Голос как инструмент

Би-Би Кинг, 1980 год

Без блюза нет и не было бы джаза

Моя первая квартира, или студия, как у нас называют однокомнатные, выходила двумя окнами на витражи церкви Святого Евстахия. По вечерам и в воскресенье стоило распахнуть окна и органный рев (самый большой орган города), и хоровое пения заполняло квартиру, как живая вода. Я прожил почти 11 лет напротив Святого Евстахия, а потом сменил Чрево Парижа на Латинский квартал. Здесь церковь Святого Медара была в самом конце торговой улицы и я не раз заставал батюшку перед мессой, когда он переодевался, снимая костюм для джогинга, и отправляясь искать сутану. В наши дни я живу напротив самой невероятной барочной церкви Латинского квартала – Валь-де-Грас, в переводе - Долина Милости. Церковь была построена Анной Австрийской, а первый камень в ее основание был заложен ее сыном – будущим Людовиком Четырнадцатым. Среди моих русских знакомых есть друзья, которые по праздникам и воскресеньям поют в хоре этой церкви…

Доброе время суток, учитывая географический разброс наших слушателей и джазфанов. Это действительно «Время Джаза», на частотах «Свободы» через спутники HotBird и AsiaSat-7, и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий..

Колокола Нотр-Дам, Святого Евстахия, Сан-Медара и всех, уцелевших от революции 18 века и строительных работ барона Османа, колокола церквей и соборов сотрясают воздух столицы нестареющим евангельским призывом….

Mahalia Jackson - Elijah Rock - 4:50 (Sunday Morning Prayer Meeting With Mahalia Jackson – Columbia)

«Elijah Rock» – «Скала Ильи-пророка» - традиционный спиричуэл в исполнении Махалии Джексон – вокал и Милдред Фоллс – рояль. 25 апреля 1961 года, Париж.

«Певица, которая стоит на одном уровне с Бесси Смис по вокальной силе и выразительности, - писал Йоахим Берендт,- это НЕ певица блюзов, а госпелс – Махалия Джексон. Госпелс – это современная форма спиричуэлс, духовных песнопений афроамериканцев. Госпелс более свингующая, более живая и более близкая к джазу форма духовного песнопения, чем старые спиричуэлс, которые более близки к европейской церковной музыке и спиричуэлам белых прихожан девятнадцатого века»

Блюз – это секулярная, мирская и светская форма спиричуэлов и госпелс. Формулировку эту можно и перевернуть: «Госпелс и спиричуэлс – это религиозные формы блюза». Певица Альберта Хантер говорила: «Для меня блюз, как бы сказать, почти религиозное пение. Блюзы, как спиричуэлы, почти святы. Когда мы поем блюз, он исходит не из сердца, они исходит из всех наших чувств. Певец блюзов Ти-Боун Уолкер вторил Альберте Хантер: «Конечно, блюз пришел и из церкви тоже. Первый раз, когда я услышал буги-вуги на пианино, это был тот самый первый раз, когда я оказался в церкви. То была церковь Святого Духа в Далласе, Техас. Я так думаю, что буги-вуги были чем-то вроде блюза. Да и священник церкви часто проповедовал совершенно в блюзовой манере….»

Bessie Smith - Safety Mama – 3:24 (Bessie Smith - Empress of the Blues - Les Genies du JAZZ)

«Safety Mama», «Надежная мама» - блюз Бесси Смис; Кларенс Уильямс – рояль. 20 ноября 1931 года, Нью-Йорк.

Настоящая блюзовая баллада Бесси Смис, рассказ о страданиях неопытной девчушки и о судьбе молодой женщины… Незабываемый этот, с рыком львицы, голос «Императрицы Блюза», как ее звали.

Как говорила племянница Бесси, Руби Уолкер, которая провела целых 14 лет вместе с ней на гастролях по всей стране: - «Бесси не любила песен, которые она не понимала. Я не имею в виду хохмы и юморески. Бесси пела то, что она сама чувствовала, сама пережила. Ее поклонники знали, что ее жизнь была полна страданий… И даже, когда она стала звездой, в ее голосе звучала боль. Все, что она пела, было взято из жизни…»

Bessie Smith - Reckless Blues – 3:01 (Bessie Smith - The Collection – CBS)


«Reckless Blues», «Беспечный Блюз» Фреда Лонгшо. Бесси – вокал; Сатчмо – корнет; Фред Лонгшо – орган. Нью-Йорк, 14 января 1925 года.

Мы говорим, «без свинга нет джаза». На самом деле без блюза нет, и не было бы джаза. Рабам запрещалось иметь музыкальные инструменты. Их единственным инструментом был голос. Отсюда его разнообразнейшее применение: рабочие песни (ритмичные вскрики, сопровождавшие полевые работы), в которых выжил африканский прием «крика и ответа», лесные молитвенные собрания, жанр «холерс» (ring shout), обогащение, в момент христианизации рабов, церковного песнопения тем, что стало госпелс и спиричуэлс. Ну, а после отмены рабства, появление блюза практически в том виде, в котором мы его знаем. Жалобы, рассказы о собственных переживаниях, страхах, экстерьеризация боли и тоски… Здесь имеет смысл уже наметить более позднее разделение блюза на блюз сельский, деревенский и блюз больших городов. Сельский блюз это закат, крыльцо и гитара. И тот же прием крика и ответа, который может быть поделён между иногда почти речитативным пением блюзмена и ответом на его крик – гитары.

Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org, у микрофона в Париже Дмитрий Савицкий

Memphis Slim - Live at the Hot Club - In the Evening – 5:25 (Memphis Slim - LIVE at the Hot Club – Suisa)

«In the Evening» - ЛиРоя Карра, блюзового композитора, пианиста и певца из Нашвилла, штат Теннесси. ЛиРой Карр повлиял на стиль таких королей блюза и джаза, как Нэт-Кинг-Коул и Рей Чарльз. В данном случае, родившийся 3 сентября 1915 года, так же композитор, певец и пианист, блюзмен Джон Лен Чатмэн, который взял псевдонимом творческое имя Мемфис Слим, так как родом он был из Мемфиса, все тот же штат Теннесси. Отец Слима был пианистом и композитором и в его честь Мемфис Слим, почти всегда, подписывал свои блюзы его именем – Питэр Чатмэн.
В данном случае Мемфис Слим играл на фортепьяно, его же вокал; на ударных – Мишель Дэни. Запись была сделана 2 декабря 80 года, рядом с домом вашего ДС в джазовом клубе-погребке на rue Pavee.

Memphis Slim - Raining The Blues – 3:46 (Memphis Slim - Raining the Blues – Fantasy)

«Raining The Blues» - «Дождем льющий блюз».
– «На самом деле это не дождь за окном, - поет Мемфис Слим, - это мой блюз льется дождем, потому что моя любимая покинула меня».
Текст почти идентичный с первым блюзом ЛиРоя Карра «In the Evening», в котором герой не знает, что делать вечером, потому что, вы угадали, его милашка ушла к другому.
Мемфис Слим – фортепьяно и вокал; Лафайет Томас – гитара и Уендел Маршал – контрабас. Ноябрь 1960-го года.

В тридцатых годах Мемфис Слим играл и пел в хонки-тонк, на подмостках танцевальных клубов и игральных домов Северного Мемфиса и юга Миссури. Он перебрался в Чикаго, где начал выступать в тандеме с Бигом Биллом Брунзи. Между 1941 и 1942 годом он записал для «Bluebird Records» два блюза, которые на десятилетия определили репертуар фирмы: "Beer Drinking Woman", «Пивная Пьяница» и «Блюз Точильщика», "Grinder Man Blues." «Bluebird Records» подписала со Слимом контракт, что позволило ему вывести из неизвестности таких блюзменов, как Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон, Уошбоард Сэм и Джаз Гиллам.

Война окончилась и Мемфису Слиму какое-то время везло на национальной сцене: у него был свой оркестр с настоящей и классической для джаза духовой секцией и ритм-секцией: рояль, контрабас, ударные.
Но популярность чисто блюзовых комбо сходила на нет. И если бы не хит 1948 года "Harlem Bound" и не усилия собирателя фольклора Алана Ломакса, который затащил Слима, Брунзи и Уильямсона на фирму «Декка», если бы не передачи Ломакса о гениях американского блюза на ВВС, быть может, слава Мемфиса растрескалась бы и исчезла, как шеллак тех лет. Но блюз, который первоначально назывался "Nobody Loves Me", а позже стал тем, что вы услышите сегодня в нескольких вариантах - "Every Day I Have the Blues" – стал классикой и мраморной колонной, на которой Слим удержался до февраля 1988 года.

Memphis Slim - Everyday I Have The Blues – 3:30 (Memphis Slim - The Legacy Of The Blues – SONET)

«Everyday I Have The Blues». «Каждый день у меня блюз. Никто меня не любит…. Я, пожалуй, соберу чемодан и отвалю куда-нибудь, где он не будет меня терзать». Блюз-крик, блюз-плачь.
Мемфис Слим – вокал и рояль; Эдди Чэмбли – тенор-саксофон; Билли Батлер – гитара; Хёрб Лейвл – ударные. Лондон, 1973 год.


Пожалуй, самым знаменитым исполнителем этого блюза был толстяк Джимми Рашинг, который пел с оркестром Каунта Бейси:

Jimmy Rushing - Every Day I Have the Blues – 6:07 (Jimmy Rushing - Every Day I Have The Blues - ABC)

«Каждый день у меня блюз». Джимми Рашинг и оркестр Каунта Бейси, 1972 год. Джеймс Эндрю Рашинг родился 26 августа 1901 года в Оклахоме. Его кличка, несомненно связанная с его гигантским весом, была «Пять на Пять». Джимми подчас не мог найти в магазине подтяжки, чтобы брюки, которые он шил на заказ, не держались лишь на верхней пуговице. Он был из семьи музыкантов: отец его был трубачом, мать и брат – пели. Джимми Рашинг пел в оркестре Бейси в течение тринадцати лет. Он выступал и с оркестром Эллингтона и, что совершенно замечательно, с квартетом Дейва Брубека.
Еще одна версия этого вопящего блюза. На этот раз это блюзмен, который довольно рано ушел в Ритм-и-блюз и в Соул. Он так же родился в сентябре. Это Райли Би Кинг, более известный, как Би-Би Кинг. Он родился 16 сентября 1925 года в небольшом сарае на хлопковой плантации Берклэра, штат Миссисипи. Вот его «Every Day», «каждодневный» блюз:

B.B. King - Everyday I Have the Blues – 2:40 (B.B. King - His Definitive Greatest Hits – MCA Rds)

«Everyday I Have the Blues», Би-Би Кинг, запись 1965 года. Диск-компиляция Ричарда Гэнтера вышел в апреле 1999 года и, кроме того, что это концертное выступление и что Кинг, как всегда аккомпанирует себе на гитаре, мне добавить нечего. Диски-компиляции экономят даже на такой простой информации, как состав оркестров или же места выступлений.

Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Я не могу удержаться и не поставить четвертую, наших времен, версию блюза Мемфиса Слима «Everyday I Have the Blues». Это, пожалуй, великолепный пример того, как блюз пустил корни в джазе, выжил и стал культурным наследием:

Randy Crawford & Joe Sample - Everyday I Have the Blues – 5:06 (Randy Crawford & Joe Sample - No Regrets - AmArcy)


«Everyday I Have the Blues» - Ренди Крофорд – вокал; Джо Сэмпл – рояль; Кристиан МакБрайд - контрабас и Стив Гадд – ударные. Си-Ди «Без сожалений» был записан для «AmArcy».
Среди наших слушателей немало тех, кто пришел в джаз или дошел до джаза аж из тяжелого металла. И вот здесь стоит еще раз напомнить о том, что поджанры блюза это буги-вуги, классический женский блюз, сельский блюз, дельта-блюз, электрик-блюз, файф-н-драм-блюз, джамп-блюз и пиано-блюз. А родственные жанры это - джаз-блюз, панк-блюз, соул-блюз и блюз-рок. Производные от блюза – это блюграсс, классический джаз, ритм-и-блюз, соул, рок-н-ролл, рок и блюз-рок. Вот такая щедрая семейка…
Однако нам никуда не деться от Рея Чарльза с его хитами, от этой самой кудрявой Джорджии, которая у него, как он думает, только на уме, от воплей, вполне возможно всё той же Джорджии: «Hit the road, Jack!» – «Убирайся, Джак, катись отсюда! И никогда не возвращайся!».
И ответ Рея (он же Джак): «Ты что, спятила, женщина?»
Рей Чарльз так же приложил все усилия, чтобы родиться в сентябре, 23 числа 30 года в Элбани, эта самая Джорджия (штат)…. А по сему:

Ray Charles - I Can't Stop Loving You – 4:13 (Ray Charles - The Very Best Of Ray Charles – Atlantic)

«I Can't Stop Loving You», «Не могу перестать тебя любить!». Бывает, убедился на собственной шкуре! Takes time! Блюз Дона Гибсона. Аранжировка Марти Пейджа. Рей Чарльз – вокал и черно-белые клавиши. Все остальные многочисленные участники записи предпочли анонимность. 15 февраля 1962 года. Это максимум доступной информации.
Для тех, кто подключился к нам лишь сейчас, под самый занавес, напомню: вы слушаете «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с мировой паутинки, где мы прописаны под адресу www.svoboda.org. У микрофона в готовом сбросить листву Париже Дмитрий Савицкий.
Я думаю стоит расстаться на «Пушечном Ядре» Эддерли, который так же родился в этом месяце листопада: 15 сентября 1928 года в городке Тампа, Флорида. В том, что он играл абсолютно блюзово не стоит сомневаться, а вот к пению был не очень-то склонен.

Cannonball Adderley - Experience in E – 20:11 (Cannonball Adderley – Domination – Capitol)
С «Кэннонболом» Эддерли, альт-саксофон, на трубе играет его брат – Нэт Эддерли. Оркестр Нельсона Ридла. Запись сделана 26 апреля 1965 года в Лос-Анджелесе. Уполовиненная двадцатиминутная композиция Джо Завинула называется «Experience in E» - «Опыт в тональности Ми».
Мне же остается раскланяться с вами до следующей недели. Звукорежиссер этого выпуска «Времени» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, удачной недели, чао, бай-бай!