Гройсман в Одессе

Юлия Марушевская и Владимир Гройсман

Наш корреспондент стал свидетелем первого официального визита премьера Украины в город у моря

Владимир Гройсман совсем новый премьер Украины. Так что понятно, что все его визиты носят сейчас приставку "первый". И вот он впервые поехал в Одессу. Насколько я поняла, для него самого смысл таких визитов состоит в том, чтобы он своими глазами увидел объекты, на которые направляются бюджетные денежки. А для тех, кто его принимает, в том, чтобы дать ему понять, что денежек хорошо бы побольше.

Грузовик на весах

Первым объектом официальной поездки стала новая трасса Одесса – Рени. Это выдающийся результат лоббистских усилий губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Это то, чем можно достойно отчитаться о проделанной работе. А что вы сделали за год? А дорогу Одесса – Рени! Другое дело, что всем было любопытно, как пройдет сама по себе встреча Гройсмана и Саакашвили? В каком-то смысле их воспринимали как конкурентов на премьерский пост, поэтому шли слухи об их напряженных настроениях.

Михаил Саакашвили появился чуть позже

В аэропорту Михаил Саакашвили Владимира Гройсмана определенно не встречал. Гройсман на этот участок приехал первым. И уже начал было выслушивать отчеты строителей, как павильончик, где мы плотненько вокруг него стояли, вдруг опустел: камеры метнулись к дороге, на которой появился одесский губернатор. Он вошел в павильончик, пристроился за выступающими и стал тихо слушать, пока его не заметил и радостно не поприветствовал премьер, и с этого момента они уже не расставались.

Саакашвили и Гройсман встретились как друзья

Всем, кого интересуют детали общения премьера со строителями, предлагаю послушать этот разговор. Ну, там в чем смысл? Сначала они публично выясняют, сколько стоил этот кусок трассы. Я подчеркиваю слово "публично", потому что для себя, не для прессы, они эту цифру – и премьер, который ее уточняет, и те, кто ему отвечают, знают наизусть. 289 километров дороги стоили 1 миллиард 100 тысяч гривен (грубо умножьте на 4, чтобы получить рубли). Деньги большие, но их будет еще больше, будет создан специальный дорожный фонд, как обещает премьер, потому что цель, вообще, вот она (он сам все время показывает рукой на карте, он как экскурсию проводит дорожникам) – это большой скоростной автобан в Европу.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Премьер Украины на трассе Одесса-Рени

Потом происходит неожиданное: премьер вдруг призывает к себе мэра Балты, который, вроде бы, не имеет отношения к этой дороге. Это молодой симпатичный мужчина (жаль, что на моем видео маячит только его затылок, там было трудно снимать, толпа стояла слишком плотно), который все-таки здесь не случайно. Премьер публично хочет его похвалить за то, что тот разумно осваивает бюджетные средства:

– Где мэр Балты? Обратите внимание: этот человек получил деньги на развитие территориальной общины, и она будет одной из самых лучших в стране.

После короткого разговора восхищение премьера мэром достигает своего апогея:

– Бизнес он регистрирует. Землями он распоряжается. Местные налоги собирает. Юстиция у него есть. Я не знаю, что ему еще делать.

– Работать! – как бы сам себе подсказывает образцовый мэр Балты.

– А, ну да, – соглашается премьер. Логично. Что остается.

Потом на сцену выходит новый оратор. Это представитель Укртрансбезпеки – службы безопасности на транспорте. Начинается самое интересное. Презентация передвижных весов! Потому что построить дорогу – это полдела. Эту дорогу надо каким-то образом спасать. Потому что одни ее строят – другие разносят в дым. Для целей спасения и существуют эти весы. Машину прогоняют через них. И если ее вес больше 40 тонн – разворачивают назад. Другое дело, что весов этих мало. А те, что есть, неисправны. К примеру, на трассе Одесса – Киев несколько лет стояли две пары таких весов и обе неработающие. За те годы, что существует эта трасса, которая, казалось бы, новой была относительно недавно, она превратилась в какие-то американские горки. Лично я пару раз нещадно обожглась кипятком, пока ехала по ней в автобусе. Вам культурно разносят чай, и вы вместе с картонным стаканчиком начинаете прыгать под потолок. Такой экстремальный аттракцион. Однако пару дней назад на эту трассу пригнали новые английские передвижные весы. И народ взбунтовался! Взвешиваться не захотел. Потому что сильно подозревал, что норма в 40 тонн окажется для них неподъемной, простите за каламбур. Они заблокировали трассу, движение было парализовано. Именно их сейчас называет "титушками" Михаил Саакашвили в разговоре с этим начальником:

– Были там титушки!! Но в конце концов поехали.

– Надо пост сделать антититушный. 78 передвижных пунктов еще надо, – говорит начальник. Ну да. В защиту дороги, похоже, нужно вложить больше, чем в саму дорогу.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Новые весы для транспорта

И тут им приносят свежую справку прямо о результате с этих весов, которые с киевской трассы в честь визита премьера переехали сегодня на трассу Одесса – Рени. На наших глазах на эти рельсы въехала специально пригнанная фура. Оказалось, она весит 38 тонн. Запретная граница в 40 не перейдена. Ура. Может проезжать.

Страдальцы из Измаила

Потом вся наша колонна двинула в Интерхим. Это такое суперсовременное предприятие по производству лекарственных препаратов. В одесском Интерхиме, к примеру, придуманы всем сегодня известные амексин и феназепам. Ну, еще они производят миллион разных антидепрессантов, антипохмелинов и прочих актуальных препаратов. Это мощное богатое частное предприятие, которое, насколько я понимаю, денег у бюджета не просит, но просит помощи в борьбе со всякого рода коррупцией, с поборами посредников и с фармацевтической мафией, которая подкупает врачей, прописывающих пациенту тот препарат, который эта мафия хочет ему впарить. И вот рядом с этим могучим процветающим предприятием мы неожиданно встретили большую группу людей с плакатами.

Эти люди надеялись, что премьер к ним выйдет

Я страшно удивилась. Дело в том, что Интерхим находится в довольно пустынной зоне, на некотором отшибе от города. Здесь совсем никого нет, они ехали сюда, потому что совершенно точно знали расписание визита премьера. Еще больше я удивилась, когда узнала, что приехали они сильно издалека, из самого Измаила. Их было человек триста, не меньше. Они держали в руках отчаянные мольбы о помощи. Премьер проследовал в Интерхим без остановки, но мы выполнили его работу. Мы стали разговаривать с этими людьми.

Рабочие подчеркнуто держали в руках флаги Украины

Они объяснили, что все их беды от того, что государство запретило их предприятию оставлять себе НДС, и теперь их хозяину не на что закупать семечки подсолнуха, чтобы жать из них масло. И все они, все 500 человек, вот-вот окажутся на улице. Ко всему этому примешивался тот дополнительный сюжет, что это предприятие, очень похоже, в одну ночь захватили рейдеры из Киева, и теперь было непонятно, семечки не на что купить их прежнему измаильскому хозяину или новому киевскому?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Измаильский масложиркомбинат - акция отчаяния

Поговорив с этими несчастными, мы проследовали в роскошный Интерхим, где Владимир Гройсман и Михаил Саакашвили провели переговоры с генеральным директором предприятия Анатолием Редером и другими фармацевтами, съехавшимися со всей Украины.

Генеральный директор Интерхима Анатолий Редер (первый слева) проводит переговоры с премьером и губернатором

На переговоры эти прессу не пустили, потому что, как объяснили, вопросы лекарств для страны слишком остры, ожидается много ненормативной лексики. Не исключаю, что это не было шуткой.

После всех плановых мероприятий премьер опять ускользнул от протестующих – его повезли другой дорогой. А мы опять шли мимо них, и они скорбели, что зря приехали и зря простояли. Но мы их утешали, что не зря, потому что вон нас какая толпа, мы все напишем про их беду. Потом они разом снялись с места и принялись рассаживаться по автобусам.

Обратно в Измаил несолоно хлебавши

А потом было смешно. Потом наш журналистский автобус остановил патруль для досмотра. Похоже, они получили сигнал о трех протестных автобусах и перепутали нас с этими протестующими.

Потом было еще раз смешно. Уже на следующем участке, в Одесском порту, Михаил Саакашвили неожиданно похвалил Владимира Гройсмана, что тот стал общаться с простым народом. Мы-то видели, как часть этого народа была проигнорирована на наших глазах. Но может быть, это был аванс на будущее.

Красавица и начальство

Последним пунктом маршрута был Одесский порт. Грузы, которые проходят через этот порт, встречает, как известно, необычайной красоты девушка по имени Юлия Марушевская, которая тут работает начальником таможни.

Юлия Марушевская в центре. Губернатор и премьер хлопают по обоим плечам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна

Юлию со всем теплом и вниманием сначала выслушали оба начальника – премьер и губернатор, а потом она для страховки рассказала о своих проблемах журналистам. На морском вокзале Одессы никак не начнется строительство нового таможенного терминала. Деньги на него выделены – в размере 35 миллионов гривен. Но они почему-то заблокированы. Нет политической воли, чтобы их разблокировать. Как говорит Юлия, это просто увидеть, появится ли такая воля. Начнется через неделю строительство – значит, она есть. Не начнется – нету ее. Не понимаю я всего этого. Послушайте и посмотрите на эту девушку. Разве можно не построить для нее новый терминал?! Воля и деньги – вот все, что нужно от этих прекрасных мужчин Юлии Марушевской, потому что 35 миллионов – это только чтобы начать строительство. Чтобы его закончить, нужно еще столько же.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Начальница Одесской таможни о строительстве нового терминала

​"Евровидение-2017"

И наконец, "Евровидение". Журналисты прямо в горло вцепились Михаилу Саакашвили: будет ли он бороться за "Евровидение" для Одессы?! За него, в общем, ответил Владимир Гройсман, что эти вопросы с кондачка не решаются, что это будет честное соревнование между городами. Ну, Одесса уже пережила одно такое честное соревнование и осталась без евро по футболу как без собственных ушей. Может, с песнями ей повезет больше.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Гройсман в Одессе о выборе города для Евровидения