В Петербурге на здании Военного инженерно-технического университета установили мемориальную доску с именем генерала русской армии, а позднее – маршала и президента Финляндии Карла Маннергейма. В торжественной церемонии принял участие глава администрации президента Сергей Иванов, который заявил, что "никто не собирается обелять действия Маннергейма после 1918 года, но до 1918 года он служил России", сообщает Интерфакс.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Министр культуры России Владимир Мединский, также присутствовавший на церемонии, заявил, что памятники героям Первой мировой войны – это попытка "справиться с трагическим расколом в обществе", передает РБК.
Карл Маннергейм служил в русской армии с 1887-го по 1917-й, начав корнетом и закончив в звании генерал-лейтенанта. Он участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Вскоре после Октябрьской революции он вернулся в Финляндию незадолго до того, как та объявила независимость. Позже он возглавил совет обороны Финляндии и командовал ее армией во время советско-финской войны 1939–40 годов, а с началом Великой Отечественной руководил наступлением в Карелии на стороне стран Оси. В 1944 году Маннергейм стал президентом Финляндии, сменив ушедшего в отставку Ристо Рюти, и подписал мир с СССР.
По мнению кандидата исторических наук Кирилла Александрова, Маннергейм верой и правдой служил в русской армии до 1917 года, имеет 10 офицерских наград и является одним из символов Петербурга.
- Конечно, в Ленинграде доска барону Маннергейму была бы неуместна. Но наш город уже 25 лет снова называется Петербургом, в котором органичны не только дворцы, но и люди – в первую очередь. Маннергейм – незаурядный представитель русского гвардейского социума и русской императорской армии конца XIX – начала ХХ столетия. Наша память дискретна – мы помним, что финский войска во время Второй мировой войны воевали против Советского Союза. А вот памяти о военном, царском, гвардейском Петербурге, Петербурге Великой Войны, как называли Первую мировую, у нас нет – нет и памяти о Маннергейме.
Кирилл Александров напоминает, что Маннергейм – генерал-лейтенант русской императорской армии, офицер, среди наград которого – орден святого Георгия IV степени и очень престижное Георгиевское оружие, полученное за храбрость. Историк напоминает также, что современники называли Первую войну Второй отечественной, так что Карла Густава Маннергейма можно считать героем Второй отечественной войны.
Памятная доска Маннергейму на Захарьевской, 22 была установлена со второй попытки – год назад ее уже пытались установить в другом месте, на Галерной улице, но тогда из-за неоднозначного отношения горожан мероприятие отложили.