Пазл

В российских детских домах находятся, по разным данным, от 70 до 200 тысяч детей, которые нуждаются в том, чтобы им нашли приемные семьи. "Ребенку требуются внимание и забота не по часам, а по их потребности", – говорит Диана Машкова, руководитель клуба "Азбука приемной семьи". Клуб – одна из программ благотворительного фонда "Арифметика добра", который занимается системными решениями проблем сиротства в России. Клуб так или иначе объединяет почти 800 приемных пап и мам, которые поддерживают друг друга советами, помогают в решении самых разных проблем, подбадривают потенциальных приемных родителей, которые еще только готовятся сделать такой важный шаг в своей жизни. На празднике "Здравствуй, семья!" в клубе поздравляли и новых приемных мам и пап, и уже опытные семьи с пополнением: с декабря по июль в семьи из детских домов ушли 37 детей. Всего же за время работы клуба своих родителей нашли почти 100 детей.

Каждая семья, если немного переиначить мысль Льва Толстого, и счастлива, и несчастлива по-своему. Приемные семьи ничем не отличаются от обычных: такие же сложности, споры, проблемы, радости… 18 таких историй открылись читателям книги "Караван счастливых историй". Книгу написали учредитель фонда Роман Авдеев, отец 23 детей, 17 из которых усыновленные, и Диана Машкова, мама 4 детей, 3 из которых приемные.

Вот фрагмент из этой чудесной книги. Говорит Татьяна Кантарелла, пастор, преподаватель, мама приемного ребенка: "У меня никогда не было зацикленности на том, "свои" дети или не "свои". Наверняка это связано с моими убеждениями, с моей верой. В Библии четко сказано, что Бог – отец и защитник сирот. А еще есть четкое понимание, что христианин – человек, усыновленный Богом и возвращенный в семью. Не может и не должно быть собственнического отношения к детям. Я много думала об этом и пришла к выводу, что ребенок, который требует внимания, по определению "свой". Поэтому сомнений, принять или не принять ребенка в семью, у нас попросту не было".

"Когда человек варится в собственном соку, опыта у него нет, это плохо. Для этого и создано наше сообщество: сюда можно прийти с совершенно любыми, пусть даже кажущимися вам бредовыми вопросами, поговорить с теми, кто в теме", – рассказывает Диана Машкова. А мифов и страхов действительно много. Например, что у детей в детских домах могут быть плохие гены, или что все дети там с болезнями. Такие предрассудки небеспочвенны, ведь долгое время детские дома походили на тюрьмы, будучи закрытыми от общества. Поэтому и реакция на поступок какой-то семьи, которая берет ребенка из детского дома, часто негативная: "Зачем вам это нужно, только жизнь себе испортите?!" Кто-то упорно идет к своей цели, кто-то пугается, сдается. И это еще одна проблема: человек и сам боится – что не справится, что ребенок не принесет ему тех результатов, которые от него ждут, что разрушится семья. "Теперь мы поддерживаем друг друга – советом, собственным опытом, примером", – говорят участники клуба.

Еще отрывок из книги "Караван счастливых историй". Говорит Наталья Городиская, председатель Совета представителей общественных объединений семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, при Министерстве образования и науки России, мама десяти детей, восемь приемные: "Воспитывая приемных подростков в самом сложном возрастном периоде, мы собираем их, как пазл, из маленьких, разбитых, неуверенных кусочков, из маленьких и больших трагедий, в красивых и сильных, со своими заморочками, конечно, как и у всех нас, но таких родных и крепких людей, что страха, как раньше, за их судьбы, за дорогу в жизни больше нет. Семья наша выросла и окрепла. Вместе с детьми растем и мы".

Чем больше людей задумываются об усыновлении, тем больше шансов, что в стране уменьшатся отказы от детей

Диана Машкова напоминает, что были зафиксированы случаи гибели в детских домах детей, которые, казалось бы, получают достаточный уход. Но дети умирали – казалось, что из-за ощущения собственной ненужности. Проявляется такая катастрофическая нехватка любви по-разному. Вот малыш сидит в кроватке и молча раскачивается. Со стороны покажется, что он нездоров, а на самом деле просто некому ребенка убаюкать! Вот он сам себя и убаюкивает... Подчас дети в детских домах кажутся затравленными, неразвитыми, больными, но как же быстро они расцветают, оказываясь в семье!

Говорит Ксения Торопцева, маркетолог, мама троих детей, двое из которых приемные: "У Сережи тяжелый генетический синдром, который дал патологии чуть ли не во всем организме. Честно говоря, после общения с ним у меня возникло стойкое ощущение, что Сереже никто не нужен, что он уже не способен на привязанность. Он был очень весел, не обращал на меня особого внимания. И вроде я уже определилась, когда увидела его в первый раз, а он мне бросил на прощание: "Ты больше не придешь". Его в этот момент собирались уводить. Тогда я взяла его на руки и сказала: "Я приеду к тебе ровно через две недели". Он не поверил. Через две недели я к нему приехала снова… Сегодня, когда Сережа дома, можно с полной уверенностью сказать, что вся его светящаяся бесконечная радость была просто маской, за которой скрывалось огромное душевное горе".

При органах опеки по всей стране работают государственные Школы приемных родителей, где слушателям рассказывают о подлинной ситуации в детских домах – что дети там трудные, травмированные, что не все так гладко с их корнями. Огромное количество предательств и горя. Кого-то это пугает. Кто-то ощущает пока свою неготовность. А в кого-то это вселяет уверенность. И часто бывает, что ожидания не совпадают с реалиями: будущие приемные родители отправляются в детский дом за малышом, а выходят с подростком, а то и не одним. Миссии школ и Клуба "Азбука приемной семьи" в чем-то похожи, но клуб открыт для всех, даже для тех, кто совсем еще не уверен, что сможет стать приемным родителем. Здесь все страхи и сомнения обсуждаются свободно. "Чем больше людей задумываются об усыновлении, тем больше шансов, что в стране уменьшатся отказы от детей и увеличится выход ребят из государственной системы в семью", – считает Диана Машкова.

Марина Лепина – журналист