Без заказчика, с присяжными

В Московском окружном военном суде в понедельник начались слушания по существу дела об убийстве Бориса Немцова. Вопрос о виновности подсудимых доверено рассматривать присяжным – коллегию сформировали в конце сентября со второй попытки. Участия присяжных добивались подсудимые. Их пятеро. Все они заявляют о своей непричастности к убийству политика.

Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадида Губашевых, Хамзата Бахаева и Темирлана Эскерханова обвиняют в совершении убийства по найму в составе организованной группы и незаконном приобретении, ношении, перевозке и хранении огнестрельного оружия (пп. "ж, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 222 УК РФ). Это обвинение вызывает массу вопросов у потерпевшей стороны, недовольной тем, что следствие отказалось признавать связь между убийством Бориса Немцова и его политической и общественной деятельностью. Кроме того, заказчиков и организаторов преступления на скамье подсудимых нет, что позволяет адвокатам Жанны Немцовой, признанной по делу потерпевшей, говорить о "сокрушительном фиаско следствия", а защите подсудимых – ставить под сомнение качество работы следственной бригады.

Во время судебного заседания в понедельник все пятеро подсудимых отказались признать свою вину и заявили о готовности доказывать свою невиновность.

Прокуратура огласила обвинительное заключение, согласно которому, следствие считает организатором преступления Руслана Мухутдинова - бывшего водителя одного из обвиняемых - а заказчиками неких "неустановленных лиц".

Судя по окончательной редакции обвинения, присяжным будут доказывать, что стрелял в Бориса Немцова бывший боец чеченского батальона МВД "Север" Заур Дадаев, что он же нашел патроны и лично вел слежку за политиком, а для этого пользовался "мерседесом" бывшего заместителя командира батальона МВД "Север" Руслана Геремеева. По версии гособвинителя, именно Дадаев руководил остальными подсудимыми, снабдил их "левыми" сим-картами и купил "запорожец", который использовался во время убийства Бориса Немцова.

Для обвинительного вердикта присяжных предстоит убедить и в том, что братья Губашевы следили за Немцовым, а Хамзат Бахаев и Темирлан Эскерханов собирали о нем информацию в интернете, чтобы "определить места для нападения".

Шадид Губашев (второй слева) и Хамзат Бахаев (справа)

Чтобы доказать "убийство по найму", обвинению нужно довести до сведения присяжных, что вознаграждение – 15 миллионов рублей – за устранение Немцова подсудимым пообещал Руслан Мухудинов (водитель бывшего заместителя командира батальона "Север" Руслана Геремеева). Его местонахождение неизвестно, но в СКР Мухудинова называют организатором убийства и говорят, что он снабжал исполнителей всем необходимым: арендовал для них квартиру в Москве и передал Дадаеву пистолет, из которого 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту убили Бориса Немцова.

Защита постарается убедить присяжных в том, что версия обвинения несостоятельна, доказательства противоречивы, а подсудимые, дававшие признательные показания в начале следствия, под пытками себя оговорили. Об этом, впрочем, присяжные могут и не узнать – в российских судах, как правило, пресекаются любые попытки адвокатов дискредитировать следствие в глазах присяжных.

Адвокат Жанны Немцовой Вадим Прохоров незадолго до начала процесса, заявил в интервью Радио Свобода о фундаментальном провеале следствия по делу об убийстве Немцова:

– Если их вина будет доказана, то это только исполнители данного преступления. Организаторов и заказчиков среди обвиняемых нет, да и обвиняются все пятеро в организации убийства по найму. Мотивы организаторов, которые пока остались за кадром, не установлены, хотя нам, адвокатам Жанны Немцовой, понятно, что мотивом являлась политическая деятельность Бориса Немцова, которую убийцы хотели прекратить, и это им удалось. Тем не менее официально ни организаторы, ни заказчики не установлены. И в этом главный и фундаментальнейший провал следствия по данному делу. Что касается исполнителей, то качество работы следствия оставляет желать лучшего. Более подробно я не хотел бы комментировать, но определенная доказательная база по делу собрана, и она должна быть проверена, в установленном порядке в ходе судебного следствия, – говорит Вадим Прохоров.

Утром в понедельник у входа в здание Московского окружного военного суда появились пикетчики, требующие допросить по делу об убийстве Немцова главу Чечни Рамзана Кадырова:

Заур Дадаев

В военном суде дело об убийстве Бориса Немцова рассматривается, потому что один из обвиняемых – Заур Дадаев, на момент совершения инкриминируемого ему преступления был действующим военнослужащим и формально находился в служебной командировке.

Сопредседатель партии РПР-ПАРНАС, депутат Ярославской областной думы Борис Немцов был убит в центре Москвы поздно вечером 27 февраля 2015 года. Следствие отказалось переквалифицировать обвинение на статью "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", на чем настаивала дочь Бориса Немцова Жанна. Адвокат Вадим Прохоров, представляющий ее интересы, считает, что переквалификации дела препятствовали российские власти.