"Новороссия" на Балканах

"Балканские казаки" и байкеры из клуба "Ночные волки" в Которе (Черногория)

В Черногории в сентябре было объявлено о создании "Балканского казачьего войска" во главе с Виктором Заплатиным, воевавшим в 1990-е в Боснии, а ныне именующим себя "представителем Союза добровольцев Донбасса на Балканах". Представители нового формирования отказываются сообщать информацию о своей численности и конкретных задачах. Кто же такие новоиспеченные балканские казаки?

"Военизированная группировка, подлежащая аресту", "клоуны, бряцающие оружием", "орлы и соколы", "унылые пенсионеры" – самые разнообразные ассоциации у местных жителей вызвали участники церемонии, которая прошла 11 сентября в черногорском городе Котор. Именно там было объявлено о создании "Балканского казачьего войска". В церемонии участвовали известный в Которе священник Момчило Кривокапич, байкеры российского клуба "Ночные волки", давно демонстрирующие свою близость к Владимиру Путину, и 26 делегатов "казачьих центров" с Балкан. Каждый из них, как утверждалось, представлял не менее 50 казаков.

Организаторы попытались объединить всех казаков, добровольцев, пророссийские патриотические организации из Сербии, Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории, Греции и Болгарии. Котор, столь удаленный от традиционных казачьих областей вроде Дона и Терека, "балканские казаки" выбрали не случайно. В начале XIX века там находилось консульство царской России, а кроме того, Которский залив – крупнейшая бухта Адриатического моря, где в скором времени может появиться база НАТО. Между тем "балканские казаки" выступают решительно против расширения Североатлантического союза.

Мы знаем своих героев, черногорцы знают своих, сербы – своих. Но казачество едино

Верховным атаманом "Балканского казачьего войска" единогласно избрали Виктора Заплатина – участника боев в Приднестровье, Абхазии, Боснии и на востоке Украины, ныне уполномоченного представителя Союза добровольцев Донбасса на Балканах, а в прошлом – бывшего первого заместителя командующего пограничными войсками "ЛНР". Собравшихся Заплатин приветствовал такими словами: "Мы столетиями защищаем наши интересы тем, что знаем историю. Мы ее знаем еще с Куликовской битвы. Мы знаем своих героев, черногорцы знают своих, сербы – своих. Но казачество едино".

К "балканским казакам" обратились и другие представители Союза добровольцев Донбасса – Геннадий Темников и Сергей Степин, передав им привет от руководителей этого союза Александра Бородая и Андрея Пинчука и пообещав им "широкое поле деятельности". В чем конкретно будет заключаться эта деятельность, пока непонятно. Но, судя по состоявшемуся тогда же антинатовскому митингу, "воины Христа", как они сами себя называют, сосредоточатся на противодействии западному влиянию. При этом остается неясной связь "балканских казаков" с официальными казачьими организациями в России и российскими органами власти.

Балканские страны никогда не входили в ареал исторического расселения казаков. После революции 1917 года и гражданской войны в России в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года – Югославия) бежало примерно пять тысяч казаков, большинство – выходцы с Кубани. В 1920-е годы многие из них переехали в более благополучные страны Европы, прежде всего во Францию и Бельгию.

Во время церемонии в церкви св. Николая в Которе

Сколько сейчас в регионе "воинов Христа", установить сложно. Сами о себе "балканские казаки" такой информации не сообщают ни официально, ни в частных разговорах. Сайты их организаций скупы на подробности относительно повседневной деятельности, но зато весьма идеологизированы: их сообщения всегда содержат акценты на православие и совместную историю России и балканских стран.

"Балканских казаков" можно увидеть на мероприятиях, посвященных различным битвам или известным историческим датам. В их компании бывают режиссер Эмир Кустурица, президент Республики Сербской Милорад Додик, российские и белорусские дипломаты и "Ночные волки", которые, к слову, становятся все более активными на Балканах, развивая свои представительства в Сербии, Черногории, Республике Сербской и Македонии. "Балканские казаки" утверждают, что к ним хотели бы присоединиться многие люди. Но членом казачьей организации может стать только тот, кто пройдет необходимую проверку, получит благословение священника и принесет клятву.

Одна из основных казачьих организаций на Балканах – посольская станица Светосавская. Она была создана в Сербии в 2011 году по приказу атамана войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" Валерия Налимова. Это одно из 11 реестровых войсковых казачьих обществ в России. Согласно указу президента России от 16 апреля 2014 года, атаманом ЦКВ сейчас является Иван Миронов. А Налимов, который возглавлял его в 2006−2014 годах, теперь выступает как атаман Межрегиональной общественной организации с таким же названием.

Балканы – на переднем крае борьбы с навязанными ценностями так называемого Запада

Руководитель станицы Светосавская, главный атаман Сербии, Черногории и Республики Сербской полковник Воислав Видакович в телефонном разговоре с корреспондентом Радио Свобода отказался обсуждать деятельность казачьих организаций на Балканах, их численность и отношения с местными властями, сославшись сначала на занятость, а потом на "плохой опыт" общения с прессой.

– Я не готов что-либо комментировать по телефону. Моя служба рассмотрит ваш запрос, и мы посмотрим, как быть дальше. У нас плохой опыт с подобными вопросами. Такие вещи мы обсуждаем только в личной беседе, – сказал Видакович, оставив без ответа письменные запросы и предложения о личной встрече.

Аналогичным образом поступил и атаман казачьего центра "Святой Петр Цетинский" Слободан Пейович, которого избрали заместителем верховного атамана "Балканского казачьего войска". Хотя он все же пообещал связаться через месяц, отказавшись назвать адрес, по которому можно ознакомиться с деятельностью организации. Такая осторожность, скорее всего, объясняется негативными оценками в СМИ после мероприятия в Которе и возникшими подозрениями в том, что казаки пытаются создать полувоенные формирования.

Виктор Заплатин утверждает, что уже 16 лет работает в Сербии, хотя на Балканах у него нет официальных координат. В местной прессе он позиционирует себя как "официальный представитель Союза добровольцев, который непосредственно связан с Владимиром Путиным". Из его слов можно заключить, что координацией деятельности казаков и добровольцев на Балканах он занимается непосредственно по поручению Александра Бородая. В феврале Заплатин принимал участие в презентации Союза сербских ветеранов и добровольцев в Русском доме в Белграде, сообщив среди прочего, что он и его товарищи "находятся на передовом крае борьбы с фашизмом, а Балканы – на переднем крае борьбы с навязанными ценностями так называемого Запада". (Русский дом, или Российский центр науки и культуры в Белграде является представительством Федерального агентства "Россотрудничество".)

Александр Бородай и Андрей Пинчук

Имя Заплатина в Москве связывают с частным охранным предприятием "Кобр" и избиением защитников парка Дружбы в сентябре 2015 года. Сам он предпочитает рассказывать о своей добровольческой деятельности, в том числе в Боснии, где воевал в 1992–1993 годах и одно время командовал казачьим отрядом из 50 человек. Этот отряд действовал при Вишеградской бригаде Дринского корпуса армии Республики Сербской. В районе Вишеграда, где жертвами этнических чисток стали тысячи боснийских мусульман, тогда же воевал и Игорь Гиркин (Стрелков). Через Боснию прошли около 700 российских добровольцев, многие из которых до этого побывали в Приднестровье, Карабахе или Афганистане.

В Вишеграде, который сегодня скорее ассоциируется с культурно-коммерческим комплексом Эмира Кустурицы, по оценке Международного трибунала, произошла одна из самых жестоких этнических чисток на территории бывшей Югославии. С начала боснийской войны этот город имел стратегическое значение из-за гидроэлектростанции на Дрине и связи между Белградом и Сараево. Расправы, включая сожжение заживо десятков мусульман, там достигли пика в мае-июне 1992 года, когда русских добровольцев там еще не было, они появились только к концу 1992-го. Из "Боснийского дневника" Игоря Гиркина среди прочего можно узнать о том, что русским платили по 100–150 немецких марок в месяц и что в боевых операциях сербы отводили им "немалую роль". Он пишет об атаках, склоках, пьянстве, "эпических грабежах" и "тактике выжженной земли".

Появляются "Наполеоны", "Адольфы Гитлеры", а кто-то объявляет себя казаком

Наблюдатели расходятся в оценках деятельности "казачьих организаций" с учетом их непрозрачности и боевого опыта их членов и покровителей. В Союзе казаков России дистанцируются как от Заплатина, так и от "балканских казаков". Собеседник Радио Свобода, пожелавший остаться неназванным, сказал, что в союзе не придают значения "Балканскому казачьему войску" по причине отсутствия серьезных лидеров и деятельностью Заплатина не интересуются:

– В Союзе казаков такой фамилии нет. Он никогда не командовал каким-то серьезным подразделением и не возглавлял серьезную организацию. Мы видели его в генеральской форме, но не знаем, кто ему присвоил это звание. Мы живем в такое время, что появляются "Наполеоны", "Адольфы Гитлеры", а кто-то объявляет себя казаком. Мы очень осторожно к этому относимся. Мы представляем родовых казаков России, являемся преемниками того казачества, которое существовало до 1917 года. Работать за рубежом должна структура, которая реально представляет казачество России. Сегодня объявляют себя вселенскими атаманами, имея за спиной пять человек. Мы с сербами одной крови, одной веры, у нас общая история, но казачества у них никогда не было. Мы серьезно не относимся к созданию "Балканского казачьего войска". Мы не придали этому значения, потому что не те лидеры, – сказал собеседник Радио Свобода.

Эти люди не имеют никакого веса

Психолог и политический аналитик Срджан Пухало считает, что нет особых оснований опасаться деятельности казачьих организаций, хотя акции казаков на Балканах воспринимают по-разному: кто-то выражает симпатию, а кому-то они внушают страх.

– С одной стороны, есть русофилы, особенно среди сербов, которые воспринимают акции казаков как сигналы о том, что Россия их не забывает и что ее волнует ситуация на Балканах. С другой стороны, многие воспринимают их деятельность как своего рода фольклор. Кто-то видит в них туристов, а кто-то – спецподразделения с непонятными задачами. В реальности никаких проблем они до сих пор не создавали. Нет оснований говорить, что они могут здесь стать каким-то серьезным фактором, эти люди не имеют никакого веса. И если бы кто-то захотел опереться на них, он бы просто ошибся.