В украинской столице, согласно решению Киевсовета, не стало Московского проспекта, а также улиц русских генералов Кутузова и Суворова.
Киевский городской совет переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры в минувший четверг, 7 июля. В этот же день депутаты переименовали улицу Кутузова в улицу генерала Алмазова, улицу Суворова – в Михаила Емельяновича-Павленко, а улица Баумана сменила название на Януша Корчака. Кроме того, в ближайшее время проспект Ватутина может стать проспектом Романа Шухевича – главнокомандующего Украинской повстанческой армии (УПА). Лидер фракции праворадикального объединения "Свобода" в Киевсовете Юрий Сиротюк объясняет эти переименования так:
– В связи с тем, что Киев около 350 лет был оккупирован белыми, красными, коричневыми, они оставляли после себя свои следы топонимики. Сейчас происходит процесс возвращения стране и городу исторических названий. Также улицы и проспекты получают имена героев, которые сражались за независимость Украины. Поэтому 7 июля у нас произошло историческое событие: пять улиц и один проспект получили названия выдающихся украинских, и не только украинских деятелей. Речь идет о первых героях национально-освободительной борьбы: генералах Алмазове, Емельяновиче-Павленко (они освобождали Киев от большевиков) и, конечно же, речь идет о Степане Бандере – лидере ОУН (Организации украинских националистов), который стал символом борьбы украинцев за свою независимость в двадцатом столетии. Решение о переименовании было поддержано, в частности, историческим факультетом Киевского университета имени Тараса Шевченко, Институтом национальной памяти и Институтом украиноведения. Сначала решение единогласно поддержали члены комиссии мэрии (в нее входили в том числе и представители общественности), затем состоялись общественные слушания и после этого – голосование на сайте городского совета. Названия "Проспект Бандеры" и "Улица Шухевича" поддержали около пяти тысяч киевлян. И в итоге на заседании Киевсовета за переименование Московского проспекта в проспект Степана Бандеры проголосовали 86 из 97 присутствовавших депутатов. Впоследствии, как оказалось, один из депутатов отозвал свой голос, но тем не менее абсолютное большинство поддержало это решение.
– Бежавший в Россию после Революции достоинства один из лидеров бывшей правящей Партии регионов Владимир Олийнык написал в "Фейсбуке", что переименование в Киеве проспекта в честь Бандеры – это "плевок в лицо жителям столицы, особенно ветеранам, защищавшим город и страну от фашистов". "Я не припомню, чтоб "бандеровцы" освобождали Киев или брали Берлин", – отмечает Олийнык.
– Я скажу, что это запоздавшая реакция господина Олийныка. Имя Бандеры присвоено улицам и проспектам уже в более чем сорока украинских городах. Например, такая улица есть в Полтаве и почти во всех городах Киевской области, а в Одессе более десяти лет существует улица Шухевича. И никого это не оскорбляет, и никто по этому поводу не возмущается. Общественность сама будет решать, как назвать наши улицы, с соблюдением всех демократических процедур. Теперь наконец-то и в столице есть проспект Бандеры. Киевляне, проживавшие на Московском проспекте, на фоне войны с Россией чувствовали себя некомфортно. Процесс переименования улиц в столице будет продолжаться мирно и спокойно. Как мы видим, после последнего решения перед Киевсоветом нет никаких митингов. Депутаты поддержали решение по проспекту Бандеры, но по предложению некоторых фракций перенесли рассмотрение вопроса по проспекту Шухевича. Думаю, что на ближайшем заседании Киевсовета это решение будет проголосовано. Пока проспект еще носит название Ватутина – генерала советской оккупационной армии, а Шухевич – генерал армии, которая единственная в период Второй мировой войны воевала под желто-голубым флагом с тризубом и оказывала сопротивление почти до шестидесятых годов советским оккупантам, – говорит Юрий Сиротюк.
Действительно, ни митингов, ни демонстраций из-за переименований улиц и проспектов перед мэрией не наблюдается. Но появление в Киеве проспекта Степана Бандеры нравится не всем. Решение столичных депутатов раскритиковали украинские левые:
– Этим переименованием Киевсовет подписал себе путевку в политическое небытие, – считает бывший член запрещенной ныне в стране Компартии, один из лидеров Союза левых сил Украины Александр Голуб. – Это возмутительное решение, которое не может поддерживать большинство трезвомыслящих людей, стоящих на антифашистских позициях, тех людей, которые помнят о нашем прошлом, отдают дань уважения миллионам жертв фашизма. И назвать проспект в честь человека, который тесно сотрудничал с фашистской Германией, думаю, циничный вызов всему разумному человечеству. Но самое интересное, что, безусловно, никто не спрашивал мнение киевлян. Референдум по этому вопросу не проводился. И полагаю, что, как только в небытие уйдет этот состав Киевсовета, то все вернется на круги своя, и безусловно, Киев очистится от этих националистических и национал-фашистских названий, и многим улицам и проспектам вернут исторически оправданные названия и имена. Наверное, этим нужно переболеть, то есть это как такая островирусная политическая инфекция. И переболев этим, общество получит прививку от этого национал-фашизма. Наверное, это необходимо, чтобы до конца вот эти иллюзии, которые были у людей в отношении Майдана и стоящих за ним, чтобы они развеялись, – считает Александр Голуб.
Выбор Московского проспекта продиктован, безусловно, тем, что на востоке страны продолжается агрессия России против Украины
Киев среди украинских городов лидирует по исполнению принятого еще весной прошлого года закона о декоммунизации, в частности, по переименованию улиц. В столице уже поменяли названия 146 улиц. Как отмечает один из основателей движения "Сохрани старый Киев", депутат Верховной Рады Игорь Луценко, проспект Степана Бандеры должен был появиться в столице еще два года назад:
– Это нужно было делать еще в 2014 году. Очень долго мы с этим тянули. У нас должна быть улица, проспект или бульвар Степана Бандеры, учитывая его огромную роль в создании Украинского государства. И то, что это случилось только сейчас, конечно же, недоработка. В данном случае выбор Московского проспекта продиктован, безусловно, тем, что на востоке страны продолжается агрессия России против Украины, и таким образом мы подчеркиваем, что идеология защиты нашего государства является сейчас доминирующей, – говорит Луценко.
Я не могу есть сыр "Российский", хотя он производится на Украине, но название осталось старым
С последним утверждением Игоря Луценко согласна и руководитель фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина, хотя решение Киевсовета назвать проспект именем Бандеры она считает спорным:
– Что касается Московского проспекта, то однозначно его нужно было переименовать. Иметь название столицы страны, которая с тобой воюет, – это несколько странно. Скажу за себя: я не могу есть сыр "Российский", хотя он производится на Украине, но название осталось старым. Что касается Бандеры – это спорно, по крайней мере несвоевременно, – полагает Ирина Бекешкина.
На Украине меняются названия не только улиц, проспектов и бульваров. Так, накануне в Ивано-Франковской области цех по производству колбасы переименовал один из своих продуктов, колбасу "Московскую" – в "Бандеровскую".