Летняя сцена американского джаза

Тео Масеро и Айра Гитлер (слева направо)

Ньюпортский джазовый фестиваль родился, как ответ французским фестивалям Ниццы и Парижа. Небольшой городок на Род-Айленде в июле 54 года стал летней столицей джаза. Он стал практически обязательной сценой джазового мира.

В отличие от Адольфа, Айра Гитлер родился в еврейском Бруклине. В отличие от фюрера он не считал джаза «музыкой дегенератов». И он был и остается одним из самых известных джазовых критиков, продюсеров, и авторов сотен и сотен liner notes – аннотаций к пластинкам и позже к CD. И, само собой, Айра присутствовал на всех важных джазовых фестивалях. Включая и все ньюпортские.

Одним из лучших дисков (двойной CD), посвященных джазовым фестивалям был и остается «Избранное Ньюпорта 57 года». Вот на этом празднике музыки мы и остановимся сегодня.

Не смотря на майские грозы свежего разлива, устраивайтесь поудобнее у ваших ламповых и транзисторных, гоните мышь на вашем ПК к строчке «Время Джаза. Слушать». Строчка эта прописана на сайте www.svoboda.org . Это означает так же, что у микрофона в Париже – ваш неизменный ДС:

Элла Фитцджеральд

Ella Fitzgerald - Airmail Special – 4:27 (The best of Newport 57 – Verve)

«Airmail Special», «Специальная авиапочта», «Скорая авиапочта». Малость неуклюже, но таково название пьески Бенни Гудмена, Чарли Кристиана и Джеймса Муди. Как вы понимаете, Элле Фитцджеральд слова не нужны. Она выдала несколько фраз в самом конце, но это чистый импровиз. Ей аккомпанировали на Ньюпорте-57: Дон Эбни – рояль; Уендел Маршал – контрабас и Джо Джонс – ударные.

Аннотацию к двойному Си-Ди «The best of Newport 57» написал в 2007 году семидесятидевятилетний Айра Гитлер. Еще несколько слов о нем.

Он рос в родном Бруклине, слушая оркестры свинга тридцатых и сороковых годов. Поэтому он малость опоздал с биповой революцией и узнал о существовании Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи в тот момент, когда они уже стали новыми королями джаза. Айра начинал с liner notes, аннотаций к пластинкам, а затем начал писать статьи в журналах, посвященных джазу. От статьей и эссе он перешел к книгам. Его самая знаменитая книга, написанная в соавторстве с Леонардом Фезером, это «Энциклопедия джазовых биографий». В последний раз она была переиздана в 1999 году.

Но вернемся в Ньюпорт:

Тедди Уилсон

Teddy Wilson Trio - I got rhythm – 4: 23 (The best of Newport 57 – Verve)

«I got rhythm», «Я поймал ритм» - классика Джорджа и Айры Гершвиных. Классическое же трио Тедди Уилсона. Тедди – рояль; Милт Хинтон – контрабас и Спекс Пауэл – ударные.

Айра Гитлер пишет про Ньюпорт-57:

«В фестивале участвовали пианистические трио совершенно разных стилей. Эдди Коста с Диком Джонсоном на альт-саксофоне и Рольфом Каном на кларнете; Тошико Акиоши из Японии (она живет в Нью-Йорке всего лишь год); и трио мэтра прежних лет – Тедди Уилсона. Пианист Сесил Тейлор ведет за собой квартет, в котором играет молодой саксофонист Стив Лейси. Тейлор выводит на широкую публику этого малоизвестного саксофониста»

Пыль прошлого! Она не застилает вам глаза?

В ранних пятидесятых Айра Гитлер работал продюсером на сеансах звукозаписи фирмы «Престиж». Именно ему принадлежит термин «полотна звука» - его личное определение игры Джона Колтрейна. В шестидесятых Айра был нью-йоркским редактором журнала «DownBeat». Он так же писал для «Метронома», «Jazz Times», «Jazz Improv», «Modern Drummer», «New York Times», «San Francisco Chronicle», «Village Voice», «Vibe», «Playboy», «World Monitor» и «New York Magazine». За пределами США он печатался в японском «Swing Journal», итальянском «Musica Jazz» и французском «Jazz Magazine». В 1974 году он получил грант Фонда Гуггенхайма, в 2001 награду Джазового Общества Нью-Джерзи, а в 2002-м премию Ассоциации Джазовых Журналистов.

Позволю себе напомнить: вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Эдди Коста

Eddie Costa Trio - There will be never another you – 7:05 (The best of Newport 57 – Verve)

«There will be never another you», «Второй тебя никогда не будет». Стандарт Мака Гордона и Харри Уоррена. Трио Эдди Коста (Коста – рояль; Эрни Фюртадо – контрабас; Эл Белдни – ударные) и гости: Рольф Кан – кларнет и Дик Джонсон – альт-саксофон. Суббота, 6 июля 1957 года, Ньюпорт.

«Пятидесятые годы, - писал Айра Гитлер в аннотации к двойному си-ди «The best of Newport 57», - были золотой эпохой джаза. Временем, когда музыка в ее совершеннейшей форме пользовалась феноменальной популярностью в Америке. Стартовавший в 54 году ньюпортский фестиваль, породил множество фестивалей по всей стране. Университеты стали основными игровыми площадками для оркестров. Джазовые клубы Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Филадельфии, Питсбурга, Детройта, Миннеаполиса, Милуокки, Коламбуса и Сан-Франциско так же стали маршрутом джазовых фестивалей. В крупных городах джазмены выступали неделями, если не месяцами. Эти оркестры не распадались, а работали вместе на всем протяжении гастролей. Северо-техасский университет, который первым после войны открыл факультет джазовой музыки, возглавил это фестивальное движение…»

Коулмен Хокинс

Coleman Hawkins – Moonglow – 2:45 (The best of Newport 57 – Verve

«Moonglow», «Лунный Свет», Ирвинга Миллса, Эдгара ДеЛанжа и Уилла Хадсона. Комбо Коулмена Хокинса (тенор-саксофон) с Ройем Элдриджем на трубе; Питом Брауном на альт-саксофоне; Реем Браянтом за роялем; Элом МаКиббоном – на контрабасе и Джо Джонсом – на ударных.

Это так же фестивальная традиция – временно организованные комбо из участников-сайдменов и знаменитых лидеров.

Если вы вдруг решите купить двойной CD «The best of Newport 57», не советую приобретать европейскую (в Европе отштампованную) версию. Со звуком все нормально, но в тексте все перепутано: последняя пьеска называется не «Moonglow», а «Mooglow», Билли Холидей носит имя Нилли Холидей, а Сесил Тейлор – Сасил Тейлор. И это не все. Время композиций не указано вообще. Берите оригинал, изданный в Штатах.

Пожалуй, самым удивительным в судьбе Айры Гитлера является тот факт, что его второй страстью после джаза была любовь… к хоккею на льду. Он писал отзывы в два спортивных журнала «New York Rangers» и в «National Hockey League». Среди его книги знаменитая: «Кровь на льду – самые крутые моменты в истории хоккея». Но джаз, как ни крутись, занимал первое и главное место в его жизни. Мне легко его понять: тридцать лет, если не больше, каждый день я выходил на теннисный корт и, между пишущей машинкой утром, московским, коктебельским, калифорнийским кортом днем, и бокалом красного или белого, десятилетиями не было пауз. Мне даже довелось играть за Orange County Лос-Анджелеса против сборной Тихуаны и, скажу честно, я проиграл крутому, быстрому мексиканцу, у которого было по крайней мере 64 фосфорицирующих зуба, все три сета. После чего, московский приятель, великий нейрохирург Олег Чаковани (что было не его специальностью!), неделю лечил мой tennis elbow в клинике Лос-Анджелеса.

Mea culpa – это не спорт-час «Свободы» - это все еще «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Однажды в Люксембургском саду, где на опохмелку обычно играли Скот-Фитцджеральд и Хемингуэй, я выбил себе плечо, заполучив то, что называется «капсулитом» и стал гораздо больше времени проводить у микрофона марки «Сеннхайзер»….

Сесил Тейлор

Cecil Taylor Quartet - Nona's Blues – 7:33 (The best of Newport 57 – Verve)

«Nona's Blues», Сэсила Тейлора, друга и соратника Джона Колтрейна и, что страшнее, Коулмена Хокинса. Насчет «Ноны», учитывая странности европейской версии диска, не могу ничего сказать. Может быть это «Мона Блюз», что вполне могло бы привести к четвертой реставрации Моны Лизы, скрипящей зубами за бронированным стеклом в узком пенальчике галереи Лувра.

С Тейлором, рояль, в Ньюпорте играли: тот самый Стив Лейси – сопрано-саксофон (на сопрано и играл Колтрейн!), Бюэл Найдлингер – контрабас и Деннис Чарльз – ударные. Мы все еще в Ньюпорте и на дворе 1957 год!

Кроме французских фестивалей на Ривьере и в Париже довольно быстро народились фестивали в Торонто (где Гленн Гульд, этот монстр классического фортепьяно, приходил слушать Билла Эванса!), в Монтрё, Швейцария, где семейное трио Набоковых было вынужденно удирать на Капри или Корсику, чтобы избавиться от этих свингующих варваров. (Не забудем, что третьим в семье был Дмитрий Набоков – автогонщик и, вуаля, оперный певец!) А так же в скандинавских странах и, постепенно, на юге Франции, но уже не только на Ривьере и в Миди и приморских Альпах.

Лион Саш

Leon Sash Quartet - Blue Lou – 5:06 (The best of Newport 57 – Verve)

«Blue Lou», композиция Ирвинга Миллса и Эдгара Сэмпсона. Лион Саш – аккордеон; Тэд Робинсон – кларнет и тенор; Ли Моргэн – контрабас и Роджер Прайс – ударные.

В конце пятидесятых фестивали начали плодиться, как рыжики и лисички под Рамбуйе, что рядом с Версалем. В Комблан-ла-Тур (Бельгия), в Каннах (а не в Ницце), в Хуан-Ле-Пан, что совсем рядом. В конце восьмидесятых годов Международная Федерация Джаза объявила о существовании… восьмисот фестивалей. Они были прописаны отныне от Аргентины до Югославии, Индии, Кубы, СССР, Японии, Польши, Болгарии, Турции и Австралии. Под СССР подразумеваются прибалтийские республики.

Ньюпорт это курортный городок на острове Акиднек штата Род-Айленд. Его неофициальное популярное название – «Океанский Штат». Ньюпорт (Новый Порт) находится в 48 км к югу от столицы штата Провиденс. Он знаменит своими виллами, университетом Солв Реджайна и портом ВМС, морским училищем и базой подводных лодок. Два президента США, Айк Эйзенхауэр и Джон Кеннеди, проводили здесь летние отпуска.

Bobby Henderson - Blues for Louis – 5:58 (The best of Newport 57 – Verve)

«Блюз для Луи» - композиция и соло Бобби Хендерсона

В наши дни фестивали свингуют по всей Европе. Во Франции они гремят внесезонно, но все же чаще летом, по всей стране. Причем в местах, за которыми подобное и не подозревалось: Булонь-Бианкур, Гренобль, Марн-ла-Валле или Марсиак. Привычно свингуют нынче Копенгаген, Цюрих, Корк, Гаага и, не забудем, Коктебель… Самым рафинированным фестивалем в стране галлов стал Марсиак. Правда, этим летом, виною экономический кризис, как я понимаю, в Марсиаке, было гораздо меньше фанов…

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона – Дмитрий Савицкий.

Спасибо всем, кто пишет вашему ДС в рубрике комментариев. Я сохраняю все и, когда есть возможность, на все отвечаю.

Тёк Мёрфи

Turk Murphy Band - St. James Infirmary – 5:12 (The best of Newport 57 – Verve)

«St. James Infirmary» - Джо Примроуза. Одна из ранних композиций в истории джаза, записанных на граммофонной пластинке в начале прошлого века, точнее в 1928 году. Джо Примроуз это псевдоним Ирвинга Миллса. Блюз этот прославил Луи Армстронг, а «St. James Infirmary Blues» прославил Сатчмо.

В данном случае на фестивале 1957 года в Ньюпорте играли: Тёк Мёрфи – тромбон и вокал; Ларри Конгэр – труба; Эл Конгэр – туба; Билл Нэйпэр – кларнет; Пит Кльют – рояль; Дик Лэмми – банджо; Тэд Вандон – ударные.

Расстанемся мы на композиции Хораса Силвера «Doodlin'», которая в самом начале откровенно копирует стандарт Харольда Арлена - «Blues in the Night». Аранжировку для оркестра Диззи Гиллеспи написал саксофонист и композитор Эрни Уилкинс.

Диззи Гиллеспи

Dizzy Gillespie Orchestra - Doodlin' – 6:07 (The best of Newport 57 – Verve)

Вот и все на сегодня. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза», Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам мыслимых и немыслимых благ, до следующей недели, чао, бай-бай!