В Республике Марий Эл сегодня должно было быть вынесено очередное, уже седьмое решение по делу о "незаконной миссионерской деятельности" – новом нарушении, появившемся в Административном кодексе с 20 июля, даты вступления в силу части поправок в законодательство из "пакета Яровой". Однако суд впервые за время применения соответствующей статьи КаАП отложил рассмотрение дела на месяц для опроса свидетелей. Это хороший знак: за 50 дней по новому закону оштрафованы на десятки тысяч рублей уже пять человек.
Почему российские власти первым делом рьяно взялись штрафовать по "законам Яровой" именно представителей религиозных организаций (или тех, кого они таковыми считают), сказать сложно. По одной из распространенных версий, это связано с украинским Майданом, в котором активно участвовали священнослужители и представители церквей. По другой, причина в "отложенном спросе" со стороны региональных властей, давно жаждавших репрессий против "пришельцев" (хотя зачастую жертвами нового закона становятся люди, всю жизнь живущие в своем регионе). Так или иначе, адвокатам пока удалось добиться оправдания лишь одного обвиняемого по административной статье о "незаконном миссионерстве". Остальным присуждены штрафы в размере от 5 до 50 тысяч рублей.
До вступления в силу поправок в закон "О свободе совести и вероисповедания" статья 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержала лишь два пункта – они предусматривали ответственность за "воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания" и "умышленное публичное осквернение или уничтожение религиозной литературы и атрибутики". С принятием "законов Яровой – Озерова" к этим пунктам добавились еще три: они карают за "незаконную религиозную или миссионерскую деятельность". Проблемы у священнослужителей различных конфессий были в России и раньше, однако теперь с репрессиями стали сталкиваться даже люди, не принадлежащие к какой-либо официальной религиозной группе. Среди пострадавших от нового закона – протестанты (включая баптистов и пятидесятников), представители "Православной реформаторской церкви" и даже кришнаиты. Любой, кто ведет "миссионерскую деятельность" от себя лично, не являясь членом какой-либо зарегистрированной церкви, отныне нарушает закон.
В конце августа мировой судья судебного участка Сернурского судебного района Республики Марий Эл приговорил пастора Церкви христиан веры евангельской "Новое поколение" Александра Якимова к штрафу в 5 тысяч рублей за "незаконное миссионерство" в деревне Мари-Шолнер. Из решения суда, частично опубликованного на сайте правозащитного центра "Сова", следует, что суд счел "незаконной миссионерской деятельностью" участие Якимова 30 июля 2016 года в празднике деревни. Пастор произнес со сцены небольшую проповедь, пару раз процитировал Библию и благословил собравшихся на праздник сельчан.
"Якимов не представился от религиозной организации и не сказал о наличии у него полномочий на осуществление миссионерской деятельности. <…> Указанные действия осуществлены им намеренно и осознанно на публичном празднике, проходящем на территории муниципального образования с присутствием несовершеннолетних лиц, при проведении светского мероприятия – праздника деревни, а не религиозном собрании", – сказано в тексте постановления мирового судьи.
Протокол был составлен и в отношении старосты села Василия Зайцева - хотя он не баптистом не является - лишь за то, что тот разрешил пастору выступить со сцены и дал ему микрофон.
"Христиане веры Евангельской" в Марий Эл и других российских регионах ведут свою историю еще с середины 19-го века, от знаменитых "пашковцев" (ставших позже "прохановцами" по имени своего нового лидера, Ивана Проханова). Василий Александрович Пашков, один из самых видных членов высшего общества Петербурга второй половины столетия и один из богатейших людей Российской империи, был последователем британца Гренвила Редстока – основателя движения "редстокистов", переросшего в движение евангельских христиан. Сам Пашков часто ассоциировал себя с протестантизмом. За свою миссионерскую деятельность в России он был выслан из страны, однако вскоре смог вернуться обратно.
"Пашков в особенности деятельно продолжает пропаганду через своих агентов, к чему имеет он значительные средства в своем большом богатстве и во множестве имений своих по разным губерниям, – писал Константин Победоносцев Александру II о Пашкове в 1887 году. – Управляющими в эти имения ставит он ревностных сектантов, а как у него есть фабрики и заводы со множеством рабочих, то понятно, какие орудия пропаганды сосредоточены в руках его. Так, напр., в главном его имении, селе Матчерке, Моршанского уезда, Тамбовской губ., управляемом Антоном Чанилаш, заводский директор — поляк (ныне высланный) поставил на заводе в должность главных смотрителей 13 молокан. С разных концов России приходит ко мне множество донесений об этой пропаганде. Пашковцы соединяются в разных местах со штундистами, баптистами, молоканами. Крестьяне волнуются, в сектантствах заводится раздор, ругательства сектантов возбуждают драки и насилия, а когда заводчики и ругатели отдаются под суд, суд нередко оправдывает их при помощи адвокатов,— они возвращаются с торжеством, и зло еще усиливается. В таком положении дела я изумился на днях, узнав, что Пашков вернулся в Россию, находится у себя в селе Матчерке и продолжает свободно свою пропаганду".
Сейчас ни у последователей Пашкова, ни у других подобных религиозных групп нет в России ни фабрик, ни роскошных имений, ни зависимых крестьян. Однако доносы Победоносцева царю спустя 150 лет воспроизводятся в российской региональной прессе. Вот, например, выдержка из статьи сайта "Ноябрьск информ" о закрытии "незаконного детского лагеря баптистов" (на самом деле, как утверждают представители церкви, речь идет об обычной детской площадке):
"С 43 воспитанниками занимались восемь человек – граждане России, Украины и США, причем ни у одного из них не было даже медицинской книжки, – рассказал нам начальник отдела по вопросам общественной безопасности администрации города Ростислав Исаев. Таким образом, дети в возрасте от 6 до 16 лет подвергались ежедневной опасности, и рядом с ними не было взрослых, способных, в случае чего, оказать помощь или правильно вести педагогическую деятельность. По крайне мере, необходимого образования не было ни у одного из наставников. … По словам Ростислава Исаева, подобные проверки и выявление нарушений не только позволяют оградить детей (а в лагере были не только ноябряне, но и приезжие с других городов России и зарубежья) от опасности, но и создают прецедент применения вышеозвученной статьи, а таких случаев в нашей стране единицы".
Фактический разгон баптистской общины в Ноябрьске – лишь один из эпизодов применения "законов Яровой" против представителей религиозных общин. Полная хронология дел о "незаконном миссионерстве" выглядит так:
20 июля: "Законы Яровой" вступают в силу.
1 августа, Тверь: Гражданин Республики Гана Туа Эбенезер Квадво, пятидесятник, оштрафован на 50 тысяч рублей за "незаконную миссионерскую деятельность". Из обвинительного заключения следует, что он был студентом и "находясь на территории арендованного им на несколько часов бассейна, осуществлял религиозные обряды (в том числе крещение)".
14 августа, Орел: Суд признал гражданина США, баптиста Дональда Оссеваарде виновным в "незаконном миссионерстве" и оштрафовал его на 40 тысяч рублей. Оссеваарде приглашал людей к себе домой читать Евангелие, расклеивая объявления по городу. Раньше проблем с законом у него не возникало. Сейчас он остается в Орле, где 19 сентября суд должен рассмотреть апелляцию по его делу.
15 августа, Черкесск, Карачаево-Черкессия: Вторым пострадавшим от новых "законов Яровой" тоже стал студент, Вадим Сибирев. Он раздавал прохожим на удлице кришнаитские книжки (наверняка таких молодых людей видели хотя бы раз каждый жители многих российских городов). Это дело адвокатам, представлявшим его интересы в суде, удалось выиграть, доказав, что распространение литературы "миссионерством" не является.
15 августа, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО: Власти ликвидировали детскую площадку для прихожан, организованную при молельном доме евангельских христиан-баптистов. Они сочли ее "незаконным детским лагерем". Пастор местной баптистской церкви Алексей Телеус был оштрафован на 5 тысяч рублей за "незаконное миссионерство".
31 августа, Марий Эл: Мировой судья судебного участка Сернурского судебного района Республики Марий Эл приговорил пастора Церкви христиан веры евангельской "Новое поколение" Александра Аркадьевича Якимова к штрафу в размере 5 тысяч рублей за "незаконное миссионерство" в деревне Мари-Шолнер. Представители церкви участвуют в сельских праздниках в Марий Эл не первый год, она зарегистрирована и имеет разрешение на миссионерскую деятельность в республике, раньше никаких проблем с властями у них не возникало.
5 сентября, Санкт-Петербург: Мировой суд Фрунзенского района признал виновным в нарушении миссионерской деятельности представителя Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя (Архиепископия Киевская) Сергея Журавлева. Суд назначил ему штраф в пять тысяч рублей. Журавлев якобы пытался "склонить евреев к переходу в православие". По словам свидетелей, Журавлев во время проповеди часто надевает еврейское молитвенное покрывало, "талес", а на богослужениях Реформаторской Православной Церкви звучат еврейские песни и присутствует еврейская атрибутика.
7 сентября, Марий Эл: Суд должен был вынести решение по делу о "незаконном миссионерстве" старосте села Мари-Шолнер Василию Зайцеву – он-то дал выступить на сельском празднике пастору Церкви христиан веры евангельской Александру Якимову, оштрафованному по этой же статье 31 июля. Заседание перенесено на 5 октября.
Почему после вступления в силу "антиэкстремистского пакета законов" власти первым делом взялись за христианских проповедников и представителей малых религиозных групп, являющихся или не являющихся частью официально зарегистрированных в России церквей? Рассуждает Инна Загребина, главный редактор журнала "Юридическое религиоведение", эксперт правозащитного центра "Сова" и адвокат, защищавший интересы обвиненных в "незаконном миссионерстве".
– Как раньше российское государство наказывало тех, кто пытался вести какую-то деятельность, связанную, с религией, без получения разрешительных документов? Существовало ли в законе такое понятие, как "незаконная миссионерская деятельность"?
– Нет, до последнего времени не существовало. Тем не менее государство неоднократно пыталось предпринять попытки для регулирования миссионерской деятельности, и это продолжалось на протяжении многих лет. Периодически Министерство юстиции вносило определенные законопроекты, но они всегда отклонялись, поскольку считались неконституционными. У нас государство не имеет права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений, а миссионерская деятельность регулируется не чем иным, как внутренними установлениями. По большому счету, государство не может сказать, что такое миссионерская деятельность, потому что это понятие разное для разных конфессий. Поэтому, соответственно, государство и не могло его регулировать и говорить, что такое законная деятельность, а что такое незаконная. С "пакетом Яровой" мы пришли в новую эру.
– Каким образом "законы Яровой" ограничивают деятельность религиозных организаций и частных лиц? Есть ли четкие критерии, что можно делать, что нельзя делать, кому можно, кому запрещено?
– Критерии есть. Не могу сказать, что они очень четкие, формулировки там размытые, но тем не менее хотя бы понятно, что это "деятельность религиозного объединения с целью вовлечения лиц в его деятельность". Но между тем непонятно, с какого момента и что считать вовлечением, с какого момента это вовлечение начинается, как оно проявляется и так далее. Непосредственно в законе ("О свободе совести". – РС) сейчас прописан порядок осуществления миссионерской деятельности, и она, в принципе, регламентирована достаточно четко: с какого момента религиозные группы и организации имеют право заниматься миссионерской деятельностью.
Государство не имеет права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений
Сам закон – это не основная беда. Для юристов все более-менее все понятно, мы имеем письмо из Администрации президента, которое носит разъяснительный характер. Но появилась большая проблема с правоприменительной практикой. Сотрудники полиции, к сожалению, трактуют данные нормы так, как они их понимают. Более того, когда дело передается в суд, особенно если это какой-то поселковый, районный суд, то, как правило, он занимает позицию органов государственной власти. Конечно, есть надежда на вышестоящие суды, но тем не менее. Получается, что у нас миссионерская деятельность серьезно ограничена, и правила для ее ограничения и для ее осуществления не очень понятны с учетом правоприменительной практики.
– Один из таких случаев, в каком-то смысле курьезных, произошел недавно в Республике Марий-Эл. Расскажите, пожалуйста, что там случилось, за что там был вынесен приговор по делу о незаконной миссионерской деятельности?
– Да, действительно, такой случай имеет место. Там был праздник деревни. Местный староста выступил на этом празднике и дал слово местному пастору "Церкви христиан евангельскиз", который, выступая, говорил буквально следующее: "Поздравляем жителей деревни с праздником, Бог вас любит, аллилуйя, благослови вас Господь" – и все. Каких-либо призывов в какое-то религиозное объединение не было, об этом свидетельствует имеющаяся в материалах дела видеозапись. Тем не менее правоохранительные органы посчитали, что он осуществлял миссионерскую деятельность, и привлекли его по этому факту к административной ответственности. Более того, в суде также говорилось о том, что данный пастор имел полное право, если даже это миссионерская деятельность, ее осуществлять, потому что у него были надлежащим образом оформлены все документы. Несмотря на эти доказательства, суд все равно решил, что это [незаконная] миссионерская деятельность.
– "Церковь христиан евангельских" зарегистрирована в этом регионе и, согласно новому закону, имеет право там работать?
– Да, имеет полное право. Более того, у пастора было официально оформленное подтверждение полномочий на осуществление миссионерской деятельности.
– Но проблемы возникли не только у этого пастора, но и у старосты деревни.
– Да, к сожалению, и староста деревни тоже попал под это все, и в отношении старосты также возбудили административное производство в отношении осуществления незаконной миссионерской деятельности. Это несмотря на то что данный староста не является членом или участником какого-либо религиозного объединения и по факту не мог никого никуда приглашать, поскольку сам не является его последователем. Учитывая первое решение, очень мало надежды, что второе решение будет в пользу старосты. Более того, нет даже большой надежды на апелляционную инстанцию, поскольку апелляционная инстанция находится буквально в следующем здании от районного суда.
– Фигурантом одного из первых дел о "незаконном миссионерстве" стал молодой человек, раздававший кришнаитские книжки. Такое часто можно увидеть на улицах российских городов. Это дело было вами выиграно. В чем его отличие от последующих случаев, в которых суд вставал на сторону обвинения?
– Здесь очень важное отличие. В данном случае молодые люди, во-первых, не являлись даже жителями этого города, и они исповедовали исключительно свои взгляды, они не относились к какой-либо религиозной организации в данном городе, соответственно, не могли вовлекать в деятельность какого-то религиозного объединения в данном городе и так далее. Более того, в объяснениях, в материалах дела есть объяснение данного молодого человека, Вадима Сибирева, о том, что он не являлся официальным лицом какой-либо религиозной организации, что он распространял свои личные убеждения, раздавал литературу, и ни в какую религиозную организацию он не приглашал. Было приложено, в том числе, то самое письмо из Администрации президента, разъясняющее, что при подобных обстоятельствах распространение религиозных взглядов, литературы и так далее не может считаться миссионерской деятельностью. И суд вынес абсолютно правосудное решение в пользу Вадима Сибирева.
– Какое наказание предусматривает эта статья?
– Всех россиян, которых привлекли по новому закону, штрафовали на 5 тысяч рублей. Если мы откроем кодекс, осуществление миссионерской деятельности религиозных объединений карается штрафом от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства влечет штраф от 30 до 50 тысяч рублей с административным выдворением за пределы или без такового. Что касается осуществления миссионерской деятельности для граждан РФ, то это от 5 до 50 тысяч рублей.
– Кто еще может попасть под санкции по этой статье?
– Под эти санкции попадают те группы, которые не подали уведомление в Министерство юстиции, но при этом говорят, что они – религиозная группа. В таком случае можно говорить о "незаконной миссионерской деятельности" и о привлечении к ответственности, штраф будет от 5 до 50 тысяч рублей, как для физических лиц. От этого закона теоретически, вернее, даже практически, могут пострадать все те, кто тем или иным образом связан с религией.
– Я постоянно вижу и на улицах в Москве молодых людей, которые раздают те же кришнаитские книжки, в некоторых российских городах можно встретить ;красочные кришнаитские шествия, вижу палатки, где раздают свои материалы Адвентисты седьмого дня. Все эти люди оказываются теперь под угрозой?
– В принципе, если у них надлежащим образом будут оформлены документы, если они будут действовать от имени религиозной организации, то с точки зрения закона они имеют полное право это делать. Но, судя по последнему случаю в Марий Эл, никакой гарантии давать нельзя, потому что у нас, несмотря на нормы закона, все равно привлекают к ответственности вопреки этим нормам. Конечно же, это неправомерное решение, и остается надеяться, что вышестоящие суды все-таки будут такие решения отменять, но пока да, можно говорить, что они тоже находятся под угрозой, к сожалению.
– Есть ли у вас ощущение, что власти рьяно взялись исполнять "законы Яровой", как только они вступили в силу? Ожидали ли вы этого?
К сожалению, власти действительно очень рьяно взялись за исполнение данного закона, как только он вступил в силу
– К сожалению, есть. Мы думали, что в связи с тем, что он был принят в летний период, каких-либо действий летом точно не будет, это в лучшем случае начнется либо после избрания Государственной думы, потому что всем будет не до этого, либо с сентября, и будет касаться в основном каких-нибудь радикально настроенных групп. Но, к сожалению, власти действительно очень рьяно взялись за исполнение данного закона, как только он вступил в силу, сразу же пошли судебные дела.
– К связанным с религией административным делам по новому "закону Яровой" продолжают добавляться и уголовные – за оскорбление чувств верующих. Например, за ловлю покемонов в храме. Наказание по статье 148 было усилено вскоре после акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Стало ли меньше приговоров и дел по этой статье после того ужесточения?
– По этой статье после Pussy Riot особых дел вообще не было. Она не очень популярна у правоохранительных органов. И наверное, дело о покемонах – это второе, может быть, третье дело от силы по 148-й статье. Потому что статья очень размытая, и что такое религиозные чувства – это непонятно, это философская категория, и она, в принципе, играла превентивный характер.
– Надо полагать, что этот репрессивный подход вполне сработал, если этих дел практически не было.
– Во-первых, конечно же, превентивная роль данной статьи была однозначно положительная. Даже не потому, что не было серьезных правонарушений со стороны граждан. Превентивная роль заключалась в том, что об этой статье узнали правоохранительные органы, и представители так называемых "нетитульных" религий оказались дополнительно защищены. Потому что правоохранительные органы стали вести себя с ними более корректно, зная, что за оскорбление религиозных чувств есть ответственность. Я бы сказала, что эта статья в итоге сыграла неплохую роль.
– Как вы думаете, зачем Яровая и Озеров включили в свой "антиэкстремистский пакет" вопросы религии? Какая опасность здесь угрожает России?
– Я думаю, что здесь есть совокупность факторов. Первое – это, несомненно, ситуация в Сирии, вообще ситуация на Ближнем Востоке, с "Исламским государством", которое запрещено на территории РФ, с возможными последствиями, которые могут грозить Российской Федерации в связи сэтим военным конфликтом. Второе, несомненно, и об этом сенатор Озеров, в частности, говорил – это борьба с сектами. И третье – это, конечно же, ситуация на Украине, ситуация с "оранжевой революцией", с Майданом, в котором участвовали, в частности, и протестанты. И это, несомненно, иностранное миссионерство, которое даже в большей степени касается мусульманских религиозных организаций.
– Тем не менее от "законов Яровой" страдают пока не мусульмане, а членов, например, организации "Хизб ут-Тахрир" судят совсем по другим статьям.
– Да. К сожалению, усиленно взялись за протестантов. Наверное, в силу того, что их очень видно, они активные, они активнее прочих занимались какой-то миссионерской деятельностью – не считая РПЦ, которая тоже активно этим занимается, но, как мы понимаем, вряд ли эта норма коснется РПЦ.
– А теоретически она может ее как-то коснуться, если строго следовать букве закона?
– Конечно. Вот, например, в своем интервью Ксения Чернега заявила, отвечая на вопрос, можно ли ставить громкоговорители во время богослужения в РПЦ, чтобы они вещали на 150–200 метров, что это не миссионерская деятельность и это делать можно. По факту я, конечно, с ней соглашусь – громкоговорители стоят на территории религиозной организации. Но если так сделают, допустим, те же протестанты, боюсь, у них будут проблемы. А у РПЦ – нет.