Новые волны

Кадр из фильма "Антропоид"

"Антропоид" и другие фильмы фестиваля в Карловых Варах

В 1942 году в Праге было совершено покушение на нацистского главаря, наместника Гитлера в Чехии Рейнхарда Гейдриха. Фильм об этом, "Антропоид" Шона Эллиса, открывает 51-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах.

"Антропоид" будет интересен и российскому зрителю, который не раз слышал от телепропагандистов, что в Чехии и Польше народ не оказывал сопротивления гитлеровским оккупантам, а эти страны были освобождены лишь благодаря героизму Красной Армии. На самом деле и поляки, и чехи сражались против Гитлера и в тяжелых боях освобождали свою территорию.

История убийства Гейдриха, закончившаяся гибелью десантников, выполнивших свое задание, террором и сожжением деревни Лидице, хорошо известна. Первый чехословацкий фильм о гейдрихиаде, "Покушение", снятый режиссером Иржи Секвенсом, получил Золотой приз Московского кинофестиваля в 1965 году.

Говорит программный директор Карловарского кинофестиваля Карел Ох:

Карел Ох

– Фильм открытия обычно задает тон всему фестивалю. И мы рады, что в этом году это столь сильный и изысканный фильм. Должен признаться, что я сначала недоверчиво отнесся к этой картине. Может ли иностранец достоверно изобразить героев – чешских десантников, сброшенных на самолете из Лондона? Недоверие было связано с тем, что я видел неудачные западные экранизации рассказов Милана Кундеры и его романа "Невыносимая легкость бытия". Но, увидев фильм "Антропоид", я перестал волноваться. Британский режиссер Шон Эллис начал интересоваться историей покушения на Гейдриха еще в 2002 году, когда увидел документальную ленту на эту тему. Он изучил огромное количество документов, прочел много книг. Он почувствовал, сколь непростым является отношение чехов к нашим национальным героям, поэтому постарался без пафоса и судорог возвести их на пьедестал и не забыл сообщить о том, что Гейдрих был одним из главных авторов преступной идеи массового уничтожения евреев и что его убийство стало одним из важнейших событий Второй мировой войны. Фильм как бы снят глазами главных героев – Габчека и Кубиша, он передает то, что они сами чувствовали при подготовке этой операции, длившейся при помощи чешских подпольщиков несколько месяцев.

– В главном конкурсе Карловарского фестиваля представлено 12 фильмов, среди них два чешских фильма – "Учительница" режиссера Гребейка, по стилистике напоминающая "12 разгневанных мужчин", и фильм режиссера новой чешской волны шестидесятых годов Яна Немеца, скончавшегося в марте 2016 года, когда снимались последние кадры. Ян Немец покинул Чехословакию после разгрома Пражской весны, а перед этим отправил на Запад первые документальные кадры вторжения советских танков в Прагу. Его последний фильм называется "Волк из Королевских виноградников" (это один из самых фешенебельных центральных районов Праги).

– Ян Немец – одна из самых примечательных фигур чешского кино. Он родился в 1936 году, а умер в марте этого года, не досняв последнего кадра своей автобиографической ленты. Немец – фигура противоречивая, экстравагантная. В Чехии не забыли, как в припадке ревности он стрелял в свою жену, знаменитую чешскую певицу Марту Кубишову, но промахнулся или не хотел ее убить. Я говорю о нем в настоящем времени, потому что даже его смерть не остановит жизнь его фильмов. В шестидесятые годы он прославился фильмом "Алмазы ночи" – о побеге двух еврейских юношей из эшелона, везшего узников в Освенцим. Фильм был снят по повести одного из них – впоследствии писателя с мировым именем Арношта Лустига. Немец – автор одного из важнейших фильмов новой волны, в свое время запрещенного цензурой, "О празднике и гостях". Он покинул Чехословакию и через Германию добрался в США. Там ему совсем не повезло, он пытался прокормиться всеми способами, даже снимал на видео свадьбы состоятельных людей. И вот в новом фильме отразился весь его анабазис – от 68-го года, когда его фильм "О празднике и гостях" был принят в главную конкурсную секцию на фестивале в Каннах (экстраординарное событие!), до возвращения в Чехословакию в девяностые годы, которое он назвал "возвращением на похороны коммунизма". Этот фильм – экранизация трех его новелл, вошедших в недавно изданную книгу "Не подавай руки официанту". Герой фильма Джон Ян – альтер эго автора, но актер совершенно не похож на самого режиссера.

Ян Немец (1936-2016)

– Добавлю, что в 68-м году на фестивале в Каннах фильм Немеца, как и фильмы Милоша Формана и Иржи Менцеля так и не были показаны...

– Да, это так. Через три дня после начала фестиваля молодые кинореволюционеры под предводительством Годара и Трюффо под влиянием студенческих бурь в Париже заставили дирекцию закрыть фестиваль как буржуазный праздник. Все три чешских фильма, включая картину Немеца, не были показаны, зрители их так и не увидели. Дома они были вскоре запрещены цензурой, возродившейся в Чехословакии после советской оккупации. Менцель до сих пор не может это забыть и жалуется, что левацкие бунтари отобрали у него возможность получить приз в Каннах, что было делом весьма вероятным. Все эти бурные события Каннского фестиваля 68-го года показаны в новом фильме Немеца, он снимал их в прошлом году в Каннах.

Кадр из фильма "Волк из Королевских виноградников"

– На карловарский кинофестиваль приедет из США еще один режиссер "новой волны" Иван Пассер на премьеру оцифрованной версии своего фильма "Интимное освещение", когда-то запрещенного в Чехословакии, но вошедшего, наряду с "Маргаритками" Веры Хитиловой, в учебники киноискусства.

– В Варах мы показываем и старое, и новое. Иногда фильмы пятидесятилетней давности производят более свежее впечатление, чем новые. Именно таков случай "Интимного освещения". Такие фильмы плодотворно влияют на молодое поколение, на студентов киношкол, потому что демонстрируют кинематографическую смелость, талант творцов передать дух времени. Первый фильм Веры Хитиловой "О чем-то другом" будет показан в секции "Семь близких встреч", появление этой новой секции на фестивале – дань нашей синефилии. Любимые фильмы выбирали для этой секции семь современных режиссеров. Как видите, мы с удовольствием возвращаемся в наше кинопрошлое.

– На Карловарском фестивале вспомнят и замечательного чешского кинематографиста, сценариста и педагога Франтишека Даниэля, который в шестидесятые годы учился в аспирантуре в Москве, во ВГИКе.

– Да, Даниэль многим обязан ВГИКу. По возвращении из Москвы он обучал студентов в киноакадемии ФАМУ, которая в те годы была центром чешской "новой волны". В 1969-м эмигрировал в США. В Америке сделал блестящую карьеру, и американцы любят нам рассказывать о том, как Даниэль спас Дэвида Линча от исключения из киношколы. На экзаменах Линч представил комиссии свой странный дебют – "Голова-ластик". Комиссия хотела Линча вообще исключить, но Даниэль его отстоял. Он сказал: "Я покинул коммунистическую Чехословакию не для того, чтобы стать здесь цензором и запрещать фильмы талантливой молодежи, какими бы странными они вам ни казались". Сам Дэвид Линч всегда цитирует Фрэнка – нашего Франтишека Даниэля – и называет его своим главным учителем. Даниэль преподавал в Колумбийском университете. О нем вспоминают как о человеке, который учил не только студентов, но и их преподавателей тому, как надо обучать киноделу. Не случайно в 81-м году Роберт Редфорд попросил его стать первым художественным директором института Сандэнс. Даниэль оказал влияние на карьеру Тарантино, Аронофского и Пола Томаса Андерсена. Он известен и как выдающийся повар, готовящий на собраниях Сандэнса для трехсот человек чешскую курицу со сладким перцем. Он оставил Пассеру свою неопубликованную поварскую книгу. Это был очень влиятельный человек, и мы ему посвящаем целый фестивальный день. К нам приедут его сыновья Мартин и Даниэль. Мартин тоже обучает студентов по методу отца и в Варах проведет мастер-класс – методы анализа фильма на примере комедии "В джазе только девушки".

– Перейдем от блестящего прошлого к настоящему. Будет ли в главном конкурсе участвовать Россия?

– Мы счастливы, что Иван Твердовский, победивший в прошлом году в конкурсной программе "На Восток от Запада" с фильмом "Класс коррекции", выбрал именно наш фестиваль для международной премьеры своего нового фильма "Зоология". Нам пришлось бороться за этот фильм с несколькими фестивалями, но Иван и его продюсеры выбрали нас. Краткое содержание фильма таково: живет себе в Москве скромная женщина, работает сотрудником зоопарка. В одно прекрасное утро она обнаруживает, что у нее вырос хвост. История фантастическая, но Иван поселяет свою героиню во вполне реальный мир. Он показывает, какие ужасы может наделать такая напасть с психикой человека, как меняется отношение общества к нему. Также интересен и фильм "(М)ученик" режиссера Кирилла Серебренникова. Он предложил нам эту работу еще в марте, и мы, как гончие, сразу встрепенулись. Хотели, чтобы он был у нас в конкурсе. Но Кирилл получил приглашение в Канны, в секцию "Особый взгляд", и, разумеется, отдал фильм им. Мы очень расстроились, но все равно покажем эту ленту во внеконкурсной программе. Это прекрасный фильм.

– Что еще вы рекомендуете посмотреть?

– Хочу обратить внимание на немецкий конкурсный фильм "Изначальное счастье" режиссера Свена Таддикена. Необычный роман двух людей, которых свел случай. Она – дама буржуазного происхождения, одинокая, бездетная, живущая в роскоши. Однажды она обнаруживает, что Бог покинул ее, и ее путь лежит к психологу. Между ними вспыхивает любовь. Достоинства этого фильма заключаются в его стилистике и выразительной силе видеоряда. В фильме итальянского режиссера Роберто Андо "Исповеди" блестящий актер Тони Сервилло играет картезианского монаха, приглашенного на заседание совета министров "Большой восьмерки". Никто из присутствующих не знает, зачем он сюда приехал, но после его появления один министр умирает. Подозревается преступление, и незваный монах становится главным подозреваемым. Это элегантный фильм о колоссальной мощи политических сил, решающих судьбы тысяч людей из самых отдаленных уголков мира.

– Карловарский фестиваль – живой организм, что-то со временем уходит в прошлое, что-то новое рождается. Вот и сейчас вы произвели довольно основательные изменения в структуре программы. Много лет существовала мощная конкурсная секция независимого кино. Теперь вы, кажется, с ней распрощались?

– Да, это так. На этом фестивале не будет "Форума независимых". Он бурно развивался в девяностые годы, к нам приезжали братья Коэны и другие иконы американского независимого кино, но постепенно люди перестали понимать, что это такое – "независимые". Независимы от голливудских студий? Но вскоре и сам Голливуд понял, какой это интересный феномен. Разница стерлась, дихотомия исчезла, и сейчас уже никто не знает, что такое независимое кино. Оно институциональное или духовное? Изменился вкус фестиваля, мы провели ревизию программ, и маленькие, особенные фильмы, ранее считавшиеся "независимыми", все чаще появлялись в главном конкурсе. И мы уже не знали, как объяснить фестивальной публике специфику независимых. Термин стал архаичным, однако это не означает, что интеллектуальные фильмы, которые нужно воспринимать головой, а не сердцем, полностью исключены из нашего репертуара. Мы хотим отбирать и картины, творцы которых стремятся раздвинуть границы киноязыка. Но такое кино не должно нагонять на зрителя сон. Напротив, оно должно пришпиливать его к креслу, будоражить его.

– Кто из знаменитостей приедет на нынешний фестиваль?

– Приедут новые лауреаты Приза за вклад в киноискусство. Это американский актер Уиллем Дефо и чешская актриса Иржина Богдалова. Будут показаны их фильмы, в частности фильм "Ухо", выпущенный из заточения только после "бархатной революции". Снятый в 1969 году, он с потрясающей силой показывает атмосферу политических расстрельных процессов пятидесятых годов. Действие происходит в течение одной ночи на вилле заместителя министра и его жены, возвратившихся после раута у президента в Граде и всю ночь ожидающих "гостей дорогих".

Фестиваль наградит и выдающегося американского сценариста Чарли Кауфмана, приедут актрисы нового фильма Педро Альмодовара "Джульетта", прибудет большая делегация к фильму "Антропоид", в том числе красавец, покоритель женских сердец, исполнитель главной роли в фильме "50 оттенков серого" Джейми Дорнан, он сыграл десантника Кубиша в "Антропоиде".

О второй конкурсной секции фестиваля "На Восток от Запада" рассказывает руководитель пресс-центра фестиваля Ульяна Донатова:

Ульяна Донатова

– Цель этой секции – представить (в первую очередь иностранным гостям фестиваля) дебюты или вторые фильмы ярких кинематографистов из бывших республик Советского Союза и восточноевропейских стран. Этим талантливым режиссерам порой бывает трудно найти путь к международной публике.

– Эта секция тоже претерпела некоторые изменения. Раньше показывали и фильмы маститых режиссеров, теперь она сузилась до дебютов. Какая программа будет в этом году?

Очень интересная. Там будут совсем новые картины – пять мировых и шесть международных дебютов. Интересен фильм российского режиссера Алексея Красовского "Коллектор". Как известно, в новое время возникло печальное явление – гангстерское выбивание долгов у должников. Один такой беспощадно-кровавый коллектор попал в неприятную ситуацию, его жертвы восстали и требуют, чтобы в течение двух часов он, если хочет остаться в живых, доказал, что компрометирующая его видеозапись лжива. Этот фильм интересен и тем, что был снят в одной комнате, конторе коллектора, в закрытом помещении, и в фильме играет только один актер. Вдохновением для режиссера послужил случай из его жизни: он услышал телефонный разговор врача, к которому он пришел на прием, с таким вот коллектором.

В фильме "Чужой дом" Русудан Глурджидзе описываются последствия грузино-абхазской войны. В Абхазии в дома, покинутые прежними жителями, вселяются новые хозяева. Эти "выкорчеванные" люди начинают жизнь в чужой среде, и им так же мучительно больно, как и прежним хозяевам. Фильм основан на горьком опыте самого режиссера. Боль от потери родных мест она носит с собой уже двадцать лет. Я сказала бы, что это наднациональный фильм, ведь подобные чувства испытывали и чехи, которых немцы во время войны выгнали из Судет, где они прожили всю жизнь, и три миллиона судетских немцев, после войны выселенных из Чехословакии в Германию.

– Вижу, что из бывших республик Советского Союза широко представлена Эстония.

– "Шпион и поэт" Тоомаса Хуссара – это мировая премьера, фильм на грани триллера и черной комедии. Атмосфера шпионажа, тайн и гангстерского подполья пронизывает и другие фильмы этой секции. Второй эстонский фильм – "Дни смущения" режиссера Трина Руумета. Он возвращается к девяностым годам, эпохе кардинальных изменений в жизни Эстонии. Герои фильма – золотая молодежь, прожигающая жизнь в пьянках, гулянках и в хулиганстве за рулем новых мощных машин. Трагическое событие заставляет молодых людей переосмыслить стиль их жизни.

– А как представлена молодая чешская кинематография?

– Фильм "Поледнице", что означает "ведьма, похищающая детей в полдень", уже прошел в чешских кинотеатрах, и нам интересно узнать, как воспримет его международная публика. Это дебют режиссера Иржи Садека, экранизация классической сказки поэта Карла Яромира Эрбена. Но автор интерпретировал эту старинную балладу как современный фильм ужасов. Возможно, реакция фестивальных зрителей в Варах будет кардинально отличаться от реакции в чешских кинотеатрах.

– Ульяна, вы уже семнадцать лет работаете руководителем пресс-центра, в котором работают сотни журналистов. Сложно приходится?

– Да, я уже считаюсь фестивальным инвентарем, как стулья и столы. Хорошие результаты приходят после кропотливой работы в течение всего года. На фестивале мы стараемся поддерживать дружескую добрую атмосферу, делаем дополнительные показы только для журналистов. На наши пресс-конференции с мировым звездами допускаются все желающие журналисты, не так, как на других фестивалях. Мы помогаем им устраивать интервью со звездами и стараемся чтобы они жили комфортно в прекрасных отелях. Поэтому их приезжает к нам с каждым годом все больше и больше.