Неделю назад Федеральная служба безопасности России сообщила о попытке вооруженных боевиков проникнуть в Крым с территории материковой Украины "для совершения диверсий и террористических актов". По данным спецслужбы, украинцы "вторглись в Крым", убили российского пограничника и военнослужащего Минобороны и оставили на поле боя мины и взрывчатку. Позже ФСБ предъявила видеозаписи задержанных диверсантов, на которых они якобы сознавались в содеянном. Киев назвал подобные сообщения провокацией. Тем временем жители Крыма и его гости гадают, что же это было на самом деле.
Слухами, предположениями и гипотезами информационное пространство полнилось всю неделю. Министерство обороны России на фоне сообщений о диверсантах "на всякий случай" перебросило в Крым зенитную ракетную систему С-400 "Триумф". При этом обстановка на полуострове в целом оставалась спокойной. Диверсантам явно не удалось стать самой обсуждаемой темой – на пляжах, в общественном транспорте и в очередях говорили о другом. Например, о жуткой автокатастрофе с участием пассажирского автобуса в окрестностях Феодосии, жертвами которой стали семь человек.
К сообщениям о диверсиях крымчане относятся по-разному. Опрошенные корреспондентом Радио Свобода жители республики склонны верить тому, что некий инцидент на границе имел место, но никто не берется судить о том, что же там произошло на самом деле.
"Я ехал из Севастополя в Симферополь в эти самые дни. На трассе гаишников видно не было, но по новостям в это время передавали, что усилен контроль на дорогах, машины на ялтинской трассе проверяют и на подъездах к Симферополю посты стоят. Но я ничего не видел. Думаю, что никакой реальной опасности (для жителей полуострова и туристов) не было, даже если там кто-то и постреливал на границе", – говорит коренной симферополец Владимир Тищенко.
Севастопольская предпринимательница Мария Короленко вынуждена признать, что новости с границы немного подпортили ей настроение. "У меня в очередной раз мелькнула мысль о том, что из Крыма нужно уезжать. Хотя бы на время, пока все не успокоится. Останавливает только одно: непонятно, куда ехать. Во всем мире хаос творится, не говоря уже про материковую Россию и Украину", – говорит она.
Такого никогда не было, даже во время Евромайдана и "крымской весны"
По словам Марии, все крымчане остаются заложниками информационной войны, поэтому в точности восстановить картину событий невозможно. "Но я готова поверить в то, что там (на границе) все же было что-то серьезное, а не просто инсценировка. Потому что сами российские военные укрепили оборону своих объектов. В военно-морском госпитале перед входом поставили дополнительную металлическую решетку и металлодетектор. Такого никогда не было, даже во время Евромайдана и "крымской весны", – отмечает Короленко.
После того как ФСБ отчиталась о "разоблачении злоумышленников", в Крыму действительно было объявлено о "дополнительных мерах безопасности в местах массового пребывания и отдыха людей, а также по охране объектов критически важной инфраструктуры и жизнеобеспечения". В частности, на фестивале "Детская Новая волна" в "Артеке" охрану усилили в несколько раз, а на территорию детского центра можно было попасть через четыре КПП, да и то лишь по специальному пропуску, который выдавала служба безопасности.
В торговом центре рядом с моим домом охрана заперла все шкафчики для сумок и унесла ключи
В администрации Симферопольского аэропорта Радио Свобода сообщили, что дополнительная охрана потребовалась и основным воздушным воротам Крыма. "Меры безопасности усилили, но аэропорт работает абсолютно в штатном режиме. Сохраняется спокойная обстановка, ничего не происходит, связанного с угрозой диверсии. Наши обычные меры безопасности были просто удвоены: удвоенное внимание ко всем пассажирам, более тщательный досмотр, более детально присматриваемся к каждому человеку, который заходит на территорию аэропорта. Всем сотрудникам и пассажирам сказали проявлять бдительность, обращать внимание на посторонние предметы и оставленные сумки, сообщать о них службе безопасности или сотрудникам полиции", – рассказала сотрудница пресс-службы.
Защита от террористической угрозы принимала на полуострове порой весьма причудливые формы. "В торговом центре рядом с моим домом охрана заперла все шкафчики для сумок и унесла ключи. Повесили табличку о том, что это связано с проведением антитеррористических учений. Табличка продержалась два дня и по датам совпала с появлением диверсантов. Жаль, я ее не успела сфотографировать. Людей это все не сильно тревожило, они просто брали сумки с собой в торговый зал", – рассказывает крымский художник-иллюстратор Анна Иванова.
По мнению художницы, нагнетание атмосферы вокруг проникновения диверсантов – удобный способ выпросить у Москвы денег на защиту от "внешней угрозы".
Я не верю, что это прямо свидетельствует о попытке целой Украины сделать что-то в отношении всего Крыма
"Антитеррористические операции – это ужасно выгодная штука, и денег в них ввалить можно немерено. Даже если никаких диверсантов не было, стоило их придумать и демонизировать, чтобы из этого денежного потока плеснуло немного и в нашу сторону, – рассуждает Иванова. – Возможно, был прецедент, но уверена, что его раздули до предела. Какие-нибудь активисты могли действительно просочиться в Крым, чтобы чему-то тут навредить – это, конечно, запросто, там сейчас много самодеятельности происходит. Но я не верю, что это прямо свидетельствует о попытке целой Украины сделать что-то в отношении всего Крыма".
Жители полуострова, так или иначе связанные с туристическим бизнесом, в один голос заявляют, что если это и была попытка сорвать курортный сезон (так инцидент на перешейке интерпретируют в официальных российских СМИ), то она потерпела неудачу. Жительница Балаклавы Ирина продает на севастопольском Приморском бульваре популярные крымские сувениры: тельняшки, ракушки, поделки из можжевельника и футболки с изображением российского президента. Она говорит, что чувствует себя в Крыму "как за каменной стеной".
"Мы слышали (о диверсантах) по телевизору по новостям. У меня сосед военный. Он ничего не говорил, но их поднимали по тревоге. А когда их забирают на сборы, это значит, что что-то такое происходит. Еще дополнительные патрули полиции ходили. А так никаких ограничений не было. Я думаю, на туристском сезоне это никак не скажется. У нас ребята усиленно работают, оперативно, молодцы. Мы не переживаем, на праздники собираемся, на море ходим, с детками гуляем, никто не волнуется", – уверяет продавщица сувениров.
Владельцы мини-отеля "Позитив" в Евпатории рассказывают, что в городе все спокойно и что случаев отмены бронирования у них не было: "Одни ребята только написали: "Как там у вас, все спокойно?" Мы ответили, что да. Если честно, мы не заметили, чтобы у нас были приняты какие-то дополнительные меры безопасности. Гаишников, быть может, больше стояло, да и все".
Администратор гостиницы "Чайка" на Южном берегу Крыма Марина солидарна с коллегами по отельному бизнесу. "Мы себя чувствуем в безопасности. Многие вообще ни о чем таком не слышали. Кто сюда теперь вообще сунется, мы же под защитой", – говорит она.
Организатор экскурсий Наталья также утверждает, что никаких признаков возросшей террористической угрозы на полуострове она не заметила, а о попытке проникновения диверсантов узнала из теленовостей.
С трудом себе могу представить, чтобы диверсанты с боем прорывались через Сиваш
"Допускаю ли я, что террористы действительно хотели напасть на Крым? Почему нет! Они же ЛЭП подорвали и посчитали, что это нормально. Есть же всякие люди, не вполне адекватные. Но думаю, люди к нам едут и будут ехать все равно. Многие едут в Турцию, хотя там гораздо больше взрывают. Тех, кто собирался сюда ехать, это не остановит. Туристическому сезону ничего не угрожает", – уверена Наталья.
Отдыхающие в Крыму россияне предполагаемой атаке диверсантов действительно не придали большого значения. Молодой турист из Петербурга по имени Николай рассказал Радио Свобода, что "к сообщениям федеральных СМИ доверия нет". "С трудом себе могу представить, чтобы диверсанты с боем прорывались через Сиваш с использованием артиллерийского огня, когда они спокойно могли приехать на полуостров под видом туристов, совершить диверсию и тихонько уехать обратно", – отметил Николай.
Что происходило с 6 по 8 августа на границе между Крымом и Херсонской областью, сказать наверняка не возьмется никто. Завеса таинственности, приправленная изрядной дозой дезинформации, вызывает у жителей полуострова едва ли не большую досаду, чем реальная или вымышленная террористическая угроза. Как сказала одна из собеседниц Радио Свобода, "мне немного жаль, что мне приходится "верить" или "не верить", что была диверсия, и я не могу положиться ни на одно СМИ ни одной страны, чтобы это "знать".