Российские власти 20 июня решили закрыть детский лагерь в Карелии, 14 детей из которого погибли во время сплава в минувшие выходные, сообщил на совещании глава МЧС России Владимир Пучков. 18 июня 47 детей и четверо взрослых из детского оздоровительного лагеря "Парк-отель Сямозеро" на двух лодках и рафте попали в шторм, лодки перевернулись. Дети пытались добраться до берега вплавь, однако из-за больших волн и низкой температуры воды сделать это смогли не все. Спасательная операция началась только через 20 часов, после того как о трагедии стало известно от одной из спасшихся девочек.
В Карелии и Москве 20 июня объявлено днем траура. В понедельник утром в Москве приземлился самолет МЧС с телами погибших детей. Ранее Департамент труда и социального обеспечения правительства Москвы опубликовал список жертв трагедии. В нем 14 имен, возраст детей – 12–13 лет. Найдены тела 13 человек, поиски еще одного школьника продолжаются. Как минимум десять погибших были из малообеспеченных семей или сиротами.
По делу о гибели детей задержаны пять человек: директор лагеря, его заместитель, двое инструкторов и вожатый. Следственный комитет России начал расследование уголовного дела по статье о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших за собой смерть двух или более лиц, наказание по которой предусматривает до 10 лет лишения свободы. По данным следствия, на походе настояли вожатые, несмотря на протесты детей, которые говорили, что по лагерю ходят слухи о надвигающемся шторме.
На месте трагедии побывал наш коллега, журналист карельской телекомпании "Ника Плюс" Александр Гнетнев:
Только безумец мог пойти в такую погоду в открытое озеро
– Вообще, для понимания того, что произошло, важно представлять климат Карелии. У нас, на самом деле, очень непредсказуемая погода, то есть утром может быть солнечно, а вечером и ночью – огромный шторм. И дети попали именно в такой шторм на Сямозере. Те, кто не был в Карелии, знают Онежское озеро, Ладожское озеро. Сямозеро, на самом деле, тоже довольно крупный водоем, и он примечателен тем, что опасен, он может генерировать довольно большую волну. Дети на двух каноэ и на одном рафте отправились в поход на острова. На Сямозере есть острова, на которых дети должны были провести ночевку. И в процессе передвижения туда они попали в шторм.
Мне удалось поговорить с тремя детьми, это были подростки – двое по 10-12 лет, один был постарше, ему было на вид лет 14–15. Все они были достаточно адекватные, в нормальном состоянии, но надо сделать поправку, что это были дети, которые были на плоту, который причалил к острову. По их словам, они направлялись на некий остров Змеиный. Дети были в нормальном состоянии, но опять же, поправка, они не видели самой трагедии, не видели, как тонули их сверстники. Насколько понятно, перевернулись дети на каноэ. Сопровождали ребят тоже едва ли не дети – 19-летние инструкторы, и даже речь идет об одном 17-летнем вожатом. Сейчас эти люди задержаны, равно как и руководство лагеря.
Место, где я был, – это турбаза "Кудама", там развернут штаб МЧС, туда прилетело руководство Северо-Запада, МЧС, там находились все чиновники первого звена республики, криминалисты, Следственный комитет, – там вчера было очень многолюдно. Детей эвакуировали с острова в момент, когда я там находился. Дети под открытым небом пережили штормовую ночь, а ночью достаточно прохладно на островах. Что касается тел погибших, часть из них находилась буквально в паре километров от места, где был развернут штаб МЧС, место это было огорожено, разумеется, прессу туда не пускали. Прессе препятствовали и в беседах с детьми, прикрываясь законом о СМИ, дескать детей нельзя демонстрировать. Те дети, с которыми удалось поговорить, чувствовали себя хорошо.
– От чего погибли дети, понятно? На них не было спасательных жилетов? Или они погибли от переохлаждения?
Эти спасжилеты на них могли надеть спасатели
– Сейчас точной официальной информации об этом нет. Есть предварительная информация о том, что один ребенок захлебнулся, а все остальные погибли от переохлаждения и травм головы. Это предварительная информация наших коллег, которые ее добыли из своих источников. Те дети, с кем я разговаривал, были в спасжилетах, но надо понимать, что они были после эвакуации, и эти спасжилеты на них могли надеть спасатели, которые за ними направились на остров. А были ли они в спасжилетах, когда отправлялись в поход на Змеиный остров, неизвестно. Ровно как и то, как столько людей уместилось на каноэ. Я не видел этих лодок, на которых они сплавлялись, но лодки-каноэ, которые обычно используют на турбазах, довольно маленькие и не предназначены для штормов. И спасатели, и другие специалисты, которые там находились, утверждают, что только безумец мог пойти в такую погоду в открытое озеро. Это довольно крупный и очень опасный водоем, – рассказал Александр Гнетнев.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Лагерь "Парк-отель Сямозеро" работал с многочисленными нарушениями, на которые не первый год жаловались дети и родители. Ребята, которые не наедались в столовой, продавали друг другу продукты, взрослых для присмотра за воспитанниками там было недостаточно, а врач всего один и не успевал всех обслуживать.
Вот отзывы о лагере с специального сайта otzovik.com:
Карельские дети в этот лагерь ездить уже перестали. В основном лагерь выживал за счет госконтрактов и того, что приезжали дети из Москвы
Лето 2015 г. В лагере всё построено безобразно. 11-летние дети курят, подбирая окурки на пляже, играют в карты на деньги, продают друг другу продукты питания. Дети в столовой не наедаются. Вожатый и инструктор вдвоём на 50 человек. Не справляются совершенно, при этом основное занятие у детей - это уборка в корпусе. Никаких настоящих занятий за 10 дней у ребёнка не было - показали как разжигать костёр и ставить палатку, и всё... Родители детей постоянно забирают, в лагере воровство. Не стоит туда посылать ребёнка ни за деньги, ни бесплатно. Если конечно ребёнка любите. Лагерь работает с социальными службами, какой контингент детей туда попадает понятно всем. Если хотите испортить своего ребёнка и создать ему максимально дискомфортные условия, то добро пожаловать в КарелияOpen. Ребёнка забрали, дожидаться конца этого ужаса не стали. Проще было съездить за 1000 км, чем мириться с тем что происходит в лагере.
Мама одной из девочек сообщала, что дочка постоянно жаловалась на "нескончаемые походы", где нет нормального питания и душ принять негде, а сопровождающий бывает пьяным.
Местные СМИ также писали о серьезных нарушениях в лагере: начиная с самовольной застройки и заканчивая дырявыми палатками, где дети спят на мокром белье или вовсе на металлических решетках двухъярусных кроватей. Об этом Радио Свобода рассказала редактор сайта Губернiя daily Ксения Сорокина:
И наши власти, и в Москве не могли не знать, что там на самом деле происходит
– Еще в 2012 году ко мне обратился директор смены этого лагеря. Он рассказал, что не смог доработать до конца смены, потому что понял, что то, что происходит в лагере, опасно для жизни детей. Но все его обращения к руководству, в частности, к директору Елене Решетовой, ни к чему не привели. Она сказала, что все в порядке, волноваться не о чем. Хотя он – педагог с 15-летним стажем, и по его мнению, там происходили совершенно вопиющие вещи. Было много жалоб на просроченные продукты, плохие условия содержания детей. Им предлагали кататься на неисправном квадроцикле. На территории лагеря был веревочный парк, который строился на одну смену, но к тому времени эксплуатировался уже 4 года. И этот педагог лично не пускал туда детей, потому что считал, что это опасно. Он также рассказывал о всевозможных нарушениях санитарных норм: хлеб привозили в одном багажнике с бензином, а потом кормили детей, о просроченных йогуртах, другой еде.
– Родители жаловались на лагерь?
Было много жалоб и от детей, и от родителей. То, что его не прикрыли, – большая загадка
– Было очень много жалоб и от детей, и от родителей, поэтому то, что его не прикрыли – для нас большая загадка. В 2015 году была большая проверка, туда выезжали надзорные органы и выявили кучу нарушений. К лагерю были иски и от родителей, и от надзорных ведомств. Карельские дети в этот лагерь ездить уже перестали, об этом говорят местные туроператоры. Они перестали рекомендовать этот лагерь. В основном лагерь выживал за счет госконтрактов и того, что приезжали дети из Москвы. Либо они не знали, что там происходит, либо привлекала низкая стоимость – когда проводят тендер, пытаются найти услугу по минимальной цене, а у них месяц отдыха стоил около 30 тысяч. В принципе, на сайте у них все очень красиво расписано: и питание, и обучение, и прекрасные условия, и замечательные педагоги.... Думаю, и наши власти, и в Москве не могли не знать, что там на самом деле происходит, – считает карельский журналист Ксения Сорокина.
О трагедии в карельском лагере говорит бывший мэр Петрозаводска, оппозиционный политик из партии "Яблоко" Галина Ширшина:
Госконтракты на оказание услуг парк-отель получал от Министерства здравоохранения Карелии
– Все в Карелии знают, что Сямозеро – очень красивое место, красивое и опасное озеро, которое привлекает внимание туристов из Санкт-Петербурга и наших карельских рыбаков, и тех, кто любит отдыхать на природе. Это известное место. А "Парк-отель Сямозеро" – это один из лагерей, который в свое время был государственным, а потом стал частным. Сейчас появились сведения о том, что государственные контракты на оказание услуг для организации детского отдыха этот "Парк-отель" получал на протяжении нескольких лет от Министерства здравоохранения и интеллектуального развития Республики Карелия. Это были тендеры, и они были выиграны на понижении цены, насколько я понимаю. Некоторое количество жалоб и претензий к данному лагерю именно по качеству обслуживания уже было, это публиковалось в наших газетах.
Как бывший мэр города я знаю, что для того, чтобы подготовить лагерь к запуску, нужно пройти очень большое количество проверок, нужно подготовить персонал, пройти бесконечные комиссии, провести ремонтные работы, подтвердить, что все работники прошли соответствующие инструктажи по безопасности. А этот лагерь специализировался именно на экстремальных видах туризма. Я думаю, здесь должно было быть все еще жестче. Но вот сегодня выяснилось, что там вообще студенты педагогического колледжа были инструкторами. Это ребята, которые не имеют даже представления о технике безопасности. Всем жителям Карелии понятно, что в такую погоду нельзя на озеро выходить. Как могли выйти в такую погоду на озеро? Теперь понятно как: потому что ребята вообще никакого отношения к отдыху на воде не имели.
– Известно, что на протяжении последних двух-трех лет было очень много жалоб на работу лагеря: и детей туда привозили больше, чем нужно, и жили они в плохих условиях, и были жалобы на качество еды. Теперь мы уже знаем, что и инструкторы там были недостаточно квалифицированные. А как получилось, что на протяжении этих двух лет лагерь не был закрыт?
Если ты открываешь лагерь в рамках закона, это очень тяжело сделать
– Я не знаю, как так могло получиться. Потому что я буквально вчера кому-то из журналистов говорила, что мы не смогли в городе Петрозаводске открыть один из лагерей на территории республики, потому что не смогли пройти все необходимые требования пожарных, МЧС и так других. Мы просто не смогли выполнить ремонтные работы, которые необходимо было сделать, чтобы запустить лагерь. Поэтому у нас один из лагерей так и закрыт. И я знаю, что если ты максимально открыто и в рамках закона проходишь этот процесс открытия лагеря, это очень тяжело сделать!
– Возможно, были использованы какие-то коррупционные схемы?
– Я не хочу бросаться словами, в этом надо разбираться. Я просто говорю как мэр города, который запускал лагеря, что это очень серьезный и тяжелый процесс, и если есть какие-то недоработки, ты его не пройдешь. И сейчас все, конечно, в очень расстроенном состоянии. Это самое страшное, что могло произойти, и самое страшное, что это можно было предотвратить при условии правильно организованной работы, правильного контроля. И конечно, самое отвратительное, что мы сейчас про это говорим, уже потеряв детей. Это стыд и позор! И конечно, это все осознают.