Противопожарная ложь

Эксперты: российские власти намеренно занижают площадь лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке

По официальным данным, площадь лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке превышает 85 тысяч гектаров. По мнению независимых экологов, масштабы пожаров значительно занижены – в Гринпис России считают, что площадь горящих территорий в этих регионах превышает миллион гектаров. Такие данные публикуются на сайте Лесного форума Гринпис. По мнению экспертов, госорганы намеренно искажают статистику пожаров, чтобы продемонстрировать, что ситуация под контролем.

Особенно тяжелая ситуация складывается в Амурской области, где высокий класс пожарности установили уже в 12 районах. 7 мая в регионе из-за палов травы сгорели 7 жилых домов в деревне Малиновка. Также продолжают гореть леса в Бурятии и Забайкалье – несмотря на введенный режим чрезвычайной ситуации. По официальным данным, в Забайкальском крае за сутки площадь лесных пожаров увеличилась в три раза и теперь составляет более 11 тысяч гектаров. В Бурятии площадь лесных пожаров за сутки выросла в 1,5 раза – с 11,6 тысяч до 18,8 тысячи гектаров.

О ситуации в регионе Радио Свобода рассказал руководитель волонтерской организации "Добровольческий корпус Байкала" Андрей Бородин:

Андрей Бородин

– Ситуация осложнилась 9 мая после обеда. Достаточно много жителей праздновали в близлежащих лесах, и во второй половине дня начали фиксироваться пожары. Очаги находятся в среднем на расстоянии до 10 километров от населенных пунктов, то есть понятно, что люди где-то разводили костры, где-то неосторожно обращались с огнем и так далее. Плюс вечером у нас было штормовое предупреждение, был сильный порывистый ветер, до 25 метров в секунду, и все эти очаги огня разрослись фактически до 100 гектаров. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 40 очагов пожаров, общая площадь – 16 тысяч гектаров в целом по республике. Достаточно активно задействованы имеющиеся в резерве силы инспекции, на сегодня – больше 1100 сотрудников авиационной службы, работников лесной охраны, арендаторов лесов. Ситуация достаточно сложная, потому что по нормативам тушение пожара должно происходить в течение первых суток, а у нас, к сожалению, по наиболее сложных очагам на локализацию и ликвидацию дается около трех суток. Потому что продолжается ветреная погода, и ветер не дает полностью локализовать пожары.

– А достаточно ли спецтехники и людей задействовано на тушении пожаров?

Прогноз неблагоприятный, наша задача – запретить людям доступ в лес

– Пока для тушения пожаров запрашивают в основном парашютно-десантные силы из авиаохраны, которые экипированы, у них есть соответствующее обмундирование, и резервы. К нам прибыли дополнительные силы из Красноярска, из Казани сегодня должны прибыть парашютисты. Так что я думаю, что этих сил пока будет достаточно. По технике, которая на местах используется, в принципе, тоже все есть – и бульдозеры, и тракторы, и пожарные машины. Серьезных проблем пока нет.

– Какие прогнозы по вашему региону на ближайшее время?

– Прогноз не очень благоприятный, потому что 17 мая нам дают повышение класса пожарной опасности до 5-го, высшего. Это связано с ростом дневной температуры в среднем до 30 градусов и усилением ветра. Наша первая задача – локализовать и ликвидировать очаги, которые есть сейчас, и в дальнейшем запретить людям доступ в лес, чтобы они не порождали новые пожары. На 90 процентов причина пожаров – это местное население, человеческий фактор, – отмечает руководитель волонтерской организации "Добровольческий корпус Байкала" Андрей Бородин.

О том, почему власти занижают масштабы лесных пожаров и к чему это приводит, рассказал руководитель Лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко:

Алексей Ярошенко

– У наших ведомств, которые отвечают за пожарную безопасность, вообще за что угодно в стране, есть такое божество – аналогичный показатель прошлого года. Это ключевая концепция в развитии нашей страны: для того, чтобы картинка жизни выглядела приемлемой и относительно приличной, официальная статистика не должна быть существенно хуже, чем аналогичный показатель прошлого года. Поэтому чиновники, которые отчитываются за все что угодно в жизни страны, стараются сделать так, чтобы статистика не ухудшалась, иначе руководство рассердится, а дальше могут последовать оргвыводы, могут пальцем погрозить, а могут и уволить или еще как-то наказать. Поэтому вся работа в стране направлена на то, чтобы статистика выглядела красиво.

– Власти говорят, что ситуация с пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке под контролем. По федеральным каналам показывают такие бодрые репортажи, что представители МЧС приезжают на места пожаров, все быстро тушат и уезжают... Как к этому относиться?

То, что МЧС приезжают и быстро что-то тушат, – красивая легенда, элемент телевизионной вселенной

– Во-первых, то, что представители МЧС приезжают на места и быстро что-то тушат, – стандартная легенда. Потому что МЧС не отвечает за тушение лесных пожаров и оно не умеет тушить лесные пожары. У его есть для этого красивая техника, есть так называемые "космонавты", то есть люди в специальной экипировке, которые красиво смотрятся по телевизору, но тушить лесные пожары они не умеют, не обязаны, не должны. Ну, в определенных ситуациях должны, но толку от этого немного. Это просто картинка, некий элемент нашей телевизионной вселенной. В реальности, конечно, ситуация выходит из-под контроля, потому что при нынешних масштабах пожаров помочь может только дождь. Когда горит уже почти миллион гектаров лесов в трех регионах России, а в других регионах еще добавляется понемножку, теми силами, которые в стране есть, справиться с этими пожарами нельзя. Остается ждать дождя. К счастью, сейчас в Амурской области как раз идут дожди в наиболее горящих районах. К сожалению, он не зальет все пожары, он только поможет их остановить. Если на этом все закончится, дождь пройдет, наступит опять сухая погода и пожары возобновятся.

– Мы знаем, что властям активно помогают волонтеры, в том числе и волонтеры Гринпис, жители районов, где бушуют пожары. Каков может быть их вклад в тушение пожаров в этом году?

Волонтеры не дают врать. Знать правду о пожарах важно для принятия управленческих решений

– Во-первых, волонтеры не дают врать. Если бы не волонтеры, которые понимают, что у нас происходит с пожарами, то масштабы вранья у нас были бы не как сейчас, а на два-три порядка больше. А знать правду о пожарах очень важно для принятия правильных управленческих решений. И волонтеры очень сильно помогают в конкретных специфических ситуациях. Ну, например, в тушении торфяных пожаров. Основные знания, основной опыт практически сейчас сосредоточен, скорее, у волонтеров, чем у любых государственных структур. При этом надо понимать, что в такой ситуации, как сейчас в Амурской области, справиться с пожарами не могут в равной степени ни государство, ни волонтеры, вообще никто, ситуация полностью вышла из-под контроля.

– Причины лесных пожаров остаются, видимо, традиционными – это травяные палы, жаркая и сухая погода, костры в лесах?

– Сейчас почти все пожары – переход огня с горящей травы на лес. Костры в лесу и прочие точечные источники – это, скорее, причины, которые будут действовать летом, а сейчас это почти целиком палы сухой травы.

– Каков ежегодный ущерб от природных пожаров в России? И есть ли прорывы в их профилактике на государственном уровне?

Лесные пожары, август 2015

– Ущерб очень трудно подсчитать, поскольку ущерб – это вещь человеческая, природа ущерб считать не умеет. Официальные оценки – от нескольких десятков миллиардов в год и выше. Если говорить о количественных показателях, среднегодовая площадь лесов, гибнущих от лесных пожаров, – примерно 1,9 миллиона гектаров в год. Для сравнения – общая площадь рубок всех видов составляет около 1 миллиона. То есть сгорает у нас леса примерно вдвое больше по стране, чем вырубается. Что касается профилактики, есть хорошие изменения. Введен, хоть и не самым квалифицированным образом, запрет на выжигание сухой травы вне земель лесного фонда. Мы этого шесть лет добивались, наконец, этот запрет появился, и он, безусловно, очень сильно помог в этом году. Жечь траву стали меньше, потому что теперь есть надзор, есть однозначный запрет, неплохо работает полиция во многих регионах по соблюдению этого запрета, лучше, чем мы ожидали, работает Госпожнадзор. К сожалению, это именно такая весенняя особенность. Летом он уже не будет так сильно помогать.

– Каковы прогнозы на лето по России?

– Здесь я бы выделил две составные части, и по обеим прогноз очень тяжелый. Первая часть – это торфяники, они затрагивают большую часть населения, это главный источник дыма. К сожалению, мы видим и ожидаем очень много торфяных пожаров. По торфяным пожарам прогноз очень неблагоприятный, особенно это касается Северо-Запада, Ленинградской области, возможно задымление Санкт-Петербурга. Это наиболее вероятная зона бедствия. По лесным пожарам страна менее готова к борьбе с ними, чем в прошлом году, потому что из лесохозяйственных организаций в регионах уходят люди – падает финансирование, они не получают зарплату, изнашивается техника. За прошлый год общее финансирование лесного хозяйства сократилось на 10 процентов. И людей, которые могут грамотно бороться с пожарами, осталось меньше. Поэтому страна не готова к сезону пожаров, – считает руководитель Лесной программы Гринпис Алексей Ярошенко.