Второе пришествие длинных ковшей

Снос "самостроя" у станции метро "Улица 1905 года" в Москве. 29 августа 2016 года

В Москве вновь сносят торговые павильоны, объявленные "самостроем"

В ночь на 29 августа московские власти снесли более 90 торговых объектов, названных ранее "самостроем". Это вторая волна сносов за последний год – первая "Ночь длинных ковшей" прошла с 8 на 9 февраля. Тогда за несколько часов было уничтожено 87 торговых точек.

В отличие от первой "Ночи длинных ковшей", вторая не стала для собственников неожиданностью. Две трети владельцев зданий согласились снести их самостоятельно. Так, от булочной "Хлеб насущный", которая стояла возле метро "Парк культуры", к вечеру пятницы оставался только фундамент.

Торговые павильоны возле станции метро "Улица 1905 года"

Три крупных павильона возле метро "Улица 1905 года" закрылись в субботу. За день до закрытия магазины распродавали остатки продукции со скидкой, а с фасада зданий снимали многочисленные вывески – "Шаурма", "Авиакасса", "Ремонт обуви". Мужчина, представившийся владельцем здания, рассказал, что прошел уже все судебные инстанции. "Снесут, отыграют чемпионат по футболу, а потом здесь или собянинского, или путинского друга ТЦ встанет", – разводит руками он.

Площадь у метро "Парк культуры", где находилась пекарня "Хлеб насущный"

Другие объекты, такие как магазин косметики на Зубовском бульваре по адресу: дом 35, строение 4, или цветочный на Садово-Сухаревской улице, в доме 8, строение 6, накануне второй "Ночи длинных ковшей" были уже пусты. Причем владелец здания на Зубовском, Виктор Биркошин в июле этого года, сразу после публикации списка демонтируемых объектов, обратился в Следственный комитет, требуя привлечь к ответственности столичных чиновников, принимавших решение о сносе. Биркошин приобрел торговый павильон в 2004 году и дважды отстаивал право собственности в арбитраже. Московских чиновников предприниматель обвинил в халатности и служебном подлоге.

После первой "Ночи длинных ковшей" против московских властей выступила и компания "Созидание". Компания заявила иск на 1,8 миллиарда рублей за ликвидацию торгового павильона возле метро "Южная". Во втором списке на снос значатся сразу три объекта "Созидания", рассказывает юрист компании Рубен Маркарьян:

Снос торговых павильонов у станции метро "Южная"

– Сейчас попадают под снос еще три наших объекта – два на станции метро "Южная" и один на улице Янгеля. По объекту, который находится на Янгеля, уже вынесено решение Верховного суда, что он не является самовольной постройкой, но его все равно включили в список, и уже получено предупреждение о том, чтобы собрать вещи и оттуда уехать.

–​ А какие документы, помимо названного вами судебного решения, есть на руках у ваших доверителей?

– В данном случае на все объекты недвижимого имущества право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Может быть, из списка, который утвержден правительством Москвы, какие-то объекты и можно сносить без суда, которые возведены и никак не зарегистрированы, но в нашем случае имеется и зарегистрированное право собственности на объект недвижимого имущества, и решение суда о том, что это не самострой и что его запрещено сносить. Вот этого более чем достаточно, чтобы не приходил чиновник с экскаватором и не сносил по своему решению.

–​ После первой очереди сносов вы уже подавали иск к правительству города на 1,8 миллиарда. В каком сейчас состоянии рассмотрение этого дела?

Снос магазина у метро "Электрозаводская"

– Сегодня у нас в течение нескольких часов было заседание, и суд отложил рассмотрение на 9 сентября. Правительство Москвы и префектура считают, что они имеют право называть решения судов, на основании которых было зарегистрировано право собственности, "липовыми бумажками", и в то же время они имеют право ликвидировать право собственности на основании своего решения. Сегодня мы представили в суд документ о том, что право собственности из реестра исключено, то есть запись о праве собственности ликвидирована. Хотя в соответствии с законом это делается на основании какого-то судебного решения, в данном случае основанием послужил акт осмотра, что объекта нет. То есть кто-то из Департамента имущества Москвы вышел на место, увидел, что территория зачищена экскаваторами, составил акт, и на этом основании право собственности было исключено из реестра. Для меня как для юриста это очень забавная и печальная конструкция.

–​ То есть сначала были документы о праве собственности, затем объект был снесен, затем документы о праве собственности были исключены из реестра?

– Да, на основании акта осмотра о том, что объекта нет. Зарегистрирован объект был в 2003 году, 13 лет назад, на основании акта ввода в эксплуатацию и судебного решения, а снесен он был на основании решения правительства Москвы. А право собственности, несмотря на то что оно можно быть оспорено только в судебном порядке, было исключено на основании акта осмотра, что поляна зачищена.

–​ Я в пятницу проехал по нескольким таким объектам, которые включены в список, и увидел, что собственники настроены пораженчески, особенно после первой "Ночи длинных ковшей" и последующих судебных решений. Как настроены ваши доверители?

Снос ларьков у метро "Улица 1905 года"

– Мои-то настроены по-боевому, у нас зарегистрировано право собственности, и в течение 13 лет выиграны все суды. Поэтому у нас сомнений никаких нет, что мы правы. Я сегодня, пользуясь случаем, задал вопрос представителю правительства: "А как расценивать информацию на официальном сайте правительства Москвы, Департамента экономической политики, что сейчас предложено собственникам снести самостоятельно, и тогда будут выплачены, в соответствии с какой-то методикой, какие-то деньги – 55 тысяч рублей за квадратный метр? Если это деньги за снос, просто за процесс сноса, то это много, потому что процесс сноса не стоит 55 тысяч рублей за квадратный метр".

Мне говорят: "Нет, это компенсация". Я говорю: "За что?" – "Ну, правительство Москвы, департамент вот такое решение принял – компенсировать". Но если признавать, что это самострой, тогда, получается, это незаконно – компенсировать за самострой. За самострой положено наказание. Я это назвал костью. Кость вам кидают и говорят: хотя бы это возьмите. Потому что эта цена вдвое ниже кадастровой стоимости. Любой честный прокурор, который будет рассматривать подобную выплату, скажет: "Подождите, федеральное законодательство говорит о том, что за самострой положено наказание, а вы деньги платите! Так сейчас вся Москва пойдет строить самострои, сносить их и приносить бумажки в правительство с просьбой дать 55 тысяч рублей за квадратный метр". Странная конструкция. Очевидно, что правительство видит свою вину в том, что оно совершило, и пытается таким образом откупиться от собственников, чтобы они хоть что-то получили.

–​ А компания "Созидание" не планирует сама снести эти три объекта?

Снос "самостроя" у метро "Кропоткинская"

– Нет, не планирует. Мы всех предупредили о том, что есть решение суда, что это объекты недвижимого имущества, предупредили, в том числе, полицию о готовящемся преступлении, потому что, по нашему мнению, это преступление. Это умышленное уничтожение чужого имущества без судебного решения. Все документы представлены в компетентные органы, чтобы они сами уже определялись, привозить экскаваторы или не привозить. Судя по всему, они их привезут, чтобы показать свою силу. Ну, а мы дальше будем ходить по судам.

–​ Что может разрешить эту ситуацию? Кто-то говорит об обязательности введения пятой поправки, как в США, кто-то предлагает другие формулы...

– Независимый суд эту ситуацию спокойно разрешает. Вот вынесет суд решение, взыщут деньги с правительства Москвы, эти деньги регрессом ударят по чиновнику, который принял такое решение, – и ситуация разрулится сама собой. Для того чтобы она в мирном порядке как-то разрешилась, для этого тоже существует процедура. Правительство Москвы или префектура признает иск и говорит: давайте мы вам дадим денег столько, сколько вы просите. И стороны могут заключить мировое соглашение. Но это когда есть воля признать свою ошибку. Но, так как воля направлена на то, чтобы показать свою силу, нам придется еще какое-то время провести в судебных процессах.

Первый этап сноса "самостроя" в Москве. Февраль 2016 года

Зачистка Москвы