Галина Сидорова: 343 и один

Все. Проехали. Надоело смотреть, слушать, писать, говорить про выборы. Едем дальше. Или притормозим? Вглядимся – что в очередной раз упустили. Чего, быть может, не заметили в предвыборном толковище, в который раз обернувшемся бессмысленной суетой "вокруг дивана" – так советские официальные фотографы между собой называли съемку встреч партийных лидеров. Хотя в нашем случае – вокруг кресла, или кресел.

Итак, что в остатке?

343 "единоросса в Думе". Впервые за четверть века не только ни одной по-настоящему оппозиционной партии, но и ни одного настоящего оппозиционера. И все-таки вождь невесел. Костюмчик на торжества по случаю победы своей домашней партии надел темный, рубашку в тон, да и лицо мрачноватое. Одним словом, не триумфаторский вид был у Путина, когда он зашел поздравить коллег по партии и дорогих россиян с победой. Почему? Ясно же, что дело не в скромности – не хотел, мол, отобрать лавры победителя у притулившегося рядом с вполне торжественным видом партийного председателя Медведева. Тогда может, в том, что в глубине души отдает себе отчет об истинной цене этой "сокрушительной победы"?

Главная особенность нынешней российской политической системы – в ее отсутствии. В этом и сила кремлевской власти, и ее слабость. Системы нет. Есть царь. Есть вороватые опричники. Есть холопы. Есть молчаливое большинство, спящая массовка, которую, говоря словами Михаила Касьянова, он со товарищи попытались, но так и не сумели разбудить. Есть изгои – несистемная оппозиция: активные оппозиционеры и активные граждане, им симпатизирующие. А теперь вот на беду появились еще и изгои-оппозиционеры-зрители, рассчитывающие издалека увидеть покачивающийся на волнах труп врага. На этих выборах "труп" проплыл мимо них, привстал и помахал ручкой.

Но если все выстраивается вокруг одного человека, как его ни назови – вождь, "национальный лидер", президент или просто Путин, – все и контролировать приходится одному. Самому. Вот тут-то и возникают сомнения и проблемы.

История о возможном объединении большинства силовых ведомств в МГБ-КГБ – новое тому подтверждение. Конечно, ФСБ хотела бы задушить в объятиях всех коллег-соседей – полагаю, именно чекисты и "утекли" в "Коммерсант" эту информацию. Но нужен ли Путину такой супермонстр, который невозможно будет контролировать, ведь что там в недрах созреет, он может никогда и не узнать? Тем более Национальную гвардию для себя Путин уже создал, а со строптивым народом вполне управляются нынешние опричники. Не случайно же президент до сих пор бережно взращивал систему "разделяй и властвуй".

Куда деться от ощущения зыбкости политического пространства, когда за твоих сторонников, а фактически за тебя голосуют только те, кто от тебя зависит

Или взять 343 "единоросса". Конституционное большинство. С одной стороны, "Едро" – не партия в общепринятом смысле слова. Это некое сообщество влекомых карьерными соображениями разновозрастных представителей местной и федеральной властной фауны, вцепившееся в Путина, которое разбежится, едва пошатнется его трон. У "Едра" нет программы, есть только бессмысленное "Путин – наше все".

С другой стороны, конституционное большинство ведь может и конституцию поменять – отменить ограничения по срокам президентства. Или, наоборот, ограничить президентские полномочия, парламентскую республику, к примеру, ввести. Да мало ли "интересных мыслей" может посетить тех, кто сегодня так легко, не особо напрягаясь, без борьбы "вселился" в помещения на Охотном ряду. Тем более в ситуации, когда социальные проблемы и недовольство граждан, не имеющие выхода, кроме как в "кухонный пар", будут только накапливаться.

Нужна была власти низкая явка – получили. Но куда деться от ощущения зыбкости политического пространства, когда за твоих сторонников, а фактически за тебя голосуют только те, кто от тебя зависит, в нашем случае несчастные бесправные бюджетники?

За мрачновато-бесстрастной маской Путина скрываются метания между стремлением укрепить свою власть, недоверием к зажравшимся соратникам и необходимостью на кого-то опираться. Избыток власти для самого властвующего не менее опасен, чем ее недостаток. Послушное большинство при определенных условиях легко превращается в агрессивно-непослушное.

Несистемная оппозиция в 2011 году сильно напугала Путина. Но ненадолго. Ибо сама эта оппозиция оказалась не готова по-настоящему бороться за власть, возглавить стихийно проснувшееся меньшинство. Она тянула время, пережидала новогодние праздники и холода – и в конце концов сдулась. Как в свое время сдулся не способный поймать падавшее ему в руки президентство вечный товарищ Зюганов. А результат заминки декабря 2011-го – тяжелый 2012-й, аресты в рядах проснувшихся, самых бесстрашных и самых беззащитных. Разборки в рядах лидеров оппозиции. И торжество раздувшегося путинизма.

Путин уже назвал итоги нынешних думских выборов реакцией на попытку раскачать ситуацию в стране. И тем самым задал тон дальнейшей пропагандистской кампании по дискредитации оппозиции. Песков вставил в нее свои пять копеек, заявив, что проекты, подобные тому, что предложил Ходорковский, осуществляются людьми, оторванными от российских реалий. Так может, пора уже и самой оппозиции чему-то научиться: вместо того чтобы мериться заслугами и поражениями и в который раз кидать камни друг в друга, высмеивать идею Ходорковского, начать серьезную общую кампанию "Вместо Путина"? Присмотреться, наконец, к слабым местам в обороне своего главного и единственного, хоть и надежно окопавшегося за кремлевской стеной оппонента?

Перестать подыгрывать Песковым-Киселевым, говоря, что заграница нам поможет. Морально, может, и поможет, конечно, но за нас ничего не сделает. Наоборот, будет дипломатично держаться в стороне (вот уже и легитимность думских выборов признала, не считая действа на территории Крыма, естественно).

Глядишь, кто-то из уважаемых лидеров оппозиции вспомнит дедушку Ленина и вдохновится, к примеру, идеей запуска новых независимых СМИ? А кто-то, памятуя о "послевыборном" выражении путинского лица, не откладывая до сентября 2017 года, на который, как поговаривают, будут перенесены президентские выборы, отправится в регионы. Сейчас. Пока там кто-то из разбуженных еще бодрствует.

Галина Сидорова – московский журналист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода