Прощай, Рио

Показательный фехтовальный поединок главы МОК Томаса Баха (слева) и россиянки Карины Азнавурян, 21 октября 2015 года

Американский эксперт – о единственном действенном ответе на тотальную коррупцию в российском спорте

Американская федеральная прокуратура начала расследование по следам сообщений о масштабном применении допинга российскими ведущими спортсменами и возможной причастности к ним представителей российских властей, написала на минувшей неделе газета New York Times со ссылкой на неназванных официальных лиц, знакомых с деталями дела. В четверг уже телеканал CBS сообщил о том, что Федеральное бюро расследований США так же начало проверку возможной причастности американских банков к связанному с российскими спортсменами допинговому скандалу. По сведениям источника CBS, знакомого с ходом расследования, ФБР выясняет, есть ли связь США со скандалом, в частности, "не использовался ли американский банк в допинговых схемах, которые, предположительно, поддерживаются государством". В поле зрения следователей попали "спортсмены, тренеры, антидопинговые чиновники и российские официальные лица".

8 мая CBS показал сюжет, в котором бывший сотрудник Российского антидопингового агентства Виталий Степанов утверждает, что не менее четырех российских золотых медалистов Сочи употребляли стероиды. А New York Times неделей ранее со ссылкой на бывшего руководителя московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова написала, что десятки российских спортсменов, в том числе 15 чемпионов Олимпиады в Сочи, употребляли допинг в рамках секретной государственной программы. Министр спорта России Виталий Мутко назвал эти утверждения "абсурдными", заявив, что это часть "информационной войны" против российских спортсменов. В Международном олимпийском комитете вновь заговорили о возможном отстранении российской сборной от Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.

Флаги России и Олимпийского движения, Сочи, закрытие Олимпиады-2014

​Каковы перспективы американского расследования российского допингового скандала? Федеральные прокуроры в Америке, как правило, в правонарушения вокруг спорта не вмешиваются. Тем не менее региональная прокуратура в Бруклине, занявшись аферами, которые недавно потрясли Международную федерацию футбола, сумела привлечь к ответственности целый ряд высокопоставленных чиновников ФИФА. Именно этому управлению поручено сейчас взять в работу и "российское допинговое досье".

Объектами расследования будут российские спортсмены, тренеры, начальство российского антидопингового агентства, другие спортивные и неспортивные чиновники. Словом, все те, кто является потенциальными бенефициарами нарушения запрета на употребление стероидов в спорте. По словам профессора университета штата Юта Дэвида Берри, специалиста в области спортивной экономики, подозреваемые могли проводить через американские банки грязные деньги, которые они получали за сокрытие фактов употребления допинга, или участвовать в сговоре с целью отмывания денег.

"В этом и есть суть. Те же соображения, кстати, легли в основу расследования коррупции в ФИФА, которое осуществляло наше ФБР. Если в скандале хоть каким-то боком оказываются замешаны американские банковские учреждения, ФБР автоматически получает право вмешаться. Однако для меня как для экономиста главным во всей этой афере является все же не юридический, а денежный аспект: что мотивирует власти тратить столько усилий и средств на мошенничество?"

Развитие допингового сюжета подстегнуло недавнее интервью New York Times бывшего главы российской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который подробно и красочно описал систематическое участие в скандале спортсменов, тренеров, врачей, высокопоставленных чиновников от спорта и даже сотрудников спецслужб, которые в течение нескольких лет методично готовились к сочинской Олимпиаде, создавая новые допинги и придумывая различные научные и оперативные схемы, препятствующие их обнаружению. Таким образом якобы выполнялось негласное наставление Кремля добиться успеха на играх в Сочи любой ценой. Реакция официальной Москвы на разоблачения, сделанные Родченковым, была противоречивой: смесь самокритики с глухой "несознанкой". Так, министр спорта Виталий Мутко в беседе с британской Sunday Times признал, с одной стороны, наличие "серьезных ошибок" – в надежде, предположительно, разжалобить тех иностранцев, от которых зависит допуск России к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, – но не уточнил, каких именно ошибок, и ничего не сказал о причастности к скандалу официальных структур. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и вовсе назвал заявления Родченкова "клеветой перебежчика".

Бывший директор российского антидопингового агентства Григорий Родченков

"Да, коррупцией в олимпийском движении мало кого удивишь, – продолжает Дэвид Берри, – хотя в США нашлись комментаторы, которые, по собственному признанию, были абсолютно шокированы размахом допингового скандала в России. Что до меня, то я хочу вернуться к мысли о том, почему власти ряда стран так "фанатеют" по поводу Олимпиад и стремятся во что бы то ни стало добиться на них как можно большего числа побед. Я понимаю побудительные мотивы к разнообразным злоупотреблениям в американском студенческом спорте. Университетский спорт в Соединенных Штатах – явление уникальное, в нем оборачиваются огромные денежные суммы, часть которых абсолютно законно присваивают администрации вузов на цели развития, скажем, той же научной базы. Стимулы к употреблению допингов очевидны, поскольку победы приносят мгновенную и осязаемую выгоду. Но Олимпийские игры – совсем другое дело. Исследования одно за другим демонстрируют, что общество в целом нисколько не выигрывает от них, а только проигрывает. Золотые медали в золото не переплавляют. Убыточность инвестиций в спортивные зрелища не останавливала правителей в Древней Греции и Риме, но сейчас, казалось бы, времена иные, правящие элиты стали как будто более рациональными. Репутация действующей администрации в Вашингтоне нисколько бы не убавилась в случае плохого выступления американских олимпийцев. Но в России это не так. И в Бразилии не так. И в Китае. И во многих других странах. Ради национального престижа они готовы на все. Спрашивается, однако: какой-то президент или премьер потерял должность из-за неудачи его страны на Олимпиаде? Провал на Олимпиаде, несомненно, испортит настроение миллионам спортивных болельщиков, но как долго продлится их уныние? И какую цену власти готовы платить за то, чтобы это уныние не наступило? Чтобы вместо него в стране воцарилась скоротечная эйфория?"

Мария Савинова и Екатерина Поистогова

Мария Савинова, чемпионка в беге на 800 метров на лондонской Олимпиаде, и ее подруга по команде, бронзовый призер Екатерина Поистогова, "сидели" на анаболиках, рассказал Григорий Родченков. Обеим грозит пожизненная дисквалификация. До Родченкова завесу с российской допинговой аферы сорвали Виталий Степанов, в прошлом работник антидопингового агентства, которому официальные лица предлагали взятки за фейковые анализы, взятые у спортсменов, имевших хорошие шансы на медали; и его жена Юлия Русанова, одна из ведущих бегунов на дистанцию 800 метров. И Родченков, и Степанов с супругой перебрались на бессрочное проживание в США. Степанов и Русанова изначально выступили со своими разоблачениями на немецком ТВ осенью прошлого года, а на днях повторили их с новыми подробностями в одной из самых рейтинговых американских телепередач 60 Minutes. Русанова в 2013 году была поймана на допинге, лишена всех наград с 2011 по 2013 годы и дисквалифицирована на два года. Срок дисквалификации истек в прошлом году, и Русанова просит разрешения участвовать в Играх в Рио, не под российским или американским флагом, а под Олимпийским знаменем.

Юлия Русанова

В течение пяти лет Юлия Русанова принимала анаболики с ведома и по наущению тренеров и врачей. Отказывалась следовать призывам Степанова поведать миру о происходящем в российском большом спорте. Переломный момент наступил в канун лондонской Олимпиады: травма отняла у нее шансы на медаль, а следовательно, и прикрытие со стороны легкоатлетической федерации, в результате чего она была быстро уличена как пользователь стероидов на допинг-контроле. Дальше игнорировать воззвания мужа не имело смысла.

Как минимум пятнадцать россиян – обладателей медалей в Сочи принимали запрещенные стимуляторы, в том числе три золотых призера в санном спорте, лыжном кроссе и скелетоне. Как их наказывать: лишать наград? И в более общем плане, можно ли выработать такой набор стимулов и антистимулов, чтобы свести к минимуму употребление допинга спортсменами? По мнению Дэвида Берри, единственный действенный способ – отстранение от Олимпиады в Рио всех российских спортсменов:

Боюсь, нет иного пути борьбы с этой коррупцией, как дисквалификация всех российских олимпийцев

"Если коррумпированность спорта в России действительно столь масштабна, если в нее вовлечена так или иначе вся вертикаль власти, не скупящаяся ни на какие траты ради реализации своих национальных амбиций, то, боюсь, нет иного пути борьбы с этой коррупцией, как дисквалификация всех российских олимпийцев. Это, как ни парадоксально, будет признанием, с одной стороны, невероятной изобретательности русских в сокрытии фактов употребления допингов, а с другой – неспособности Запада точечно установить, кто виновен и кто не виновен в использовании допингов. Тотальная коррупция должна порождать тотальные контрмеры. Коллективная ответственность – это такой, на мой взгляд, совершенно не изощренный, но весьма эффективный способ противодействия допинговой практике, поддерживаемой всей мощью государства. Утрата страной шанса на укрепление своего международного престижа – перспектива этого способна, мне кажется, образумить руководство. Никакого незыблемого права на участие в Олимпийских играх ни у кого нет. Недопущение на Олимпиаду – это не конец жизни. Если ты играешь по правилам, то ты участвуешь. Если нет – не участвуешь. Все очень просто".