Участвовать нельзя бойкотировать

Предвыборные дискуссии в Сети увлекли и тех, кто не верит в выборы

Вряд ли кто-нибудь всерьез ждет сюрпризов от новых выборов в Госдуму. Тем удивительнее, насколько яркая дискуссия развернулась в Сети в последние дни перед голосованием: Фейсбук полон как горячих призывов во что бы то ни стало изъявить свою волю, так и не менее горячих попыток отговорить тех, кто собрался потратить выходной на поход на избирательный участок. Читать эту дискуссию стоит даже не столько ради того, чтобы определиться, идти ли на выборы, сколько ради нее самой.

Александр Морозов

Дискуссия о том, голосовать или нет, это такой мощный протуберанец, который выбрасывает наше гаснущее солнце. Некоторые люди сползают на совсем уже абсурдные аргументы, которых от них не ждешь в силу их общей культуры или начинают полемизировать с несуществующими позициями (типа бойкота или - наоборот - впадают в кремлевскую конспирологию), но в целом эта дискуссия, конечно, мощная. Действительно, предсмертная. Похожа на предсмертный оргазм. Сама эта дискуссия является выразительным культурным феноменом.

Mikhail Shevelev

Спорили про выборы – ходить, не ходить. Доспорились до формулировки «участвовать в нелегитимных выборах с целью затруднения процесса фальсификации их результатов». Посмотрели друг на друга в некотором изумлении. Тут я вспомнил объяснительную записку корреспондента отдела информации в одной газете: «Я напился на рабочем месте в связи с отравляющим действием алкоголя».
Короче, совершенно не знаю, зачем, но точно чувствую, что участвовать надо.

Иван Давыдов

Никакие это не выборы и никакой это не парламент. Поэтому можно позволить себе совершенно прагматическое отношение к происходящему – Дума все равно будет. Дума все равно будет производить стыд, позор и репрессивные законы. Оттого, что я не пойду и не проголосую, в этом плане ничего не изменится.

Что изменится, если я пойду? Я дам теоретический, призрачный, эфемерный шанс приличному одномандатнику. Если он пройдет – он там ничему не помешает, не укрепит режим, и не оттянет неизбежную режима гибель. Зато ему можно будет позвонить и узнать, что там опасные безумцы творят и о чем говорят в курилках (хотя там, кажется, больше нет курилок). Он сможет написать запрос, если понадобится, и кому-нибудь облегчит жизнь.
Скорее всего, он никуда не пройдет, конечно, но если я за него не проголосую, он точно никуда не пройдет. Если он проиграет с десятыми долями процента – он проклянет себя за то, что решил тратить время на политику, и пойдет сажать капусту. Если с приличным количеством процентов – испытает радости тщеславия, и будет думать, что он тут кому-то нужен. А он мне нужен. Я хочу, чтобы молодые, злые, пусть даже не всегда профессора, - шли в политику. Хочу, чтобы здесь хоть когда-нибудь была политика. Без них не будет.


Ilya Shepelin

Единственное, что может пробудить в стране и, простите, элите какой-то курс на вменяемость — провал, даже относительный, лидеров организованного мнения, не вылезающих со своим гипнозом из телеящика годами. Этот же провал сможет оживить и, простите еще раз, наше гражданское общество, как то уже было той смой зимой 2011-ого.

При этом не надо связывать с походом на избирательный участок каких-то очаровательных надежд, которые приведут вас к сокрушительному разочарованию. Может сработать, а может не сработать. но если н получится, то полчаса потраченные вами на выборы — точно не повод о чем-то жалеть. Это просто то, что необходимо сделать, не задумываясь. Как вы не задумываетесь, когда надо выкинуть мусор, помыть посуду. Или принять лекарства во время болезни, даже если не особо рассчитываете на то, что они принесут скорый эффект.

Mikhail Sokolov

Бойкотистам и отзовистам.
А.Д Сахаров начал кампанию по выборам на Съезд народных депутатов СССР осенью 1988 года, когда еще не была завершена война в Афганистане, когда еще была оккупирована Прибалтика и под советским контролем оставалась почти вся Восточная Европа. Он шел на непрямые выборы через АН СССР, котороые многие считали неправильными и нечестными. Шел, чтобы с трибуны съезда Советов выступать против советской системы, за демократические, либеральные реформы.
Академик Сахаров создал первую легальную оппозицию коммунистам - Межрегиональную депутатскую группу, а осенью призывал к забастовкам.
Ситуация в СССР стала меняться. По крайней мере, гласность быстро превращалась в свободу слова. Следующие выборы на СНД РСФСР были уже иными.
А вот не понявшая стратегии Сахарова Валерия Новодворская была против участия в выборах на "нелегитимный Съезд", как и на российский съезд, выступала на немногочисленных митингах радикалов ДС, и ее слышала тысяча человек. А академика Сахарова благодаря не слишком демократичным выборам и борьбе с агрессивно-послушным большинством с трибуны СНД услышали миллионы. История показала, что прав был Андрей Дмитриевич Сахаров.

Vladimir Kara-Murza

Одно из моих самых сильных впечатлений – увиденный однажды экспонат в музее кельнского гестапо. Избирательный бюллетень референдума 19 августа 1934 года об объединении постов президента и канцлера и о провозглашении Гитлера фюрером Германии. Небольшой пожелтевший листок бумаги. И крестик карандашом – в графе «Nein».

Человек, поставивший этот крестик, не изменил ход истории. И референдум был несвободным. Нелегитимным. С неравным доступом и проч. Но на совести вот этого конкретного человека не было – ни войны, ни концлагерей, ни миллионов убитых.

В это воскресенье у каждого из нас будет своя, персональная возможность сказать этой власти «нет». Даже у тех, кто пока не готов выйти на площадь, подписаться под обращением, публично выступить.

Просто – прийти и поставить крестик.

Это будут, конечно, несвободные выборы. Нечестные, недемократические. С неравным доступом и проч. И вопрос о власти в нынешней России решается (и решится) не на выборах. Я не знаю ни одного здравомыслящего человека, который утверждал бы обратное. Но даже в этом бюллетене будут те, кто называет войну – войной, аннексию – аннексией, воровство – воровством, черное – черным, белое – белым. И 18 сентября мы можем показать, что таких людей в стране – много.

Александр Шмелев

...Совершенно не понимаю распространившегося в последнее время излишнего чистоплюйства, согласно которому каждый, кто пришел на участок и получил бюллетень, как будто бы внутренне соглашается считать это действо настоящими выборами или тем более нести какую-либо - пусть даже косвенную - ответственность за то, что будет преподнесено в качестве их итога. Откуда пошло это самоедство? С чего?!

Если начальник концлагеря объявил "субботник" по уборке собственной дачи, а ты, бесправный зэк, воспользовался этим моментом, чтобы, пробравшись к нему на кухню, плюнуть в кастрюлю с супом, разве это значит, что ты "ссучился"?! (Если говорить в столь близких каждому честному русскому человеку лагерных терминах).
Иными словами: когда у тебя возможность хотя бы немного подгадить ненавистным захватчикам, почему бы ей не воспользоваться?

Колоссальный отклик вызвал эмоциональный текст "Страна сама упадет вам в руки. Ловите", написанный заместителем главного редактора Allure Алексеем Беляковым "для тех, кому от 18 до 30". Начав с просьбы "не валить" и утверждения, что в России в последние годы "стало гораздо лучше", автор заканчивает призывом пойти на выборы:

Алексей Беляков

Не уезжайте. Работайте. Потерпите. Это ваша страна. И уж точно не скучная страна. Полковник с девятью миллиардами, а? Ильф с Петровым просто бумагомараки без фантазии. Освящение ракеты на космодроме Восточный, каково? Салтыков с Щедриным — бородатый неостроумный графоман. Ребята, вы умрете от скуки в Бостоне — или где там? — в Лондоне, Женеве, Гонконге. А тут трэш-угар со Сталиным, рок-н-ролл с колоколами. На самом деле это весело и не страшно. Глупо, пошло, цинично — да, но не страшно. Да, было жутковато в момент «русской весны», с ее камуфляжем, пропитанным водкой. Буками-урками. Но где та «весна»? Разве что в горячих снах Прилепина. Я помню, что такое страшно и безнадежно, я двадцать пять лет прожил при развитом социализме. «А мы такие зимы знали, вжились в такие холода…» — как писал Эренбург.

Ребята, да вы счастливчики. У вас все зашибись.

И в воскресенье идите на выборы, не отмахивайтесь. Это ваша страна. Хватайте ее, держите. Начните не с понедельника, а с воскресенья. Берите листок на участке, ставьте закорючку.

Большинство отзывов на этот текст – восторженные, но есть и критические:

Mikhail Moshkin

Ну то есть демократические митинги, демократическая революция, демократические танки стреляют по демократическому парламенту... "Озябшая страна и свалится вам в руки, как та самая невеста с бодуна". Но, думает закаленный русский романтик, – может быть, если пробежаться по граблям еще раз, то они - о чудо! - не ударят по лбу. И не придется пригибаться под бандитскими пулями, терять деньги, и получать в морду, а вместо этого случатся небо в алмазах, пармезанные реки с хамонными берегами, и розовые пони, какающие бабочками.
«Ты зачем смотрел фильм «Чапаев» двадцать пять раз? – Всё надеялся, что на этот раз Василь Иваныч выплывет…».
У закаленных романтиков была излюбленная шуточка – «отбери у бабушки паспорт, не дай ей проголосовать за коммунистов». Не буду призывать отбирать паспорта у престарелых либеральных интеллигентов. Во-первых, узок круг этих революционеров, а во-вторых, мы же не демократы какие-нибудь. Пусть себе ребята голосуют.

Некоторые признаются, что агитация на них подействовала.


Другие реагируют на призывы скорее саркастически.


Ostap Karmodi

Аргументы за участие в выборах Думы по изощренности уже не уступают доказательствам существования Бога.

Но и аргументы за неучастие бывают разнообразными.

Konstantin Siniushin

Что особенно унизительно для избирателя именно на этих выборах ? Это полное исчезновение из партийной и иной кандидатской повестки дня любых вопросов реально наше общество волнующих, хотя бы только возникших в ходе предвыборной кампании. Я не говорю уже о более серьезных вопросах национальной стратегии, которой не было у нас никогда. Поэтому, общественный интерес угасает на глазах.

Есть ли у нас с вами реальный способ сформулировать свой мессадж о необходимости коренных изменений демократических институтов и донести его до высших должностных лиц страны, осуществляющих сегодня де факто всю полноту власти в ней ? Наилучший способом выражения такого массового запроса взрослеющего общества сегодня является наша активная демонстрация отказа от участия в бессмысленных ритуалах.

Andrei Movchan

Я уже писал, все что думаю про выборы - что они нужны прежде всего власти, и чем активнее в них участвует оппозиция, тем власти лучше.

<...> Каждые выборы укрепляют власть и ухудшают позиции "оппозиции". И единственное что возможно делать реально - это бороться за рост поддержки в обществе; но для этого категорически надо отказаться от самокомпрометации, в которой выборы - стержневой элемент. Нам нужно забыть про выборы на много лет. Нужна сила, которая не ставит своей задачей победить на выборах, а видит свою цель в том, чтобы общество в будущем выбрало либерализм и демократию. Когда общество будет к этому готово, появится много политиков, готовых реализовать этот запрос во власти. Они ничем не будут лучше нынешних, но делать будут другое. Кажется нам именно этого и надо? Нам же не нужна власть?

Vladimir Korsunskiy

Что-то много моих друзей, участвует в PR-кампании - «Я иду голосовать». Второй день натыкаюсь в сети на обращения, в которых, они объявляют согражданам, что после долгих и мучительных размышлений, решили пойти на избирательные участки и отдать свои голоса. Так как речь о моих друзьях, то любые варианты с подкупом или личной корыстью исключены. Но, все-таки, мне не хватает ответа на 1 (один) вопрос: считают ли они, что сегодня в России возможны честные выборы?
Конечно, отказ граждан от участия в фальшивых выборах, лишает Кремль не власти, а легитимности. Но, чем отличается участие в декоративных выборах, от признания результатов референдума в Крыму? Это второй вопрос. По мне, так такой же позор.

Alexander Osovtsov

Я могу понять и тех, кто предпочитает бороться в любой ситуации, и поэтому пойдёт на голосование, и тех, кто брезгует участвовать в жульнических играх. Единственное, чего я совершенно не принимаю - это тезис о том, что участие приводит к легитимации режима, аннексии и прочих отвратительных вещей. Путинский режим нелегитимен давно и бесповоротно, аннексию Крыма невозможно легитимировать никакими внутренними процедурами и ухищрениями, независимо от их формы и процента участников.

Alexander Timofeevsky

Хочется мне проголосовать за боевую прекрасную Баронову и против опереточного профессора-гомофоба, но оба они не пройдут, выиграет Гончар Николай Николаевич, бесцветный, безвредный, безвкусный, как обезжиренный творог, он в ЦАО всегда побеждает, ну и зачем в этом участвовать? А по партийным спискам голосовать совсем нелепо. Ехать полтора часа с дачи в Москву, чтобы написать в бюллетене главное русское слово во всех графах и потом еще сверху? Или забрать его домой на подтирку? Деньги на пипифакс пока еще есть, зачем тогда бюллетень? А здесь хмурое плачущее небо без июльской сверкающей показухи, зато со всем своим милосердием, и до сих пор цветут гортензии.
Баронова, прости!