В среду, 3 августа, Центризбирком России завершает прием документов от партий для регистрации их федеральных списков на предстоящих выборах депутатов Госдумы, а окружные избирательные комиссии заканчивают принимать документы для регистрации кандидатов, выдвинутых на этих выборах по одномандатным избирательным округам.
19 июля Центризбирком завершил процедуру заверения списков кандидатов от партий, заявивших о желании участвовать в парламентских выборах. Из 74 российских партий, имеющих такое право, документы для заверения списков представили 22. Центризбирком заверил списки 20 партий, причем у трех из них – только федеральные списки, у двух – только списки кандидатов-одномандатников.
Следующий этап – регистрация партийных списков, его преодолели пока только семь партий – ЛДПР, "Справедливая Россия", "Гражданская платформа", "Патриоты России", "Зеленые", "Партия роста" и КПРФ.
14 партий из тех, чьи списки заверены, имеют право не собирать подписи избирателей для участия в парламентских выборах. Остальным партиям и их кандидатам-одномандатникам необходимо собрать определенное количество подписей: 200 тысяч для партии и не менее 3% от числа жителей округа для кандидатов в одномандатных округах.
Процедура сбора подписей касается шести партий, списки которых заверил Центризбирком. Это "Великое Отечество", "Союз труда", "Воля", "Родная партия", "Партия родителей будущего" и "Партия возрождения села" (две последние выдвинули только одномандатников).
Выборы в Государственную Думу России VII созыва состоятся 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам. Избирательная кампания официально началась 17 июня.
Одновременно с думскими пройдут выборы в законодательные собрания в 39 регионах страны, в семи субъектах состоятся прямые выборы высших должностных лиц, также запланировано проведение порядка пяти тысяч муниципальных выборных кампаний.
Эксперты Комитета гражданских инициатив в рамках проекта "Выборы в России: независимый аудит" изучили ход нынешней кампании и подготовили доклад по мониторингу выборов 2016 года. По мнению одного из авторов политолога Александра Кынева, партийная система в России движется к сокращению. Система регистрации стала запретительной, а партии, не имеющие парламентской льготы, не стремятся участвовать в выборах:
– Количество запретов и ограничений для партий с мая 2014 года выросло настолько, что они делают фактически невозможным участие в выборах как независимых кандидатов, так и представителей малых партий. Система регистрации, которая сегодня существует, носит по факту запретительный характер. Если у вашей партии нет льгот, то зарегистрироваться вы можете только в единственном случае – если по вам принимается политическое решение. Потому что требования, которые сегодня существуют по сбору подписей, и по количеству, и по правилам выбраковки, как правило, они фактически не исполнимы.
Если у вашей партии нет льгот, то зарегистрироваться мы можете только в единственном случае – если по вам принимается политическое решение
Получается замкнутый круг. Для того чтобы получить льготу при регистрации, надо добиваться успеха на выборах, но невозможно попасть на выборы, если у вас нет льгот. При этом это количество партий будет сокращаться, потому что даже те партии, у которых эта льгота есть, получили ее за счет того, что в первые два года "либерализации" в 2012-2013 годах успели пройти в какие-то региональные парламенты. Допустим, ПАРНАС представлен в Ярославской области. Там уже в следующем году новые выборы. Если ПАРНАС не проходит, он теряет льготу.
– К чему это может привести на деле?
Назвать это свободной конкуренцией язык не поворачивается
– Получается, что резко сокращено количество тех, кто может вообще зарегистрировать кандидата, а остальные ставятся в ситуацию сверхжестких условий регистрации. После этого для тех, кто остался, пытаются максимально ужесточить контроль и резко ограничить их в свободе маневра. В этом смысле показательна история с Партией пенсионеров, которая подверглась жесткой санации, как только посмела выдвинуть с кем-то не согласованный список кандидатов. Получается, что вначале на том месте, где вы проходили, ставят забор и оставляют калитку, а потом у этой калитки ставят человека с ружьем. Назвать это свободной конкуренцией язык не поворачивается. Это очень жестко ограниченная конкуренция в рамках дозволенного, в рамках ограничений, которые власть до поры до времени разрешает. Поэтому неудивительно, что мы видим, что почти все партии, у которых льгот не было, по сути дела самоустранились. С того момента, как изменился порядок регистрации кандидатов, это 2014-2016 год, мы видим как количество "партий-молчунов", партий, которые есть, но которые перестают кого-то выдвигать, увеличивается.
Насколько я знаю, сегодня в качестве реакции на наш доклад на совещании в ЦИК сказали, что не все так плохо – 49 партий из 74 участвуют в каких-то там выборах. Во-первых, даже по этой статистике 25 партий не выдвигают никого даже на уровень сельсоветов, а остальные выдвигают кого-нибудь, где-нибудь на мелких выборах. Но проблема в том, что если партия не участвует в выборах, она подлежит ликвидации в течение 7 лет, для того чтобы эту регистрацию сохранить, нужно участвовать либо в выборах в Госдуму, либо в региональных муниципальных выборах. Однократного участия в одном сельсовете недостаточно. Здесь требуется набирать большое количество регионов, чтобы выбирать не выдвижением, а регистрацией. Пока идет только выдвижение. Львиная доля тех, кто выдвинулся, зарегистрирована не будет. Поэтому считать нужно будет по тем, кто окажется в бюллетенях, а их точно будет меньше.
– Если бы вы были обывателем, а не политологом, вы бы знали об этих выборах?
Никаких признаков избирательной кампании нет
– В большинстве регионов никаких признаков избирательной кампании нет. Если вы просто ходите по улицам, не читаете политические сайты в интернете, то догадаться о том, что в стране выборы, довольно непросто. Наглядной агитации практически нет. Где-то разносят газеты по почтовым ящикам. Но если вы не заглядываете в почтовый ящик, то избирательная кампания проходит мимо вас.
– Какие-то интриги есть в этой избирательной кампании?
– На мой взгляд, главная интрига заключается в том, сколько партий пройдет в Госдуму. Потому что традиционный сценарий – это думская четверка – "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР. Есть три партии, которые могут претендовать на некий результат, "Яблоко", "Партия роста" и "Родина". Их главная проблема – очень слабая кампания в регионах. Если они начнут вести кампанию в регионах активнее, тогда они смогут отнять голоса в первую очередь у "Справедливой России". Потому что "Справедливая Россия" – как раз для тех, кому не нравится власть, но кому при этом не нравятся коммунисты и ЛДПР. Если у них появится вариант выбрать кого-то еще, то, конечно, это будет "Яблоко", "Партия роста" или "Родина". Чем больше они соберут голосов, тем меньше их останется у "Справедливой России". Грубо говоря, три партии проходят точно. Скорее всего, проходит "Справедливая Россия", но при определенных условиях есть шанс и у этих трех партий. Это и есть главная интрига, – считает политолог Александр Кынев.
За два месяца до выборов в Госдуму социологи "Левада-центра" выяснили, что в них хотят участвовать менее половины российских избирателей. Во время опроса в конце июля 20% опрошенных заявили, что пойдут голосовать "совершенно точно", еще 26% – "скорее всего". Точно не собираются голосовать 14% опрошенных. 11% сомневаются, что придут на избирательные участки. 25% ответили, что пока не определились.
Опрос показал, что если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, партию "Единая Россия" поддержали бы 39% опрошенных в целом и 57% тех, кто готов голосовать и определился с выбором.
По 10% в целом и 15% из определившихся готовы отдать свои голоса за КПРФ и ЛДПР. За "Справедливую Россию" – 3% и 5% соответственно, за ПАРНАС – 1% и 2%, по 1% в целом и тех, кто определился с выбором, поддержали бы партию "Коммунисты России" и "Яблоко". Погрешность опроса – 1,5%.
При этом социологи зафиксировали заметное снижение интереса россиян к грядущим выборам в нижнюю палату по сравнению с выборами в 2011 году, рассказал Радио Свобода директор "Левада-центра" Лев Гудков:
– Это самый низкий уровень готовности участвовать в выборах за последние годы. Интереса к выборам нет, потому что абсолютное большинство считает, что от выборов никакого изменения в их повседневной жизни ждать не приходится. Люди никак не связывают свою жизнь с этими политическими церемониалами, что это нужно, в основном, для власти, для начальства, чтобы лишний раз продемонстрировать народную поддержку. А в общем, абсолютное большинство полагает, что результаты предопределены и заранее заданы.
– Кто они, те люди, которые все-таки собираются голосовать на этих выборах?
Люди никак не связывают свою жизнь с этими политическими церемониалами
– Это, прежде всего, государственно зависимая категория населения. Это работники бюджетной сферы, госпредприятий, полиция, чиновники и пенсионеры. Те, кто зависит от административного давления, с одной стороны. А с другой стороны, те, кто сохраняет государственные патерналистские ожидания, что вдруг власть проявит милость и что-то сделает полезное для обычных людей. Это и база поддержки нынешней власти, и ее ресурсы. То есть голосуют две категории – это люди с высшим образованием, то есть, грубо говоря, зависимая от власти бюрократия, и полярная категория – пенсионеры, жители села, в большей степени голосующие по привычке, потому что так заведено, так надо. Начальство сказало – значит надо.
– А что молодежь?
– Молодежь как всегда в наименьшей степени будет принимать в этом участие, хотя молодежь – самая "про-путинская" группа населения, готовая голосовать за ту партию, которую, по ее мнению, он представляет. Молодежь социализировалась во время путинского правления и облучена идеологически в большей степени, чем любая другая группа. Номинально она в наибольшей степени разделяет все официозные пропагандистские установки. Но ходить на выборы она не очень хочет, – считает директор "Левада-центра" Лев Гудков.
Среди одномандатников, которые собираются в Госдуму, – муниципальный депутат московского района Зюзино Константин Янкаускас. Он уже зарегистрировался в качестве кандидата по Черемушкинскому одномандатному округу № 209 и рассказал Радио Свобода, в каких условиях ведет борьбу с представителем "Единой России":
– В основном, все трудности связаны с административным ресурсом, который используют против нас. И, соответственно, в пользу нашего конкурента от "Единой России". Срывают наши объявления, а этого конкурента бесплатно под видом социальной рекламы рекламируют на всех остановках и на билбордах. Его предвыборные материалы бесплатно публикуют в окружной газете. Мы испытываем трудности именно такого характера. А проблем с регистрацией никаких не было. Все очень прошло гладко и быстро.
– Как вы расцениваете собственные шансы на этих выборах? Многие считают, что участвовать в них бесполезно...
Наши объявления срывают, а конкурента из "Единой России" рекламируют бесплатно
– Все зависит не только от нас, а от того, как будут соблюдаться процедуры конкуренции. Мы настроены бороться за победу в избирательном округе. Сейчас единственные кандидаты, которые ведут избирательную кампанию – это я и мой оппонент из "Единой России" Дмитрий Морозов. Никакие другие кандидаты не проводят агитационные мероприятия, пикеты или еще что-то, встречи с жителями. Еще несколько встреч проводит кандидат от КПРФ. Кампанию никто не ведет. При этом, конечно, меня очень беспокоит ситуация, что, например, есть кандидат от демократических сил, например, от партии "Яблоко". Я надеюсь, что мы сумеем договориться, и у нас останется объединенный кандидат, который в этом случае будет иметь более высокие шансы на победу.
– О каких особенностях нынешней избирательной кампании можно говорить почти за два месяца до выборов?
– Обращает внимание, что в этот раз сдвинули сроки проведения выборов. Впервые федеральная кампания проходит не зимой и не весной, когда большинство жителей находятся в городе, и с ними можно выстраивать коммуникацию различными способами. Сейчас люди находятся либо в отпусках, либо на даче. Мне кажется, что это сделано специально. И это главная особенность и проблема.
– Вы встречаетесь с людьми, много с ними разговариваете, ведете агитацию. Чего хотят от вас люди как от будущего депутата Госдумы?
Людей беспокоит разгром медицины и неэффективная работа ЖКХ
– У меня специфика – это мой одномандатный округ. Я говорю о федеральных проблемах, которые отражаются на жителях моего округа. Здесь две фазовые проблемы – это плохое медицинское обслуживание. Разгром медицины из регионов докатился и до столицы. На сегодняшний день я констатирую, что у нас уничтожена система профилактики и система нормального районного обслуживания у специалистов. Второй момент – это жалобы на состояние жилищного фонда и, соответственно, на совершенно неэффективную жульническую программу капитального ремонта, когда с людей каждый месяц берут поборы по 1000 рублей плюс еще 1000 рублей на содержание и текущий ремонт и при этом жилой фонд во многих районах – а у меня сталинско-хрущевская застройка, в основном, в округе – находится в очень плохом состоянии. При этом людей очень возмущает показное, на мой взгляд, чрезмерное, нерациональное благоустройство центра, когда каждый год перекапываются улицы, меняется плитка, замена бордюров. Это вызывает огромные претензии к работе мэра Собянина. Людей беспокоит и возмущает "закон Яровой", который был принят. Мы об этом постоянно говорим, что депутаты Госдумы вместо того, чтобы принимать законы, писать запросы, которые должны работать в интересах людей, принимают такие законы, прежде всего "закон Яровой", который вводит какие-то сумасшедшие ограничения, из-за которых нам обещают подорожание интернета, связи. В федеральной повестке этот вопрос очень актуален. На мой взгляд, люди очень устали от геополитики, от того, что этой геополитикой прикрывают провалы во внутренней политике и решении конкретных проблем, – рассказывает муниципальный депутат московского района Зюзино Константин Янкаускас.