В Красноярском крае несколько политических партий, участвовавших в прошедших 18 сентября выборах в Госдуму России, отказались признавать итоги голосования. Представители партий "Яблоко", "Патриоты России" и "Партия возрождения села" утверждают, что у них есть серьезные доказательства многочисленных фальсификаций в пользу партии "Единая Россия", которая набрала в регионе около 40 процентов голосов. Проигравшие выборы партии направили обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. В ближайшее время они намерены провести митинг за отмену результатов выборов в Красноярском крае.
Ранее глава ЦИК России Элла Памфилова сообщила об отмене результатов выборов на четырех участках – в Нижегородской, Белгородской, Ростовской областях и в Дагестане. В Ростове-на-Дону уголовное дело возбуждено в отношении секретаря одной из УИК, где вброс зафиксировала камера.
20 сентября результаты голосования были отменены на одном из избирательных участков в столице Мордовии Саранске. По сообщению главы ЦИК республики Александра Калинина, это произошло из-за фальсификации документов. Речь идет об участке №574, где 18 сентября были обнаружены бюллетени для голосования с уже проставленными отметками. Итоги выборов на этом участке признаны недействительными, полиция ищет членов избирательной комиссии, причастных к фальсификации.
В Нижнем Новгороде проверяют попытку вброса бюллетеней, зафиксированную на участке №2211. Нарушение зафиксировала установленная на участке камера. Итоги голосования здесь также признаны недействительными.
Сообщения о вбросах бюллетеней 18 сентября приходили из Москвы, Ростовской области, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области, Республики Башкортостан, Самарской области, Костромской области, Республики Татарстан, Красноярского края, Рязанской области, Санкт-Петербурга, Калининградской области, Саратовской области, Челябинской области, Республики Дагестан. Вбросы в Ростове-на-Дону, Нижегородской области и Красноярском крае зафиксированы на официальной видеотрансляции с участков.
Информация о "круизном голосовании" поступала из Алтайского края и Москвы. Массовые голосования по открепительным удостоверениям зафиксированы в Москве. Для подвоза использовались автобусы. Жалобы на прибытие на участки больших групп избирателей приходили с 70 избирательных участков. Из нескольких регионов поступали сообщения о случаях незаконной агитации.
Представитель движения "Голос" Роман Удот считает, что возбужденные в результате фальсификаций на этих выборах уголовные дела ни к чему не приведут, а пойманные на вбросах и организации круизных голосований получат лишь небольшие административные штрафы:
Я не питаю особых иллюзий – мы ловили жуликов и раньше
– Даже если возбудят два уголовных дела – это уже шаг вперед, это трещина в этой стене, загораживающей общество от честных выборов. Но я не питаю особых иллюзий, мы ловили жуликов и раньше, выкладывали видео и раньше, даже в каких-то местах их увозили в полицию, а потом придумывались какие-то головокружительные объяснения. Например, один раз, когда председатель УИК был пойман за то, что он переписал итоговые протоколы, и он сам себя оговорил, сказал, что специально закрывал вторую галочку, а это были, на самом деле, испорченные бюллетени, чтобы победил оппозиционер, там КПРФ, по-моему. Это было в Воронежской области. 67 раз он закрыл галочки. И его даже оштрафовали. В общем, это смешно, на самом деле, во что потом выливается расследование в судах. И в Воронеже было не одно такое дело. Там же в одной из прозрачных урн была зафиксирована пачка бюллетеней, и председатель комиссии говорила, что бюллетень может свободно упасть, и один бюллетень может упасть на другой... и как в анекдоте – и так 40 раз, так и образовалась пачка, с ее точки зрения. Теорию вероятности в судах почему-то не рассматривают.
– В сети выложена масса видео, где видны вбросы бюллетеней, неужели это юридически не является доказательством прямой фальсификации выборов?
Это смехотворные наказания, которые тут же компенсируются благодарностью местных элит
– Чтобы говорить в юридических категориях, должна быть пострадавшая сторона, и она должна подать жалобу в суд. Мы за это боролись, но добились немногого – что только избиратель на этом участке может обжаловать это нарушение, если такой кейс будет. Как правило, такие вбросы зафиксированы в каких-то зависимых областях, а может быть, там найдутся смельчаки, которые подадут. А так ни вы, ни я на Нижний Новгород пожаловаться не можем, потому что мы не являемся избирателями именно того участка, с которого была трансляция. Ну, отменят они, переголосуют... Меня поразило, что в Москве, по-моему, в Щукино мелькнула запись – слова члена Мосгоризбиркома врезались в память, видимо, там было поймано много такого, что могло бы привести к отмене результатов, и он сказал: "Ну, знаете, эти голоса не будут зачтены". То есть там люди совершили преступление, это преступление вскрылось, и сказали: ну, хорошо, ладно, так и быть, эти голоса мы не зачтем. Это все равно что если жулика поймать с вашим кошельком, и его отпустят, а вас успокоят тем, что ему эти деньги не зачлись. Проблема в том, что мы не наказываем жуликов! "Голос" делал исследования, что нет никаких серьезных наказаний для членов комиссий за выявленные фальсификации, а их, кстати, много, не только на этих выборах судебные преследования начались. Это просто смехотворные наказания, которые тут же компенсируются благодарностью местных элит.
– А как вам кажется, по чьим указаниям делались эти вбросы на выборах? И как сильно они повлияли на общую картину выборов?
У главы ЦИК Коми нашли 6 миллионов рублей
– ЦИК как таковой, особенно его председатель, конечно, заинтересован в проведении честных выборов, и они пытаются это как-то донести до низов своей огромной иерархической структуры. Во-первых, у председателя ЦИКа нет возможности увольнять даже председателей региональных избиркомов. Получив недоверие от Памфиловой, ушел в отставку председатель избиркома Подмосковья, ушел в отставку председатель избиркома Санкт-Петербурга, а вот, например, председатель избиркома Нижнего Новгорода, когда там тоже нашли какие-то проблемы, не ушел. То же самое происходит еще ниже. То есть люди, на самом деле, не зависимы от ЦИКа. Недавно бывшая глава избиркома Коми пыталась совершить неудачную, к счастью, попытку самоубийства, это была такая история, которая говорит о многом. Ее обвинили во взяточничестве, 6 миллионов у нее нашли, она созналась в этих 6 миллионах и попыталась потом покончить с собой. Это говорит нам о том, что огромные суммы получают местные председатели избиркомов от местных элит, назовем их так, которые там хотят разделить что-то. Вы знаете, насколько дорогая земля в Подмосковье, и там даже мелкий совет села или городка – это тоже огромные деньги при распределении ресурсов. И так далее. ЦИК, может быть, и хотел бы сделать честные выборы, и заставил камеры поставить, но местные элиты толкают на нарушения – прямо или косвенно. Мы должны расследовать, как люди, которые хотят получить мандат, хотят получить определенный результат, как они мотивируют, коррупционируют, разлагают эти комиссии нижних уровней, которые потом делают то, что мы все видим.
– Вы когда про элиты говорите, "Единую Россию" имеете в виду или кого-то еще?
Местная элита – это партия административного ресурса: мэр, горсовет, прокурор, судья и начальник полиции
– На самом деле, не существует партии "Единая Россия", не существует вообще практически никаких партий, это просто такие вывески, которые над собой вешают местные группы людей. Будем их называть "партией административного ресурса". Сейчас люди, которые присосались к власти, подняли над собой флаг "Единой России", машут им, и как бы выигрывает партия. Партия в центре довольна. А когда я говорю о местных элитах, я говорю о людях, которые имеют там ресурсы, условно говоря, мэр города, подконтрольный ему горсовет, судья, прокурор и начальник милиции – вот эта окостеневшая банда держит город и генерирует все результаты.
– А кроме вбросов, какие еще виды нарушений, наиболее ярко выраженные, были зафиксированы вами на этих выборах?
– Ну, в общем, все! Пальчики-то помнят... Мы это все прекрасно видели во время праймериз, это внутрипартийное, семейное дело, но там и голоса покупали, и карусели были, и вбрасывания, но тебе ничего не будет, потому что праймериз не описаны в законе. Они это и делали руками членов комиссий, то есть оживили им навык. Ну, и в эти выборы, где понадобилось, там и включили ресурс. Проблема в том, что мы с этим не боремся, мы не лечимся от этих болезней, и страна продолжает болеть из года в год, – считает эксперт "Голоса" Роман Удот.
По предварительным данным ЦИК, 343 места из 450 в новой Госдуме получает партия "Единая Россия". 42 мандата у КПРФ, 39 – у ЛДПР и 23 – у партии "Справедливая Россия".