так и сложную жизнь мирных жителей. Более того, имея все эти возможные разрешения и не нарушая установленные ограничения, я сумел помочь нескольким украинским солдатам, попавших в плен <...>.
Публикация сайта «Миротворец» показывает, насколько его авторы не имеют представления о специфике рискованной работы журналистов на войне. Бутусов с Геращенко, люди с налетом «официальности», рассуждают о том, что обществу достаточно данных от разведки с территории «ДНР» (чушь) и что у Гитлера никто комментариев не просил (ложь). Сотни независимых журналистов в России, Украине и на Западе теперь под ударом.

Ruslan Leviev

Опять на волне эмоций делают сильно контрпродуктивные действия.

Ilya Azar

так, ну короче скоро я буду единственный мало-мальски интересующийся данной тематикой журналист в мире, который сможет в Украину ездить (патамуша аккредитос в ДНР я никогда не получал)!

Tikhon Dzyadko

Советник главы МВД Украины, депутат ВР Украины Антон Геращенко покоряет новые высоты, публикуя на своем сайте "Миротворец" список журналистов, получивших аккредитацию "ДНР", - с телефонами и адресами почты. Предваряет это все прекрасный текст, из которого хотелось бы выделить несколько моментов: <...>
- "Не знаем, какие последствия будут после публикации этого списка" - в таком случае лучше сначала подумать. Большинству это очевидно сразу.
- "эти журналисты сотрудничают с боевиками террористической организации". Ага, а также волонтеры, переговорщики об обмене пленными и проч.

"Это общественно-значимая информация, и мы, граждане Украины, должны ее знать". Общественно-значимая информация - то, что публиковали эти журналисты, для чего получали аккредитацию у обеих сторон. А не их контактные данные. Но когда жажда пиара побеждает здравый смысл, на это перестаешь обращать внимание, да. Жаль все-таки, что советник министра внутренних дел считает, что граждане Украины не заслуживают знать, что происходит в зоне конфликта в их собственной стране.

Alexey Kovalev

Извините, я, наверное, многое пропустил, пока был занят другими делами, но как вышло, что высшие государственные должности Украины оказались в руках таких удивительных дебилов? Мне кажется, что если ты обмазываешься говном сам, кидаешь его в других и скачешь с диким воем, то "Потому что Россия ведёт против нас гибридную войну" - это не очень убедительный ответ на вопрос "зачем вы это делаете".

Oleg Kashin

Было бы круто, если бы против Геращенко возбудили дело в какой-нибудь стране типа Нидерландов, а то совсем уже.

Dmitri Surnin

А файл когда скачиваешь, он называется "7901scoundrels" (*подонков). Нет, никаких оценок товарищ, конечно, не даёт и "нужно разбираться".

Alexander Kolyandr

Мне кажется, репортёрам надо объяснять работодателям почему они НЕ в этом списке. То есть чем они занимались в 14-15

А вот мнения украинских журналистов:

Nastya Stanko

Я уже звонила Антону Геращенко <...> Они опубликовали телефоны и адреса лучших журналистов со всего мира, всех самых рейтинговых СМИ, которые в разное время были аккредитованы в ДНР. Антон Геращенко говорит, что, мол, журналисты же тоже публикую общественно-важную информацию. <...> Там есть те, кто писал про батальон "Восток", про Боинг, про преступления Моторолы против человечности. Те, кто сидел в подвалах, кого мучили. Давайте их всех запишем в сепаратисты.

Maryna Bezkorovaina

Патриотизм в самых лучших своих проявлениях, или новые перспективы бездонного дна. Чем надо думать, чтобы вывесить базу с личными данными журналистов BBC, Reuters, AFP, The Independent, The Economist, CNN, Bloomberg, Aljazeera, AР?

Svetlana Kryukova

Сотрудники сайта Миротворец и ряд украинских политиков опубликовали публичные данные всех журналистов, которые получали аккредитацию в ДНР и ЛНР и назвали их людьми, которые «сотрудничали с террористами». Меня в списках нет, но в них есть много моих коллег, мои авторы, которые в сложное для страны время набрались смелости и поехали в опасную зону, рискуя жизнью, чтобы мы с вами узнали немного правды. Там много коллег-иностранцев, которые все утро высылают мне линки на новости со знаками вопроса. И дело не в том, что кому-то есть что скрывать - плевать, у каждого из нас не те скелеты в шкафу, о которых интересно писать новости. Дело в другом.
Аккредитация это не форма сотрудничества, а способ защиты журналистов и идентификации – на случай, если его ненароком пристрелят.

Ekaterina Sergatskova

Да что там аккредитация. Можно выложить и базу имён и телефонов всех переселенцев, жителей оккупированых территорий, волонтеров, доставляющих туда гумпомощь, - зачем останавливаться на журналистах? Сразу миллионов пять человек почистить. Демократия, свобода слова, вот это все.

Volodymyr Runets

Я зол я не просто зол, я негодую!!! Антон Геращенко с гордостью вывалил личные данные журналистов, которые до 2015-го года работали на оккупированных территориях Донбасса. Среди них есть и мои. Я никогда не скрывал, что работал на Датское общественное телевидение и работал с ТОЙ стороны. Я верил, что мой риск оправдан потому, что надо было документировать и фиксировать все те зверства, которые творили боевики. <...> Я не собираюсь доказывать свой патриотизм. Я отдал моей Украине, больше, чем у меня было. А меня подло предали. Я этого не прощу. Никогда. Гореть вам в аду.

Сергій Лещенко

Полностью солидарен с позицией журналистов, возмущенных обнародованием персональных данных репортеров, аккредитированных ЛНР/ДНР.

Особо возмутительно, что вброс сделан, манипулируя термином "прозрачность". Потому это никакая не прозрачность, а попытка устроить охоту на ведьм. И потому что во вторник парламент провалил (!) закон об усилении ответственности чиновников, которые не выполняют закон о доступе к публичной информации. А в среду опять же парламент не принял закон о собственной (!) прозрачности.

Похоже, мы уже даже не замечаем, как пробиваем днище каждый день.

Ayder Muzhdabaev

А все журналисты, аккредитованные ИГИЛ и делавшие материалы оттуда = пособники террористов. И, стало быть, надо опубликовать их личные данные. Я правильно эту логику понимаю? Если да, то что-то мне подсказывает: это будет борьба с журналистами, а отнюдь не с ИГИЛ.

Мирослава Гонгадзе

Недопустимые действия по публикации данных журналистов. Грубое нарушение норм о неразглашении личных данных журналистов. Только что звонили из Комитета Защиты Журналистов в Нью-Йорке, готовят заявление. Кто теперь из иностранных журналистов рискнет поехать в зону боевых действий. Просто возмутительно

Инна Булкина

то, что сделал Геращенко (собственно, публикация личных данных аккредитованных в ДНР журналистов), кроме того что это факт биографии Геращенко (идиотической биографии идиотический факт), должно иметь юридические последствия для Геращенко и его сайта. И если этого не будет, и если это не станет прецедентом в длинной истории хождения идиотов во власть, то я не знаю... тогда мы безнадежны

Обращение журналистов - подписанное украинскими, российскими (такими как Павел Каныгин) и зарубежными корреспондентами - публикует сайт Громадського телевидения

Мы, журналисты украинских и зарубежных СМИ, и представители украинских и международных медиа-организаций, глубоко шокированы действиями украинских политиков, и сотрудников сайта «Миротворец», которые выставили в публичный доступ персональные данные всех журналистов, которые получали аккредитацию в самопровозглашенных «ДНР / ЛНР» , назвав их людьми, которые «сотрудничают с террористами» <...> Мы особенно подчеркиваем, что аккредитация не означает и никогда не означала сотрудничество журналистов с любой стороной конфликта. Аккредитация — это форма защиты и безопасности журналиста.

Акцию осудили и "Репортеры без границ", и попавший в список работавший в первые дни конфликта в Славянске Саймон Островский:

Уже звучат предупреждения о возможности подать судебные иски. Сам Геращенко, однако, оправдываться не собирается:

Я опубликовал данные о составе так называемого министерства, о чем не жалею. Данные журналистов опубликовала группа «Миротворец», группа анонимных граждан, патриотов Украины - сказал Геращенко в интервью "Громадскому радио".

Отдельную группу комментаторов составляют сторонники "Новороссии" и противники украинских властей и Майдана. Они по большей части злорадствуют:

Ольга Бондаренко

Когда на этот сайт людей БЕЗ СУДА и следствия записывали в террористы, публиковали там адреса людей и по какому-то странному стечению обстоятельств после этого убили Калашникова и Бузину - это НИЧЕГО СТРАШНОГО.

Мы молчим. Мы потакаем.

А вот когда журналисты, высшая каста - ну, это да, это проблема. Удар по имиджу.

Такое омерзение все это лицемерие вызывает, что нет слов.

Татьяна Монтян

Разорались журнашлюшки. Журналист — это Руслан Коцаба и другие — те, кто не лег под хунтят и не изменил своей профессии. А вы — просто проститутки, у которых внезапно начались критические дни. Я искренне злорадствую и не скрываю этого

У сторонников "Миротворца" две основных линии аргументации. Первая связана с сопоставлением публикации с журналистскими расследованиями - например, о Панамских документах.​

Другая - линия "патриотическая": нечего, мол, было получать аккредитацию у сепаратистов.

Вікторія Шелестюк

А эти жунралисты предварительно получали аккредитацию в Украине для работы в зоне АТО? Если нет, то публикация вполне оправдана.

Oleg Kabaev

Раскрытие своих данных перед террористами (аккредитация), журналистов не смутила. Раскрытие перед нормальными людьми - возмутило. Нормально?

Среди тех, кто поддерживает эту точку зрения есть и журналисты - например, Виталий Портников.

Невозможно даже представить себе ситуацию, в которой израильский журналист аккредитуется при "министерстве информации" администрации ХАМАС в секторе Газа. Невозможно представить себе ситуацию, когда грузинский журналист аккредитуется при правительстве Абхазии и Южной Осетии. Но право украинских СМИ аккредитоваться при "ДНР" и "ЛНР" почему-то не вызывает сомнения у части моих коллег.

Часть возражений на этот аргумент можно прочесть выше - еще одно возражение состоит в том, что большая часть журналистов получала разрешения на поездку в ДНР официальным путем, через штаб украинской АТО.

Oliver Carroll

Любой журналист, который работал в ЛДНР с аккредитацией, фигурирует в списке. Я, соответственно, много времени там побыл. Иногда, с мешком на голове.

Впрочем, очевидно, что в базе данных "Миротворца" есть и те, кто прямо поддерживал сепаратистов.

Anton Naumlyuk

Нашел в списке журналистов, который Геращенко опубликовал, парня, который воевал вовсю, у Донецкого аэропорта с Гиви фотографировался, а в сентябре-октябре 2014-го был аккредитован оказывается в "ДНР", как журналист одного саратовского издания.

Vasily Maximov

Не вижу ни малейшей проблемы в публикации списка журналистов, аккредитованных в дыре. Я в сепарском гадюшнике все рано персона нон-грата. Зато мне имейл Стешина понравился

Однако несогласных с такой позицией, кажется, все-таки больше.

Yakovina Ivan

А если людей терроризировать всякие психи начнут? Ты что говоришь такое?

Виктор Гусейнов

в том списке множество людей, которые заезжали официально через Киев. И не видеть в публикации такого списка с данными этих журналистов ничего плохого как минимум не логично.

Igor Liashenko

Самый лучший рассказ очевидца о жизни нацистской Германии написал американский журналист Уильям Ширер, который пользуясь тем, что формально США вступили в войну с Германией позже всех, сидел в Берлине до упора, когда его коллеги из других стран уже убежали или по концлагерям томились.