Хабаcа Куготова, так же как многих молодых жителей Кабардино-Балкарии, арестовали по обвинению в пособничестве террористам. Пять с лишним лет Куготов подвергался преследованиям, а его семья – унижениям, прежде чем он согласился дать признательные показания, которые были написаны за него. Он и его семья пережили кошмар, которому нет конца.
В 2011 году Хабас Куготов попал в поле зрения местных полицейских, после того как на мечеть в Зольском районе Кабардино-Балкарии обратили внимание силовики. Эта мечеть ничем не отличается от десятков других молитвенных мест, куда вместе с молодыми мусульманами ходят молиться и старики. Но она, так же как и другие мечети в республике, а их около сотни, находится на особом счету у правоохранительных структур в связи с объявленной терроризму войной. Так сложилось, что для одних мечеть стала Божьим храмом, а для других – источником карьерного роста.
Поначалу оперативников Зольского района, в котором проживал Куготов, интересовали простые вопросы: когда он начал совершать намаз и кто оказал влияние на его религиозные взгляды? По словам Куготова, его ответы на допросах расходились с ожиданиями оперативников. Но тогда он не мог даже предположить, чем все это обернется для него.
В один прекрасный день осенью 2013 года в дом Куготовых ворвались сотрудники полиции в масках и провели обыск. В результате обыска ничего противозаконного обнаружено не было. Тем не менее задержанного доставили в Нальчик – как пояснили, для допроса. Во время допроса его избивали, требуя подписать признание в связях с людьми, о существовании которых он даже не слышал. Не добившись ожидаемого результата, полицейские отпустили Куготова, пообещав вскоре вернуться.
Спустя несколько месяцев в дом Куготовых вновь ворвались сотрудники полиции в масках. При обыске они обнаружили мешок с немецким карабином образца Второй мировой войны и несколько патронов, к которым, по словам Куготова, он не имел отношения (адвокаты считают, что оружие ему подбросили). На голову несчастному нацепили черный пакет и увезли в республиканский центр по борьбе с экстремизмом, где жестоко избили и подвергли истязаниям, в том числе электрическим током (эти факты зафиксировала медицинская экспертиза). Куготову предъявили обвинения в незаконном хранении оружия, после чего отец молодого человека обратился в Кабардино-Балкарский правозащитный центр. Глава центра Валерий Хатажуков организовал встречу Куготова и его родителей с заместителем министра внутренних дел Татуевым.
Рассказы о справедливом халифате на фоне неразборчивого правосудия в отношении верующих стали дополнительным фактором радикализации молодежи
"Я пошел на прием к замминистра внутренних дел КБР Казбеку Татуеву, – рассказывает Хатажуков. – В МВД изучили этот вопрос, потом пригласили Куготова-старшего вместе с сыном и меня. На этой встрече, кроме Татуева, присутствовал заместитель начальника Центра "Э" Эльдар Хоконов. Куготову задавали только вопросы типа "Знаешь ли того человека, знаешь ли этого?" В результате заявили: никаких претензий нет, все нормально, Куготов может жить спокойно. Это было в марте или в начале апреля 2014 года. Куготовы уехали в Москву, и примерно месяц назад вернулись в Кабардино-Балкарию. У Куготова родилась дочка. 24 апреля, в 5 часов утра, за ним приехала машина с людьми в масках – они надели наручники и увезли Хабаса".
По словам адвоката Аральбека Думанишева, в Центре по борьбе с экстремизмом 27-летнего Куготова в очередной раз избили, после чего перевезли из Нальчика в Черкесск – подальше от родителей и юристов. В результате, опасаясь за свою жизнь, молодой человек признался в связях с членами бандформирований и отказался от помощи адвоката. Как рассказал Думанишев, за последние три года в Кабардино-Балкарии арестованы по обвинениям в пособничестве боевикам до 200 человек, лишь единицы приговорены к условному наказанию, остальные получили длительные сроки заключения (от 5 до 14 лет тюрьмы).
Все эти случаи объединяют схожие обстоятельства: все арестованные – практикующие мусульмане, всех их обвиняют в незаконном хранении оружия. Попав в руки силовиков, все они сознаются в содеянном. К ним относятся, например, жители Кабардино-Балкарии Шогенов, Балкаров, Гуков, Ситиков. Правоохранительные органы называют такие свои действия "профилактикой терроризма" и "упреждением террористической угрозы". По мнению правозащитников и адвокатов, в большинстве случаев, когда речь идет о возбуждении уголовного дела о хранении оружия, а затем в деле задержанного появляются признательные показания о пособничестве боевикам, речь идет о фальсификации уголовных дел. И если ранее правозащитники хотя бы имели возможность осуществлять надзор за содержанием заключенных в СИЗО, то сегодня сделать это практически невозможно. Сотрудники полиции рассчитывают на эффект неожиданности и на юридическую безграмотность задержанного: требуется задержать, запугать, вытребовать признание, а дальше технически подогнать показания понятых и сотрудников полиции. При этом пытки током стали обыденной и эффективной практикой.
Как считают правозащитники, жесткие меры по профилактике терроризма в республике нуждаются в общественном мониторинге и надзоре прокуратуры. За последние несколько лет число терактов на Северном Кавказе снизилась, во многом, по заверениям властей, в результате профилактики терроризма. Но у этой положительной динамики есть оборотная сторона: масштабные фальсификации уголовных дел, внесудебные казни, пытки подозреваемых.
Осенью 2005 года Кабардино-Балкария пережила трехдневную войну между салафитами и милицией; на улицах Нальчика тогда лежали трупы молодых парней, взявших в руки оружие. За несколько месяцев до этого 600 жителей Кабардино-Балкарии, в том числе и те, кто в роковые октябрьские дни участвовал в нападении на административные здания, опубликовали открытое обращение к российским властям, требуя защитить их от произвола силовых структур. Тогда власти проявили равнодушие, которое стоило республике более сотни жизней молодых людей – боевиков, милиционеров и мирных жителей. Сегодня радикальная северокавказская молодежь увлечена "романтикой" "Исламского государства", пропагандируемой через социальные сети. Рассказы о справедливом халифате на фоне неразборчивого правосудия в отношении верующих стали дополнительным фактором радикализации молодежи в Кабардино-Балкарии, как и на всем Северном Кавказе.
Ислам Текушев – кавказский журналист, главный редактор интернет-сайта Caucasustimes