С июня я занимаюсь проблемой медицины в Киришском районе Ленинградской области. Местные жители и врачи сообщили о 89 проблемах в системе здравоохранения. Была организована акция по отправке обращений губернатору Ленинградской области с целью проверки этих жалоб и устранения нарушений, в которой приняли участие пара сотен человек, и в несколько раз большее количество граждан поддержало обращение. В ответ пришла отписка от Комитета здравоохранения, сводящаяся к банальным фразам вроде "мы не получали жалоб от пациентов". После был организован митинг "За качественную медицину", в котором (как говорится, "почувствуйте разницу") приняли участие около 50 человек. На каждом этапе мы получали информацию о том, что на врачей оказывается психологическое давление, что запрещается публично критиковать руководство местной больницы. Запугивали и жителей, обещая снимать на видео тех, кто примет участие в акции.
Но неужели сотни людей, рассказавшие об огромном количестве нарушений в системе районного здравоохранения, вдруг в одночасье перестали считать, что проблема существует, и поэтому не пришли на митинг? Неужели за это время 89 проблем были исправлены? На самом деле нет, даже добавились новые проблемы: обвинения в мошенничестве от одного из бывших врачей Киришской больницы, перезаключение договоров с сотрудниками на более низкие зарплаты и т. п. Говорят, виною страх.
Нельзя улучшить свою жизнь и жизнь целого народа, не сделав для этого ничего
Представим себе эту ситуацию: есть средний по населению город с градообразующим предприятием, на котором работает примерно 15% взрослого населения. Есть Киришская клиническая межрайонная больница, отвечающая за всю государственную медицину в районе (а это больше 1100 человек персонала). Руководство градообразующего предприятия, администрация района, администрация клиники, местные депутаты из все той же партии, пригретые общественные организации связаны самым тесным образом. В общем-то стандартная ситуация для большинства городов России. Сколько нужно смелости каждому отдельно взятому жителю, чтобы преодолеть страх, чтобы начать требовать от власти удовлетворения своих нужд? Страх быть уволенным, оставить свои семьи без куска хлеба, подвергнуться психологическому давлению руководства или, может, даже публичной порке в социальной сетях и местной газете довлеет над жителями.
Как можно объяснить людям, что если ты хочешь для себя и своих семей жизни, а не выживания, следует быть выше своего страха? Какие у меня доказательства, кроме слов поддержки и морализаторского "нужно"? Я могу тысячу раз быть прав, но если люди катастрофически не верят в этот мир, как они могут захотеть открыто бороться с несправедливостью?
У меня нет ответа. Я не могу как шаман поводить руками и убедить врачей клинической больницы публично выступить против нерадивого главврача. Люди готовы терпеть, несмотря ни на что, даже подписывать под строгим взглядом бумагу в поддержку начальника, обрекая себя на еще большее отсутствие альтернативы.
Монтень писал, что доблесть – это свойство, которое проявляется лишь тогда, когда оно встречает сопротивление. Так почему мы забыли, что такое доблесть? Когда мы маленькими сидели за школьной партой, то слушали о великих воинах греков и римлян, читали, как Суворов не проиграл ни одного сражения, а наши отцы и деды победили в самой страшной войне в истории человечества. У них у всех была доблесть и внутренняя сила, чтобы эту доблесть проявить. Почему мы так сильно отстали от своих предков? Почему мы разобщены настолько, что не можем защитить даже то, что действительно важно?
Неспособность к солидарным действиям подрывает любой благородный замысел. Английский политик XVIII века Эдмунд Берк писал: "Для торжества зла необходимо только одно условие – чтобы хорошие люди сидели сложа руки". К сожалению, так происходит сейчас по всей России. В каждом среднем и малом городе жителям будут навязывать страх и призывать к бездействию. Но нельзя улучшить свою жизнь и жизнь целого народа, не сделав для этого ничего. А страх? Давайте вспомним, что это обоюдоострый меч. Испытывая страх, можно остаться в своем углу, а можно выйти и дать бой, все дело в том, как распорядиться этой энергией. Пускай не эта власть, но следующая, уже другая, наученная горьким опытом, боится людского гнева.
Анатолий Канюков – координатор движения "Солидарная Ленобласть"