Образование как бизнес-проект

"Инновационную инициативу снизу, как правило, провоцирует личный отрицательный опыт"

В Москве прошла Летняя школа конкурса "Инновации в образовании 2016", который в третий раз проводит Институт образования НИУ ВШЭ с партнерами. Это едва ли не единственный в сфере образования конкурс, участники и финалисты которого получают возможность не только представить свои проекты, но и рекомендации по их продвижению. Победители конкурса станут известны в сентябре, однако уже сейчас можно говорить о главных проблемах российского образования, решение которых люди ищут вне государственной системы.

Инициативу снизу, по мнению организаторов конкурса, в значительной степени провоцирует личный отрицательный опыт. Именно поэтому много проектов пришло от людей, не занятых непосредственно в сфере образования. Другое наблюдение, которым поделилась директор конкурса Диана Королева, основанное на анализе работ трех лет – даже если авторы идеи мыслят ее воплощение как бизнес-проект, все равно они рассчитывают и на поддержку государственных структур. Очевидно, что это мешает созданию независимого рынка образовательных услуг.

Тем не менее, инноваторы восполняют пробелы традиционного российского образования. Большинство проектов нацелено на индивидуализацию обучения – как школьников, так и студентов, и расширение технических возможностей преподавателей. Значительная часть проектов настроена на преодоление трудностей коммуникации, которая позиционируется как один из главных навыков, получаемых во время обучения. Причем проблема эта рассматривается с разных позиций.

"Существует жесткая система, как у военных – все должно быть по уставу, - рассказывает один из участников конкурса, студент Максатбек Абдуназар уулу. - Но важно, чтобы преподаватель и студент говорили на одном языке и имели возможность разговаривать. Эта общая для образования проблема, особенно трудная для мигрантов".

Максатбека Абдуназар уулу поддерживает молодой преподаватель из Дальневосточного федерального университета Мария Трагель. "Основная беда российского образовании - в отсутствии коммуникаций, причем на всех уровнях. Я педагог-психолог, веду магистерскую программу и знаю, что есть много хороших научных наработок, но где они внедрены? Это опять же проблема нехватки коммуникации".

Александр Алюханов, студент из Томска, считает, что новые технологии должны принципиально изменить привычную схему обучения в вузах. "В реалиях современного мира мы просто обязаны переходить к интерактивному обучению, т. е. комбинировать обучение онлайн и лекции преподавателя. Это эффективно и удобно для иногородних студентов, поскольку мы, например, не должны теперь находиться круглый год в Томске, постоянно сидеть на парах".

Действительно, на использовании новых информационных технологий и электронных ресурсов строится большинство присланных на конкурс проектов. Однако естественный, казалось бы, процесс адаптации личных гаджетов к учебному процессу не поддерживают преподаватели, поскольку подобного рода нагрузку не учитывает существующая система оплаты труда.

Другая любопытная и распространенная тенденция – внедрение в обучение игровых техник, которые должны были бы естественным образом перетечь из практик раннего развития, заимствуется из портфеля бизнес-образования.

Подробнее о проектах и инновациях внизу Радио Свобода рассказали участники конкурса "Инновации в образовании 2016", Максатбек Абдуназар уулу (Москва), Мария Трагель (Владивосток), Александр Алюханов (Томск) и директор конкурса Диана Королева.

Максатбек Абдуназар уулу, студент (Москва):

- Я родом из Кыргызстана и приехал в Москву, когда мне было 10 лет. Поскольку я приехал из села и знал всего пару слов на русском языке, в школе мне было очень трудно адаптироваться. Правда, мама была учителем русского языку и много помогала, поэтому, закончив школу, я смог поступить в вуз.

Но сейчас таких, как мы, мигрантов приезжает все больше и больше, особенно после вступления России в Евразийский союз. Однако проблема адаптации так и остается нерешенной. Поэтому я пошел работать в Центр адаптации помощи беженцам как волонтер, но одного волонтерства недостаточно, здесь нужна настоящая помощь.

Название моего проекта "Билим" переводится как "знание". И поддержка ребенка-мигранта начинается с момента его приезда. Сначала он учит русский язык, адаптируется. Мы проводим мероприятия, ходим в музеи. Я хотел бы работать с московскими школами, чтобы ребята могли их посещать, постепенно интегрируясь в образовательное пространство.

Мария Трагель, преподаватель (Владивосток):

- В нашем проекте "Телепорт" есть две линии – информационная, связанная с технологиями, и образовательная. Иными словами, мы предлагаем вариант мобильного приложения для управления учебным процессом. История началась с того, что я в Техническом университете (сейчас он входит в Дальневосточный федеральный университет) работала волонтером и проводила тренинги для студентов. Мы знакомили первокурсников друг с другом, с пространством университета, обучали других волонтеров, проводили тренинги для общественных организаций и т. д. То есть двигали общественную жизнь в университете. И это было очень не похоже на традиционный учебный процесс, когда все проходит скучно, нудно, с преподавателями нередко возникают конфликтные ситуации.

Главный парадокс заключается в том, что именно социальная жизнь в стенах университета часто дает студенту больше, чем все обучение по программе. Поскольку я решила остаться в образовании и стала работать преподавателем, проблема осталась прежней - я использую новые интерактивные методы, стараюсь вовлекать студентов, что-то интересное для них придумывать, но другие преподаватели этого не делают. Вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее.

вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее

Есть мировая тенденция в образования - использовать свое собственное устройство. Если у учащихся есть свое устройство, зачем нужны компьютерные классы и т. д.? Можно использовать имеющиеся ресурсы, тем более, что у многих есть смартфоны, а если смартфона нет, то есть ноутбуки или телефоны. При разработке нашего проекта мы учтем также и особенности программного обеспечения. Иными словами, попробуем сделать так, чтобы студенты использовали свои устройства непосредственно во время лекции, а преподаватели – для активного, с элементами игры, взаимодействиями с учащимися.

Есть старый, так называемый индустриальный подход - когда человек винтик в системе. Но мы-то сейчас переходим к постиндустриальному обществу! Мы говорим уже о личности, о характеристиках личности и должны полностью перестроиться на индивидуальный подход. Я заметила, что есть студенты, которые воспринимают себя как пассивного потребителя знаний, и их смущает, когда предлагаешь что-то сделать самостоятельно. Но мне кажется, что студенты, которые сами проявляют активность, более успешны как в учебе, так и в дальнейшей жизни.

Александр Алюханов, студент (Томск):

- Наш проект называется "Симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов", и нацелен он на профориентацию школьников и студентов начальных курсов. Не так давно я сам поступал в университет, и мы с друзьями, закончив школу, стояли на распутье, не знали, куда подавать документы. Поскольку я учился в обычной средней школе в Новокузнецке, после сдачи ЕГЭ, когда пришли баллы, мы выбирали попросту вуз, куда могли пройти.

Поэтому мы и решили создать симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов начальных курсов, чтобы они заранее знали, куда поступать, и поступали на те направления, которые им будут интересны.

Наш симулятор построен в формате игры, главный персонаж которой – универсальный студент, ты сам. Это такой видео-квест с уникальным развитием событий, в ходе прохождения которых можно увидеть различные направления, профессии, по которым готовит университет. Играя в эту игру, я вижу, как подаю документы, как проживаю 1-й-4-й курсы, получаю диплом. То есть абитуриент получает возможность познакомиться со всеми реалиями высшего образования в том или ином университете. Это и научная жизнь, и какая-то социальная работа.

Мы сделали прототип данного проекта с одним универсальным треком на базе Томского политехнического университета, но хотим масштабироваться и вывести его на всю Россию, чтобы объединить все университеты. Чтобы абитуриент мог зайти на нашу web-платформу, пройти уникальные треки и понять, в какой университет ему лучше поступить, на какое направление.

Диана Королева, директор конкурса "Инновации в образовании 2016":

- Очень много проектов присылают на конкурс инноваторы из Москвы, Санкт-Петербурга, из таких крупных городов как Красноярск, Самара, Томск, участвуют все регионы. Заявки приходят не только из России, но из-за рубежа, в этом году примерно из 20 стран, из стран бывшего СНГ и дальнего зарубежья. То есть география конкурса довольно широкая.

Если мы говорим про маленькие города, села, то часто проекты оттуда узко направлены на решение своих локальных проблем, что тоже неплохо и может быть транслировано, тиражировано на такие же небольшие районы, города и т. д.

Если говорить про большие города и университеты, то здесь удивляться нечему. Большинство американских стартапов были, так или иначе, связаны с четырьмя крупнейшими американскими университетами. Вообще, история больших вузов - это всегда возможность что-то делать вместе. Поэтому объединение людей разных дисциплин дают правильные идеи и проекты.

На наш конкурс пришло много работ, где IT играет основную роль. Мне кажется, так происходит потому, что в стандартном образовании редко используются личные девайсы учащихся, социальные сети. То есть эта ниша пока свободна, но очень востребована школьниками и студентами, которые не расстаются со своими гаджетами. А таких проектов пока очень мало как в России, так и за рубежом. Правда, говорить, что технологии решают какие-то важные проблемы и дают суперрезультаты, мы пока не можем, но новые инструменты меняют учебный процесс и вовлекают студентов в то, что происходит на уроке, лекции, семинаре.

Когда мы начинали конкурс, мы не очень понимали, какого рода будут проекты. Но сейчас можно говорить, что есть два направления – бизнес-история и решение социальных задач, иногда они совмещаются. Надо сказать, что в течение Летней школы наши эксперты работают с авторами и помогают понять, как привлечь финансы в тот или иной проект, найти ресурсы. Симбиоз специалистов из бизнеса и людей из образования, как показал предыдущий наш опыт, дает хорошие плоды.

Кроме того, конкурс дает материалы для анализа. У нас есть исследования, посвященные трекам инноваторов, тем спусковым крючкам, которые сработали, чтобы проект выстрелил. И мы увидели, что очень разные факторы провоцируют появление той или иной идеи – иногда со знаком плюс, но порой и со знаком минус, когда недовольство существующей практикой стимулирует создание проекта.

работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект

Если говорить про бизнес и социальное направление, то мы проводили специальное исследование мотивации инноваторов - зачем они это делают. И увидели, что они условно делятся на две группы - те, кто держит в голове намерение заработать, и те, кто про деньги не думает. Однако для всех инноваторов очень сильна именно инновационная мотивация, т. е. желание что-то делать, реализовывать, и социальная миссия. Возможно, здесь работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект.

Кстати, многие проекты рождаются на стыке каких-то дисциплин. Очень часто люди с техническим складом ума, но умеющие мыслить и гуманитарно, как раз и являются инноваторами.

Что касается статистики. Интересно, что есть много проектов, которые направлены на профессиональное образование. При этом людей, которые эти проекты представляют, не так много из этого профессионального образования. То есть это ниша, к которой проявляют интерес люди, увидевшие в профессиональном образовании проблему.

Кроме того, приходит много классных проектов, которые мы берем и обращаем на них внимание, но предлагаются они не людьми из образования. Я не знаю, как это объяснить. Интуитивно ли они видят проблему, или это экспертный взгляд со стороны, который как раз и дает возможность легче придумать решение, нежели когда ты находишься внутри системы.

Конечно, есть и администраторы, которые готовы какие-то свои идеи предложить, есть и учителя. Но все это придумано на низовом уровне, а не приказано государством, то есть инновации рождаются на местах. Многие проекты, нацеленные на индивидуализацию учебного процесса, рождаются вне системы. Все-таки для системы человек - это тот, кто должен овладеть знаниями. Тогда как инноваторы думают о студенте, универсальном студенте, с разных точек зрения.