В Голливуде, да и по всей Америке празднуют необычный, впервые такого рода случившийся юбилей. Поставлен рекорд долголетия: киноактрисе Оливии де Хэвилленд исполнилось сто лет. Юбиляр в добром здравии, твердом уме и ясной памяти. Поистине есть что вспомнить замечательной артистке, жизнь ее была богата творческими свершениями и персональными успехами.
Прежде всего, обратимся к советскому еще опыту. Советским людям повезло: после войны густо пошли на экраны так называемые трофейные фильмы, взятые из запасов поверженной гитлеровской Германии. Но на 90%, если не больше, это были американские фильмы, самый настоящий Голливуд, причем лучшей его поры – конца тридцатых годов, это была, как принято говорить, золотая эра Голливуда. И среди прославленных голливудских звезд – Гарри Купера, Греты Гарбо, Бет Дейвис, Барбары Стейнвик, Джеймса Стюарта мы увидели и Оливию де Хэвилленд – она была партнершей Эррола Флинна в двух культовых фильмах советских подростков – "Приключениях Робина Гуда" и "Королевских пиратах". Собственно, второй фильм в оригинале называется "Капитан Блад". Эррол Флинн был незабываем в этих ролях отважного мореплавателя, доброго разбойника и искусного фехтовальщика. Но и Оливия де Хэвилленд запомнилась – прежде всего, своей покоряющей женственностью, благородной мягкой красотой, которую не могли скрыть обширные и тяжелые одежды древних времен. Лица-то не скроешь. Оно и запомнилось навсегда.
Она снялась с Флинном в семи фильмах, их уже, что называется, поженили, но ни брака, ни простого голливудского романа там не было: Флинн был женат, обещал развестись с женой, да так и не развелся, и Оливия отвергла его.
Оливия де Хэвилленд – англичанка, а родилась она в Японии, где ее отец был профессором в одном из университетов – учил туземцев английскому языку и литературе. У нее была младшая сестра, тоже ставшая известной актрисой, – Джоан Фонтейн, взявшая имя второго мужа их матери. В Советском Союзе мы ее видели в фильме "Письмо незнакомки" по новелле Стефана Цвейга. Самая известная ее роль в фильме Хичкока "Ребекка". Надо сказать, что сестры были не в ладах, и уж кто там кому завидовал, за давностью лет и не разобрать. Но завидовать как будто и нечему: обе прославились, обе получили высшую награду – статуэтку "Оскара", Оливия даже дважды.
Оливия де Хэвилленд начинала как шекспировская актриса, в спектакле по пьесе "Сон в летнюю ночь", а ставил его знаменитый Макс Рейнхардт, перебравшийся к тому времени из Австрии в Калифорнию. Ее заметили и, как водится, пригласили в Голливуд. Молодой актрисе пришлось испытать ряд разочарований: роли предлагались постоянно, но в стандартных, мало интересных для серьезной актрисы фильмах. Тем не менее рецензенты, обругивая очередную голливудскую поделку, непременно выделяли и хвалили молодую Оливию де Хэвилленд. Серьезный успех пришел к ней уже после войны, в 1946 году – за роль в фильме "Каждому свое" Оливия де Хэвилленд поучила "Оскара". А еще через три года – второй "Оскар" за фильм "Наследница" по роману Генри Джеймса "Вашингтон сквер". Фильм собрал блестящий ансамбль: помимо Оливии, в нем снимались молодой Монтгомери Клифт, ветеран английского кино Ральф Ричардсон и постаревшая уже, игравшая тетку героини, звезда двадцатых-тридцатых годов Мириам Хопкинс. Камерная драма на великолепном литературном материале стала классикой экрана.
Но была у Оливии де Хэвилленд еще одна роль, в довоенном еще фильме, которая сделала ее любимицей кинозрителей. В знаменитом фильме "Унесенные ветром" 1940 года она играла вторую женскую роль – Мелани, жену Эшли, в которого страстно, напористо и безнадежно влюблена главная героиня фильма Скарлетт О’Хара в исполнении Вивьен Ли. Характер Скарлетт, энергичной, толковой и самоуверенной, и привлекает зрителей – и в то же время отталкивает. Ее нельзя назвать положительной героиней. И вот на этом фоне тем ярче и симпатичнее выступает мягкая, кроткая, красивая Мелани – да еще и беременная в придачу.
Фильм "Унесенные ветром" не был показан в Советском Союзе, хотя, надо думать, был в числе тех трофеев, захваченных советской армией в Берлине. Думаю потому, что это слишком серьезный фильм, дающий представление об Америке, об американской истории как о грандиозном эпосе. Такой образ Америки был не по зубам советской пропаганде.
"Унесенные ветром" впервые показали в СССР уже в горбачевскую перестройку – и лучшего подарка не могли сделать уже порядком отощавшим советским зрителям. Правда, книгу Маргарет Митчелл перевели еще в 1983 году, тоже с порядочным опозданием. Можно судить о впечатлении, произведенном этим задержанным шедевром, по одной детали: в Советском Союзе стало популярным имя Мелани, девушки меняли свои имена на это нерусское, так пленившее в образе, созданном Оливией де Хэвилленд. У нас на Радио Свобода однажды появилась такая Мелани.
Канон справочных текстов о звездах требует сведений об их личной жизни. Таковая у Оливии де Хэвилленд отнюдь не сенсационна и не дает поводов для сплетен. Роман ее с Эрролом Флинном, как уже говорилось, не состоялся. Но у нее был роман со знаменитым Говардом Хьюзом – тем самым авиатором, и еще с актером Джеймсом Стюартом, который – интересное совпадение – тоже был дипломированным пилотом, а во время войны ночным бомбардировщиком, совершившим 57 боевых вылетов на вражескую территорию.
Оливия де Хэвилленд дважды была замужем, первый брак был недолог; второй ее муж – француз, издатель популярнейшего журнала "Пари Матч". Выйдя за него, она перебралась в Париж и сейчас там живет.
Пожелаем ей дальнейших долгих лет!