В каждом моем звуке — Новый Орлеан!

Луи Армстронг

Были и будут великие джазмены, но он останется самой яркой звездой джазовой галактики. И он был не просто великим корнетистом, трубачом и вокалистом. Он жил на сцене, от него шла волна энергии, он был заряжен весельем, даже грусть его блюзов была веселой. Луи Армстронгу, Сатчмо, Попс.

«Детство Луи Армстронга, прошло в одном из самых густонаселенных кварталов города и ничем не отличалось от детства других негритянских ребятишек: он рос без присмотра, ходил в школу, в церковь, много времени проводил на улице, играл с соседскими мальчишками. Коренастый, веселый, очень наблюдательный, наделенный живым умом и большим здравым смыслом, little Луи выделялся среди сверстников огромной восприимчивостью к музыке и необычайной остротой слуха.

«Уже в пятилетнем возрасте, рассказывает он в своей книге «Моя жизнь в Новом-Орлеане», находясь в церкви или бегая за шествиями, я напрягал слух, стараясь различить инструменты, узнать произведение, уловить манеру исполнения».

Здесь, в Новом-Орлеане, где даже воздух был насыщен музыкой, Луи Армстронг провел все детство и юность; понятно, почему 30 лет спустя он мог сказать: «В каждом моем звуке — Новый-Орлеан». Маленький Луи слонялся возле оркестров, игравших у дансингов для привлечения клиентуры, шагал с похоронными процессиями. Он организовал со сверстниками вокальный квартет. Ребята, распевая, разгуливали по улицам, прохожие подзывали их и просили что-нибудь спеть. Кончив песенку, мальчишки пускали шапку по кругу и к вечеру делили заработок».

Добрый день, вечер или ночь. Добро пожаловать на короткие волны «Свободы» и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Луи Армстронг родился в Новом Орлеане 4 августа 1901 года. Сегодня нашим гидом по невероятной истории жизни этого гения будет французский историк джаза, продюсер и импресарио Юг Панасье.

Louis Armstrong & Jack Teagarden - Black And Blue – 3:58 (Louis Armstrong & Jack Teagarden – Membran Music)

«Black And Blue» - стандарт 1929 года. Музыка Фэтса Уоллера, слова Харри Брукса и Энди Разафа. Не вникая в текст можно подумать, что это гимн мизерабельности и тяжелой жизни афроамериканцев. На самом деле black and blue – это идиома, обозначающая нечто совсем иное и не обязательно социальное. Это истерзанность, помятость, синяки, неудача – все это вместе. Считайте, что вас переехал грузовик.

Холодная пустая кровать с железной сеткой, как из свинца,

Голова трещит, как у старины Нэда…

Что я сделал такого, чтобы чувствовать себя разбитым вдребезги?

Никаких радостей, ни подружки!

Даже мышь и та, сбежала к соседям…

Всю жизнь я был black and blue…

Стандарт этот стал названием французского джазового лейбла. Не явная игра слов аукается, конечно, с судьбой афроамериканцев «черных и депрессивно-грустных», а эхо нашего воображения. Black and blue – это эдакий приличный синяк. Быть может на всей жизни…

Исполнители: Луи Армстронг и секстет Эдмонда Холла: Сатчмо – труба и вокал; Ирвинг Рандолф – вторая труба; Хэндэрсон Чэмбэрс – тромбон; Эд Холл – кларнет; Чарльз Бейтмэн – фортепьяно; Джонни Уильямс – контрабас и Джимми Крофорд – ударные. 8 февраля 1947 года, концерт в Карнеги Холле, Нью-Йорк.

«… Однажды Луи арестовали за шалость: решив принять участие в шумной суете, царившей на улицах Нового-Орлеана в рождественские ночи, он вздумал стрелять в воздух из старого «стянутого» у матери револьвера. Полицейский отправил озорника на полтора года в исправительный дом Уэйфс-Хоум. Там Луи Армстронг и начал учиться играть на трубе, потому что в Уэйфс-Хоуме, как и в других американских школах, был ученический оркестр. Луи играл сначала на тамбурине, потом на ударных и саксофоне и, наконец, на корнете, а через несколько месяцев уже был назначен руководителем оркестра. Выйдя из Уэйфс-Хоума, Луи Армстронг, как и другие любители музыки того времени, днем работал (продавал газеты, разносил молоко, был старьевщиком, угольщиком, шофером), а после трудового дня до рассвета играл в кабачке, и утром, немного отдохнув, снова шел на работу. На исключительную одаренность Армстронга вскоре обратили внимание городские музыканты, знаменитости стали приглашать его в свои оркестры. При выборе этих предложений Луи советовался с великим Джо Оливером, который взял юношу под свое покровительство и даже рекомендовал его владельцам кабачков. Перед отъездом в 1917 году в Чикаго Джо Оливер потребовал взять на свое место Луи Армстронга в лучший оркестр того времени — к тромбонисту Киду Ори».

Юг Панасье, «История подлинного джаза»; французское издание вышло у «Робера Лафона».

Louis Armstrong - Basin Street Blues – 5:12 (Louis Armstrong - The Very Best of Louis Armstrong – UMG Recordings)

«Basin Street Blues», «Блюз улицы Бассейной» Спенсера Уильямса. Септет Луи Армстронга, то есть Hot Seven. Сатчмо – труба и вокал; Трамми Янг – тромбон и так же вокал; Барни Бигард – кларнет; Бад Фримэн – тенор-саксофон; Билли Кайл – рояль; Орвэл Шо – контрабас и Кенни Джонс – ударные. 19 мая 1954 года, Нью-Йорк.

Basin Street, Бассейная, идет параллельно Валовой улице и является как бы границей старинного Французского Квартала. Что означало, что с 1870 года это была окраина краснофонарного квартала. Французское правительство в те годы выслало в Новый Орлеан, если память не изменяет, две тысячи проституток, которые тут же занялись делом. Так что это был квартал (от Бассейной) борделей и салунов. Новый Орлеан не зря называли Парижем Нового Света. Но его называли так же Crescent City, городом полумесяца, и Big Easy, Беззаботным городом. Девизом Нового Орлеана была французская фраза «Laissez les bons temps rouler» - ««Пускай текут хорошие деньки»…

Сам же блюз был написан Спенсером Уильямсом в 1926 году. Сатчмо прославил этот блюз, записав его в 1928-м.

«Мы отправимся в страну грез, в Новый Орлеан!

Оркестр и толпа старых друзей встретят наше прибытие:

Рай на земле, Basin Street, Бассейная улица…

(Не путать с Питером!)

«Луи Армстронг рано женился. Вскоре в семье начались размолвки, и Луи, в надежде, что короткая разлука успокоит раздражительную Дейзи, принял предложение Фейта Мейрабла играть в оркестре на прогулочном пароходе. Кроме Армстронга (корнет), в оркестр входили Джон Сент-Сир (банджо и гитара), Попс Фостер (контрабас) и Бейби Доддс (ударные). Так как эти музыканты пользовались партитурами, Армстронг усовершенствовался здесь в сольфеджио и научился свободно читать с листа. Луи провел у Мейрабла несколько сезонов. Но мир так и не приходил к семейному очагу, где по-прежнему летала посуда, а порой и кирпичи. Супруги, наконец, решили расстаться совсем. Известность Луи Армстронга в родном городе непрерывно росла. Друзья и коллеги называют его Dipper, Dippermouth, Satchelmouth, которое превратилось в Сачмо (Satchmo) , — эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ. К концу 1921 года Армстронг играет в нескольких известных оркестрах. Теперь Луи зарабатывает только музыкой.»

Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы». Вы можете так же слушать нас в любое удобное для вас время с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Louis Armstrong - Blues in the South – 3:01 (Louis Armstrong - Memories of New Orleans – RCA)

«Blues in the South», «Блюз на юге» Уильяма Джонстона. Луи Армстронг и его «Горячая Семерка». Сатч он же Попс – труба и вокал; Вик Дикенсон – тромбон; Барни Бигард – кларнет; Чарли Бил – фортепьяно; Рэд Калэндэр – контрабас и Зутти Синглетон – ударные. Лос-Анджелес, 6 сентября 1946 года.

Армстронг постоянно пел и играл блюзы о юге, о Новом Орлеане. В 1922 году он укатил в Чикаго, город был в ту эпоху новой столицей джаза. Через семь лет Луи уже играл в Гарлеме, в Connnie’s Inn. Этот клуб был соперником «Cotton Club’a». Но и здесь на севере Сатчмо пел о юге, полумесяцем выгнутой Миссисипи, о колёсных пароходах, на которых он играл мальчишкой, о любимых районах города и его улицах.

Louis Armstrong - Dear Old Southland – 3:16 (Louis Armstrong - Memories of New Orleans – RCA)

«Dear Old Southland», «Старый добрый юг…», музыка Тёрнера Лейтона. На этот раз Луи исполнил этот стандарт почти без слов, но они существуют – пера Хэнри Кримера. Сатчмо, труба; ему аккомпанировал на фортепьяно Форд Ли «Бак» Уашингтон. 5 апреля 1930 года, Нью-Йорк.

И, прежде чем вернуться к тексту Юга Панасье, еще один, любимый Армстронгом, новоорлеанский стандарт:

Louis Armstrong - Do You Know What It Means to Miss New Orleans – 2:59 (Louis Armstrong - Memories of New Orleans – RCA)

«Do You Know What It Means to Miss New Orleans», «Знаешь ли ты, что такое соскучиться по Новому Орлеану?» Олтэра и Деланжа. Луи Армстронг и его Диксилендовская Семерка. Сатчмо – труба и вокал; Эдвард «Кид» Ори – тромбон; Барни Бигард – тенор-саксофон; Чарли Бил – фортепьяно; Бал Скотт – контрабас и Майнор Холл – ударные. Лос-Анджелес, 17 октября 1946 года.

Луи Армстронг, 1961 год

Пора сказать два слова о самом Югэ Панасье. Он родился в Париже в феврале 1912 года. В детстве он заболел полиомиелитом, что ограничило его физическую активность. В 1932 году Юг основал «Hot Club de France». Первое английское «H» французы не произносят – отсюда и фонетическое «Оt Club de France». Юг Панасье был не просто первым европейским историком джаза, а, как подчеркивает джазовый словарь Робера Лафона, «быть может первым в мире». Юг написал сотни и сотни джазовых обзоров, но, что важнее, с дюжину отличных книг о джазе. Во время оккупации нацистами Парижа, которые считали джаз дегенеративной музыкой, как не странно запрещены были лишь вражеские, то есть американские и английские стандарты и Пансасье умудрялся запускать в эфир и даже переименовывать пластинки, давая им французские названия. Например, по радио звучала мелодия «Грусть Святого Людовика». Играл «Hot Club de France». Цензорам Юг объяснял, что это песня о «Грустном Людовике Девятом». На самом деле это был «The Saint Louis Blues». Панасье был другом Мезза Меззроу и выпускал диски Сиднея Беше. Но он застрял и прочно на диксиленде и свинге. Даже Бенни Гудмэн был для него «отвратительным кларнетистом», а уж бибоп был не принят им на все 200%. Отсюда и его ссора с лучшим другом и коллегой по журналу «Jazz Hot» - Шарлем Делонэ. Юг Панасье основал звукозаписывающую фирму «Swing».

Ваши терпящие все стили от рэгтайма до авангарда приемники, настроены на волну «Свободы». В эфире еженедельное «Время джаза», которое вы можете слушать в прямой ретрансляции по уикендам или в подкастах с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - Learnin' The Blues – 7:11 (The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong On Verve)

«Learnin' The Blues», «Обучаясь блюзу» - не блюзу в музыке, конечно, а в жизни. Песня Долорес Сильверс Вики.

Столики опустели, на танцевальной площадке – никого.

Ты продолжаешь запускать в автомате один и тот же романс.

В десятый раз ты слушаешь его.

Наверное, это начало намека на то,

Что теперь ты понимаешь, что такое блюз…

Дуэт Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, которым аккомпанировали: Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас и Луи Беллсон – ударные. 23 июля 1957 года, Голливуд.

«Приезд Армстронга произвел в Гарлеме, негритянском квартале Нью-Йорка, настоящую сенсацию. Такого трубача здесь еще не слышали. Знаменитый трубач Гарлема Рекс Стюарт прекрасно описал впечатление, произведенное молодым Луи: «Луи Армстронг был героем дня. Я, как и остальные, был от него без ума. Старался ходить, как он, говорить, как он, есть, как он. Даже купил такие же грубые полицейские сапоги. Часами простаивал я у его дверей, чтобы увидеть, как он проходит. В конце концов, мне удалось пожать ему руку и поговорить с ним!» (из интервью, опубликованного в американском журнале «Метроном» в ноябре 1945 г.)». Все тот же - Юг Панасье.

Сатчмо пел дуэтом и играл почти со всеми великими эпохи. Вот он с Дюком Эллингтоном:

Louis Armstrong & Duke Ellington - Do Nothin' Till You Hear From Me – 2:34 (Louis Armstrong and Duke Ellington – Blue Note)

«Do Nothin' Till You Hear From Me», «Не предпринимай никаких решений, пока я тебе сам не скажу» - песня о ревности, о возможности ревности. Песню- стандарт написал Дюк Эллингтон, слова – Боб Рассел. На этой записи, сделанной в студии RCA в Нью-Йорке 3 апреля 1961 года, Дюк Эллингтон играл на рояле; Сатчмо – труба и вокал; Барни Бигард – кларнет; Морт Хёрберт – контрабас и Дэнни Барселона – ударные. Нужно бы добавить Трамми Янга на тромбоне, но его практически не слышно.

Еще немного Юга Панасье: «Ни у кого не было такой объемности в крайнем верхнем, среднем и низком регистрах, такого мощного звука, как у Луи Армстронга. «Это не у тебя труба, — имел обыкновение говорить Кинг Оливер, — а ты у трубы». Действительно, мастерство трубачей доармстронговского поколения (и его поколения) со временем угасало, лишь Армстронг остался полным властелином своего инструмента. В связи с этим отметим, что Армстронг всегда поддерживал безупречную физическую форму, что было особенно важно при его образе жизни (утомительные турне, выступления в прокуренных кабачках). Он регулярно массировал губы специальной мазью для сохранения их гибкости и упругости, не расставался со своим мундштуком и следил за состоянием легких и мускулатуры. Луи Армстронг не только виртуоз. Он прежде всего творец, причем самый плодовитый в истории джаза. Луи создает мелодию и, развивая ее, строит свои соло с такой безупречной логикой, что складывается впечатление, будто это не импровизация, а глубоко продуманная, заранее сочиненная музыка. Его воображение неиссякаемо. По достоинству оценить всё созданное Армстронгом может лишь тот, кто досконально знает его старые записи. Далеко не всякому известно, что большинство ставших привычными для любителей джаза фраз заимствовано у Луи. Музыкальный язык Армстронга так широко вошел в обиход джаза, что многие музыканты теперь пользуются им, порой даже не подозревая о первоисточнике. Ударник Джин Крупа с полным основанием сказал: «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Все сделал Луи и сделал первым».

Финишная прямая Луи Армстронга, Юга Панасье и вашего ДС. Наш адрес на Сети: www.svoboda.org. Невозможно все же сделать передачу о Попсе, не упомянув одну из самых знаменитых его вещей. Он её уже слегка задел сегодня, процитировал. Вот она целиком:

Louis Armstrong - St. Louis Blues - 8:50 (Louis Armstrong Plays W.C. Handy – Columbia)

«St. Louis Blues», Уильяма Кристофера Хэнди. Вельма Миддлтон, можно сказать, исполняла роль этой знаменитый леди из Сент-Луиса (дуэт с Вельмой полон подколок!) Второй вокал и навсегда первая труба – Сатчмо; Барни Бигард – кларнет; Трамми Янг – тромбон; Билли Кайл – фортепьяно; Орвэл Шо – контрабас и Баррет Димс – ударные. Запись была сделана 12 июля 1954 года для «Коламбии».

И вот, наконец, финал:

Louis Armstrong - I've Got the World on a String – 3:15 (Louis Armstrong the complete RCA VICTOR recordings)

«I've Got the World on a String», «Я держу мир на ниточке». Хотя это стандарт Тэда Кёхлера и Харольда Арлена, мир на ниточке держал именно он – Луи Армстронг. Держал и держит. Ни у кого не было такой золотой трубы. И никто так мощно, изящно и гармонично не сочетал игру на этом золоте и вокал. Дата записи Сатчмо и его All Stars оркестра – 26 января 1933 года, Чикаго.

Вот и все об этом парне из Нового Орлеана, который стал синонимом слова джаз, и который, в каком бы стиле и жанре не работали современные музыканты, повлиял на них всех. Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы будем вновь в вашей компании через неделю. Наш адрес www.svoboda.org. Мой личный адрес на Face Book – в тексте этой передачи: https://www.facebook.com/DmitriSavitski . Всех вам благ, шадящего солнца, теплых дождей, чао, бай-бай!

PS:

Юг Панасье – «ИСТОРИЯ ПОДЛИННОГО ДЖАЗА», ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ • 1978 г.