Нереальная борьба с терроризмом

Один из авторов нового "антитеррористического" пакета – депутат Госдумы Ирина Яровая

Российские власти ужесточают антитеррористические законы, среди новшеств – ограничения на выезд и лишение гражданства

Государственная дума России в пятницу, 24 июня, намерена рассмотреть во втором чтении так называемый "антитеррористический пакет" законопроектов, внесенных депутатом Госдумы Ириной Яровой и членом Совета Федерации Виктором Озеровым. К этому этапу рассмотрения документа депутаты несколько смягчили положения о запрете на выезд из страны, но добавили новые поводы для лишения граждан России их гражданства. Один из них связан с некоммерческими организациями (НКО) – авторы предлагают считать людей, работающих в таких международных структурах в России "без согласия полномочных органов"​, добровольно вышедшими из российского гражданства.

Ранее Ирина Яровая и Виктор Озеров предлагали ограничить выезд из России на пять лет для тех, кто получил так называемое предостережение от ФСБ "о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений террористической направленности, развязывания войны и геноцида".


После шквала критики (подобные предостережения в России получают, как правило, оппозиционеры и активисты) в закон ввели новый пункт. Теперь из России не смогут выехать только люди, имеющие судимость за совершение теракта, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма и ряд других.

Внесены коррективы и в пункт о лишении российского гражданства: сначала предлагалось лишать гражданства за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм. Теперь предлагается считать совершивших перечисленные преступления добровольно отказавшимися от гражданства. В этот перечень войдут и осужденные за "экстремистские" статьи (возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и содействие экстремистской деятельности).

В новой версии есть дополнительные основания для лишения гражданства и тех, кто не был признан преступником​. Добровольно вышедшими из российского гражданства будут считаться люди, работающие "без согласия полномочных органов" в России в международных организациях, в деятельности которых Россия не принимает участия. Таких людей предлагают лишать гражданства со дня поступления на работу. При этом лишить гражданства РФ можно будет только тех людей, у кого есть гражданство другой страны.

Законопроект также обязывает компании связи хранить информацию о всех фактах соединений три года, а содержание переговоров и переписки – шесть месяцев. В настоящее время операторы обязаны в течение полугода хранить информацию только о фактах соединения и не обязаны хранить содержание этих сообщений и переговоров.

Депутат Госдумы Дмитрий Гудков полагает, что "антитеррористический пакет" Ирины Яровой не имеет никакого отношения к реальной борьбе с терроризмом:

Дмитрий Гудков

– У нас на законодательном уровне созданы все инструменты для того, чтобы бороться с терроризмом. Полномочий у наших спецслужб хоть отбавляй! Но видимо Ирина Яровая очень любит контролировать нашу переписку, все телефонные разговоры, электронную почту и так далее. Поэтому она, собственно, и предложила, чтобы наш бизнес, наши операторы хранили нашу переписку. Изначально она предлагала хранить ее в течение трех лет. Эксперты посчитали, что это стоит 200 миллиардов долларов – нужно создать эти все базы, чтобы хранить такой объем информации. Сейчас вроде снизили этот срок до шести месяцев, но, тем не менее, для бизнеса это огромные издержки.

–​ А что касается запрета выезда за границу?

Ирина Яровая очень любит контролировать нашу переписку, телефонные разговоры и так далее

– Ирина Яровая предлагала в случае, если правоохранительные органы выписывают предостережение о недопустимости действий террористической, экстремистской направленности, вообще не пускать за границу людей. Ее оппонентам удалось эту поправку устранить. Этого не будет теперь. Но появилась новая инициатива – теперь, оказывается, все наши мессенджеры (WhatsApp, Telegram и прочие), будут штрафоваться, если они не поделились со спецслужбами ключами шифрования.

–​ К чему это может привести?

Надо запретить кроссовки фирмы "Адидас", потому что террористы носят кроссовки фирмы "Адидас"

– Это приведет к тому, что фактически все эти мессенджеры будут уничтожены. Кто будет нести убытки? Естественно, бизнес, с одной стороны, а с другой стороны – пострадаем все мы, потому что граждане России уже давно привыкли обмениваться информацией через WhatsApp, Telegram и многие другие мессенджеры, потому что это просто дешевле. И как это поможет борьбе с терроризмом, я вообще не понимаю. Логика авторов такова – террористы пользуются мессенджерами, поэтому мессенджеры надо запретить. Ну, тогда надо запретить кроссовки фирмы "Адидас", например, потому что террористы носят кроссовки фирмы "Адидас", надо запретить самолеты, потому что террористы пользуются самолетами. Чем еще пользуются террористы? Давайте вообще все запретим!

Вместо того, чтобы спрашивать со спецслужб, с ФСБ, со всех остальных правоохранительных органов за работу по обеспечению безопасности, мы начинаем создавать проблемы для бизнеса. Абсолютно вредная инициатива, вредная для бизнеса, вредная для инвестиционного климата, вредная для простых пользователей, которые вынуждены в условиях кризиса снижать затраты на смс-переписку, которые пользуются именно этими мессенджерами, потому что это бесплатно. Вот для чего этот закон нужен? Я не могу понять.

–​ А что вы думаете об инициативе авторов законопроекта о лишении гражданства за преступления террористической направленности?

– Пока, слава богу, второго гражданства, не первого, но тоже непонятно, что значит – лишать гражданства. С какой стати? Если это террорист, сажайте в тюрьму! Причем здесь гражданство, я не понимаю.

–​ Если этот законопроект не имеет прямого отношения к борьбе с терроризмом, против кого он в первую очередь будет направлен?

Если это террорист, сажайте в тюрьму. Причем здесь гражданство?

– В нормальной стране вообще он не был бы принят. А в нашей стране он может быть использован как угодно. Он может быть использован в каких-то бизнес-разборках, он может быть использован против политических оппонентов, он может быть использован против независимых СМИ, он может быть использован против общественных, политических и прочих активистов, экологов и так далее. Против кого угодно он может быть использован в стране, где нет нормальной судебной системы и где нет политической конкуренции. Это очень вредный закон, – считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

О юридической составляющей "антитеррористического пакета" законов, рассматриваемого Государственной думой, говорит адвокат Ирина Бирюкова:

Ирина Бирюкова

– Я могу его оценить только в отрицательном ключе. К примеру, лишение гражданства у нас по законодательству не предусмотрено в принципе. Возможен добровольный выход из гражданства, и то это разрешительная процедура. У нас государство может разрешить выйти из гражданства, а может не разрешить по каким-либо причинам. И это такая определенная процедура, она не в один день и не значит – написал заявление, они приняли решение лишить гражданства, и все, тебя лишили гражданства. Во-вторых, я, когда читала эту всю бредятину, увидела, что они хотят распространить это на тех, у кого уже имеется гражданство другого государства. В этом моменте, может быть, и есть какая-то логика, наверное, мне трудно это понять. Но с другой стороны, они подстраховались, потому что тех людей, у которых единственное гражданство – Российской Федерации, лишить гражданства невозможно, потому что тогда человек становится лицом без гражданства.

–​ А запрет на выезд из страны?

– Что касается запрета на выезд из страны – ну, это мы возвращаемся уже за "железный занавес". Я уверена, что примут эти поправки, однозначно. Единственное, что там смягчения какие-то они тоже выдумали. Сначала понапридумывали, а потом решили, что все-таки надо немножечко смягчить. Потому что тут вообще уже ни в какие ворота не лезет. Они хотят запрещать только на основании какого-то там предостережения. Изначально было вообще без судебного решения, без приговора, вообще без всего! Просто на основании предостережения, в том числе и органов ФСБ.

В последнее время активистам начали приходить предостережения, а в Крыму уже давно приходят. Там люди жалуются: вот у нас только начали такое практиковать – это такое предостережение о том, что планируется какая-то акция, что эта акция является несогласованной, и мы предостерегаем вас от выхода на эту акцию, в противном случае вы подвергнетесь административному наказанию и так далее. И вот на основании только такого предостережения (а оно вообще юридического статуса не имеет никакого, юридически такой бумажки нет в природе) они предлагали закрывать выезд из страны. Сейчас они немного одумались, как я вижу, и решили, что все-таки это будет либо приговор, либо судебное решение. Ну, приговор по экстремистской статье какой-то, под которую у нас сейчас вообще можно все что угодно занести.

–​ На ваш взгляд, в принципе, этот антитеррористический, антиэкстремистский пакет имеет отношение к реальной борьбе с терроризмом?

Какая борьба с терроризмом, о чем вы говорите?

– Какая реальная борьба с терроризмом, о чем вы говорите?! Они ловят активистов, которые выражают недовольство действующей властью. Я тоже недовольна действующей властью, давайте меня тоже запишем в экстремисты. Тут еще на что это направлено – это продолжается очередная борьба с НКО. Вот вроде бы признали их "иностранными агентами", а они, гады, работают и работают, как на них еще повлиять? Значит, надо людей еще лишать гражданства из-за того, что они работают в этих НКО и при этом не согласовали свою деятельность с уполномоченными органами. Процедур никаких нет, каким образом должно это согласовываться? Прийти там – "гражданин полковник или как там вас назвать, я собираюсь работать там-то"? Это вообще бред, – говорит Ирина Бирюкова.

Пакет законопроектов об ужесточении ответственности за терроризм и экстремизм был внесен на рассмотрение Госдумы в начале апреля, а 13 мая он был одобрен депутатами в первом чтении.