Кадыров-шоу

Рамзан Кадыров стал первым российским политиком, который обзавелся своим реалити-шоу. Он дает шанс каждому россиянину войти в свою команду. "Испытания будут проходить на территории Чечни, в ее самых красивых уголках. Вы будете подниматься в горы, спускаться к озерам, пройдете лесными тропами и побываете во многих знаменитых курортных местах Чечни", – говорится на сайте проекта. Интересно, что поставленные задачи больше походят для курса молодого бойца, чем для эффективного управленца. Так что же стоит за новым шоу?

Идея проекта не нова и корнями уходит в США. С 2004 года шоу The Apprentice ("Подмастерье") выходит на NBC, вплоть до прошлого года помощника себе выбирал Дональд Трамп. После начала избирательной кампании политик был вынужден оставить роль ведущего, и на этой должности его сменил Арнольд Шварценеггер. В России раньше подобный проект проводил Владимир Потанин: за кресло в кабинете его компании "Интеррос" с зарплатой в 3 миллиона рублей в год боролись 16 человек.

Рамзан Кадыров хочет быть лидером, отцом нации. Но если в Чечне он – альфа-самец, то в остальной России к нему скорее презрительное и настороженное отношение, что, конечно, Кадырова ранит. Чтобы решить эту проблему, советники и предложили Кадырову завести свое шоу, в котором он будет выглядеть экспертом и мужественным профессионалом. Представление рассчитано на массового зрителя, чтобы обычные люди хотели смотреть, имели возможность идентифицировать себя с соревнующимися и понимать, что "команда Кадырова" – это ценность, за которую следует бороться.

Представляете такую картину, например: Рамзан Кадыров дает экспертное заключение не о том, как подняться на скалу, а о том, как, скажем, построить систему логистики?

Итак, объявлено: возглавить Агентство стратегического развития Чеченской Республики может каждый. Чтобы доказать, что ты достоин такой чести и ответственности, нужно подниматься в горы, спускаться к озерам, пройти лесными тропами, побывать в курортных местах, повеселиться на кавказской свадьбе, ну, а в конце предложить проект для развития республики.

Почему, однако, для решения всех этих задач не предъявляются высокие квалификационные требования: знания бизнес-процессов, законодательства, соответствующий опыт работы, профильное высшее образование? Очевидно, потому что, во-первых, все-таки не каждый сможет принять участие в шоу; в Чечне, скорее всего, тут же будет выявлен кадровый голод: в этой республике много бойцов, но мало хороших менеджеров. Во-вторых, дело в самом Кадырове. Представляете такую картину, например: Рамзан Кадыров дает экспертное заключение не о том, как подняться на скалу, а о том, как, скажем, построить систему логистики?

Понятно, что участников шоу ищут не для развития Чечни, а для популяризации фигуры Кадырова, причем с использованием самых примитивных механизмов работы с массовым сознанием. Кадыров претендует на то, чтобы стать деятелем государственного масштаба, но этого уровня нельзя достичь, лазая по горам и сплавляясь по рекам. Публичная фигура в современном обществе – это фигура, всеми обсуждаемая и критикуемая. Стать своим в современном обществе – значит позволить себя обсуждать и критиковать. Кадыров предпочитает другую систему действий: он находит каждого, кто им недоволен, и заставляет приносить публичные извинения. Так готов ли он хотя бы в минимальной степени терпеть критику?

Можно предположить, что накануне передач Кадырова по сложным темам будут "натаскивать" специалисты. Помогать ему прямо во время прямых трансляций могут и члены жюри, но тогда Кадыров будет говорить последним и, получается, лишь повторять за другими умные мысли. В любом случае, выбрать победителя, если он должен понравиться "хозяину", будет непросто. И конечно, все это не имеет ровным счетом никакого отношения к стратегическому развитию Чечни.

Анатолий Канюков – петербургский политик, социал-демократ