Глава СБУ Василий Грицак отрицает существование тайных тюрем

Василий Грицак

Василий Грицак

Председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак отрицает наличие так называемых "тайных тюрем", о которых ранее сообщили международные правозащитные организации. На брифинге 1 сентября в Харькове Грицак заявил, что его ведомство готово расследовать случаи незаконного содержаниях в СИЗО граждан. Как сообщает корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко, руководитель спецслужбы предложил журналистам встретиться с украинцами, которых удерживали сепаратисты на неподконтрольных властям Украины территориях Донбасса.

"Хотел бы вас пригласить на встречу с ребятами, которые содержались не в СИЗО, а в ямах. Пусть они вам расскажут, в каких условиях их держали, как их забирали из плена с поломанными плоскогубцами суставами пальцев, с вырезанными крестами и трезубцами на спинах", – отметил Грицак.

Amnesty International и Human Rights Watch сообщили о "секретных тюрьмах" СБУ в ряде украинских городов в своем докладе, опубликованном 21 июля этого года. На этой неделе правозащитным организациям стало известно, что были освобождены 13 человек, которых похитили и незаконно удерживали в "тайной тюрьме" при харьковском управлении СБУ, а еще по меньшей мере пять человек все еще продолжают находиться в этой тюрьме.

Правозащитники считают, что так называемые "тайные тюрьмы" нужны спецслужбе для содержания там тех, кого можно обменять на удерживаемых в плену сепаратистами украинцев в Донецке и Луганске. Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров заявил в интервью Радио Свобода, что Служба безопасности Украины создает так называемый "обменный фонд", который находится вне правового поля.

По словам правозащитника, выдвигаются обвинения в сепаратизме, терроризме или другом преступлении. "Возможно, для этого есть основания. Однако точно мы этого не знаем. Их заставляют подписать соглашение об обмене", – сообщил он. После этого захваченных выводят из здания органов расследования и они исчезают.

"Их куда-то увозят сотрудники СБУ и содержат там до обмена. Из-за этих задержанных летом и возник конфликт с членами комиссии подкомитета ООН по предупреждению пыток. Они хотели попасть в места лишения свободы, подконтрольные Службе безопасности Украины, но их не пустили. Не пустили, поскольку этих мест – изоляторов, где содержатся такие люди, – юридически не существует. Их нет ни согласно закону о предварительном заключении, ни по закону о СБУ. Служба безопасности не может иметь ни следственных изоляторов, ни изоляторов временного содержания. Единственный следственный изолятор в Киеве, в Аскольдовом переулке, он полулегален. Есть внутренний правовой акт, который регулирует его существование, однако в законе ("О Службе безопасности Украины". – Прим.) о нем нет ни слова.

"Ко мне обращались родственники тех, кто пропал, а потом оказывалось, что их обменяли. Это всё политика, которая далека от прав человека", – заявил Радио Свобода директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.