Русско-юрский период

Когда ради участия в выборах Демократической коалиции приходится изображать чайников и тихо свистеть "стоп тариф" и "крымнаш", дабы не быть вышвырнутым за борт избирательной гонки,

когда Алексей Навальный в поисках утраченных союзников оказывается в сумрачных лопухах "хорошего" национализма,

когда ни один "крупный политик" не появляется на уличных мероприятиях уже более года,

что остается делать гражданским активистам или (спасибо г-ну Волкову за незабываемую идиому!) "бесплатным дол***бам"? Держателям плакатов, расклейщикам стикеров, катателям кубов?

Дело не в том, что они (я на самом деле – один из них, поэтому знаю ситуацию изнутри) пребывают в информационной блокаде и подавляющем меньшинстве. Не в том, что все их усилия оказываются незамеченными и потому бесполезными, а язык их непонятен ни режиму, ни обществу. И не в том, что они похожи на гладиаторов, рискующих здоровьем и свободой ради развлечения диванной оппозиции, что бушует в социальных сетях – палец вверх, палец вниз – и оценивает эффективность действий активистов по количеству и "качеству" задержаний и переломанным ребрам Павленского. И даже не в том, что гражданский актив живет под постоянным присмотром и давлением со стороны служивых людей, добровольных и попавшихся на криминале фискалов, сумасшедших фриков и гопников, которым власть разрешила похулиганить.

Дело в том, что гражданские активисты – люди, которые в своей разумной жизни руководствуются двумя основными принципами: а) ненасилие, б) следование букве и духу закона, – невольно помогают власти создать иллюзию существования "пятой колоны".

Нет революционной и предреволюционной ситуации в России. Здесь сумели украсть, обналичить и перевести в офшор даже это. Но режим нашел удобным прикрывать свои просчеты и проигрыши "пятой колонной": якобы постоянно загнивающий Запад и прислуживающий ему внутренний враг дестабилизируют ситуацию в стране, разрушают государство, развращают и раздробляют единую российскую нацию, пользуются презервативами, не верят Гундяеву и так далее. Обыватель, в общем, понимает, что назначен стрелочник, что его пускают по ложному следу, но выместить гнев на истинных виновниках торжества у него не хватает духа. Срабатывает так называемый перенос – и в представителя "пятой колонны" (обычно это женщина среднего возраста с безобидным плакатом "Мусор в реку не бросать!") летят плевки, оскорбления и угрозы. В это мгновение раб чувствует себя хозяином положения, и ему становится легче.

Заслонка между режимом и обществом исчезла. Можно видеть без искажения, напрямую. Нас нет – а грязь, нищета и коррупция есть

В сложившейся ситуации представляется уместным перестать играть роль громоотвода и уйти с улицы – как сойти с политической сцены. Перевести дух. Охладиться. В смысле стать хладнокровным и расчетливым. Обернуться к интеллектуальной деятельности – изучению естествознания, например. Создавать клубы по интересам, в которых главными элементами будут практики взаимопомощи и горизонтального общения. Не помешают и физические упражнения, и другие формы работы над собой. Работать на расширение. На умение защитить себя и друзей. А потом время подскажет.

А пока давайте представим, что нас в привычном для режима и обывателя агрегатном состоянии больше не существует... Заслонка между режимом и обществом исчезла. Можно видеть без искажения, напрямую. Нас нет – а грязь, нищета и коррупция есть.

Наэлектризованное ненавистью общество ищет врага – и вдруг наталкивается на классическую "банку с пауками". "Национально-Освободительное Движение" имени Путина, "Общероссийский Народный Фронт" имени Путина, Национальная гвардия (возможно имени Путина) плюс различные военно-патриотические отростки, гостеприимный УФСИН, ушастое ФСБ, рукастый СК, зубастая Дума – прожорливые, неповоротливые, лишенные самостоятельного интеллектуального аппарата организации-динозавры, не способные производить ничего, кроме насилия и коррупции.

Если им нужен враг, пусть ищут среди своих. Если им необходимо драться и поливаться зеленкой, пусть поливаются. Это их язык. Пусть они выясняют свои отношения на своем языке. Человек мог появиться в юрский период только как источник белка, поэтому мы подождем.

Существует несколько гипотез исчезновения динозавров: от падения гигантского астероида и наступления ледникового периода до нехватки пищи и появления неизвестного вируса. Российские динозавры подошли к решению самоликвидации комплексно, то есть в зачет идет их агрессивная внешняя политика, состояние инфраструктуры, успехи в борьбе с едой и уже живущий в них вирус морального разложения…

Подождем?

Виталий Щигельский – петербургский прозаик и политический комментатор