Телеканал "Дождь" опубликовал расследование, согласно которому бывший совладелец нефтетрейдера Gunvor, петербургский бизнесмен Петр Колбин заработал многомиллионное состояние во многом благодаря личному знакомству с президентом России Владимиром Путиным.
Колбин считается в Петербурге одним из самым загадочных предпринимателей в клане друзей Владимира Путина. Forbes оценивает его состояние в полмиллиарда долларов. Колбин не похож на бизнесмена – ведет скромный образ жизни и не контактирует с журналистами. С Путиным, как утверждается, дружит с детства, но сокурсник президента Леонид Полохов, с которым Путин достаточно тесно общался, заявил Радио Свобода, что никогда не слышал такой фамилии.
Впервые имя Колбина всплыло в 2009 году, когда журналист "Новой газеты", редактор Центра по изучению коррупции и оргпреступности OCCRP Роман Шлейнов проводил расследование, пытаясь выяснить, кто, кроме Геннадия Тимченко, является совладельцем нефтетрейдера Gunvor:
Выяснилось, что он не предприниматель
– В 2009 году, когда я занимался в "Новой газете" изучением бизнеса Геннадия Тимченко, хорошего знакомого российского президента, я обратил внимание на то, что у него есть интересный партнер Петр Колбин, который не производил впечатление крупного бизнесмена. Вместе с тем, ему принадлежала доля в "Сургутэкси", компании, которая поставляла за границу значительные объемы нефти и нефтепродуктов. Это меня заинтересовало, и я стал смотреть, с кем он еще пересекается. У меня сложилось впечатление, что он был совладельцем Gunvor. И, действительно, в 2012 году, когда я работал в газете "Ведомости", Колбин подтвердил это. От его знакомых мы также узнали, что он – давний друг Геннадия Тимченко. Люди из Gunvor объясняли это тем, что они хорошо знакомы, Геннадий Тимченко его знает с детства, еще с ГДР, где работали родители обоих бизнесменов. Тимченко даже ему выделил 10% акций трейдера. Но, когда мы стали изучать личность Колбина, выяснилось, что он не предприниматель.
Должен находиться на телефоне, получать инструкции от "старших товарищей"
Он сам в комментарии мне сказал, что не является крупным бизнесменом, что, мол, меня ввели в заблуждение. Он, действительно, не производит впечатление владельца миллионов долларов. Он ведет достаточно скромный образ жизни и, как сообщили знающие его люди, должен находиться постоянно на телефоне, чтобы получать инструкции от "старших товарищей", которые, кстати, могли ему говорить о том, что не стоит в какие-то дни пересекать границу. Все эти описания навели на мысль, что, если Колбин не является владельцем этих миллионов долларов, хотя и является владельцем 10% компании Gunvor, владельцем "Сургутэкса" и, как известно, владельцем еще одного прекрасного газового месторождения, возникает вопрос: а кто стоит за ним? И с этой точки зрения расследование "Дождя" интересно тем, что журналисты нашли связь между Колбиным и Путиным. Как теперь выясняется, Колбин не просто старый знакомый Тимченко, но может быть также старым знакомым президента. И это уже наводит на мысль о том, чьи деньги могли проходить через Колбина. Как и в случае с музыкантом Сергеем Ролдугиным, человек не являлся крупным бизнесменом, но через его компанию проходили миллиарды долларов. И вдруг выясняется, что он – ближайший знакомый Путина. И возникают вопросы: не предназначались ли эти деньги, эти доли российскому президенту, который не должен оставлять своей подписи под финансовыми документами, на документах о собственности.
Все-таки бывший сотрудник КГБ, неглупый человек
– То есть Колбина можно сравнить с Ролдугиным?
– По функции – да. Это могут быть держатели активов. Кого-то же нужно вносить в документы как собственников, кому-то нужно перечислять деньги. И по логике вещей – мы сейчас теоретически размышляем, – а кого можно поставить таким человеком? Швейцарского адвоката взять на эту функцию невозможно. Есть специальные люди – швейцарские адвокаты, кипрские управленцы, – но они находятся за рубежом. И к ним в любой момент могут прийти представители правоохранительных органов, будут задавать вопросы, и рано или поздно те все расскажут. А тут – свой человек, который находится в России, который никогда тебя не выдаст, поскольку он твой личный знакомый с давних времен. Может быть, это те самые посредники, держатели имущества Владимира Путина. Но прямых доказательств этому никогда не будет. Вы понимаете, "никто свечку не держал". Никто не может с определенностью сказать: "Это богатство Путина", потому что он не оставляет следов на бумагах, в банковских проводках. Все-таки бывший сотрудник КГБ, неглупый человек, и ему подписывать такие документы не резон. Для этого должны существовать специальные люди.
Любой актив может быть экспроприирован определенными людьми
– Вы не пробовали, проводя свои расследования, определить примерный объем "черной кассы Кремля" или даже примерно представить, сколько там денег, невозможно?
– Невозможно. Ведь, когда речь идет о таких посредниках, их может быть и не один, и не два, и не три… И если мы говорим о номинальных фигурах, которые чем-то владеют, то как мы можем сказать определенно, какова их касса? Это как некое царское подворье. Вроде бы существует царь и все вокруг принадлежит ему. Неформально. Он же "отец народа". И как можно вычислить, что принадлежит именно ему? Если у нас любой бизнесмен знает, что в следующий момент любой актив может быть экспроприирован определенными людьми. Причем, не обязательно близкими к "первому лицу". Мы же знаем, как принимаются решения о крупных активах. Захотела госкомпания оттяпать себе кусок от какого-нибудь крупного предприятия, это происходит в считаные дни. Возбуждаются уголовные дела. И актив будет национализирован. Чей он после этого? Рано или поздно вокруг него образуются "прекрасные" люди, которые так или иначе связаны с властью. Это происходит не первый день. Мы видим, как предприниматели десятки лет вели свой бизнес, развивали его с нуля, и вдруг они оказываются в сфере внимания прокуратуры, и перспектива их непонятна.
Человек не оставляет подписи на документах
Далеко ходить не надо. Не понимаю, что происходило и происходит в "Домодедово", к которому проявляют интерес со всех сторон. И удивительно, что господин Каменщик владеет "Домодедово" до сих пор, отбивается от этой "группы товарищей". Очень интересно смотреть на то, что происходит с активами, к которым проявляют интерес люди, близкие к Путину. Делайте выводы. Обобщить все это и сказать, что это – именно его, а это – не его, невозможно. И с этой точки зрения абсолютно прав пресс-секретарь Путина, когда заявляет, что нет нигде никаких документов, подтверждающих обвинения. А господин Костин, глава ВТБ, выступает и говорит, что у Путина нет состояния, у Путина нет миллиардов, никогда их не найдете. Конечно, никто их никогда не найдет, поскольку, повторюсь, человек не оставляет подписи на документах.
Они считают нападки на себя критикой всей страны
– Вы в ходе расследований сталкивались с тем, что деньги "черной кассы Кремля" используются в политических целях?
– Не знаю, какие тут цели первостепенны. Политические или личное обогащение. В понимании большинства этих людей, как мы видим по многочисленным примерам, личное очень быстро отождествляется со всей Россией. Они считают нападки на себя, критику – критикой всей страны. Это очень интересный образ мышления. У них личное не отделяется от политического. Они считают, что их личные интересы – и есть те интересы, которыми должна руководствоваться страна. "Мы – Николай II, а наша воля и наши интересы являются интересами всего государства!" А если кто-то выступает против наших личных интересов, то он является врагом России. Вот как размышляют многие люди из окружения Путина.
Какими еще активами владеет ее семья
– "Дождь" сообщил, что Тимченко и Колбин продали три квартиры в элитных районах Москвы и Петербурга полной тезке бабушки олимпийской чемпионки Алины Кабаевой – Анне Зацепилиной. Вы не находите в этом факте подтверждения особым отношениям между Кабаевой и Путиным?
– Не знаю. Я расследовал связь Путина с Тимченко, а тут появились интересные подробности, как собственность перетекает из одних рук в другие. О Путине и Кабаевой писали много интересного. Журналисты подробно анализировали ситуацию, и даже была очень резкая реакция Путина, после которой закрыли московскую газету, которая первой сообщила о том, что между ним и Кабаевой есть нечто общее. И в этом смысле миграция собственности от близкого круга Путина к еще более близкому – интересна. А как еще прослеживать следы связи – только по собственности. Интересно, какими еще активами владеет ее семья?