История не исчезает

Билл Кроу

Контрабасист Билл Кроу автор книг о джазе.

«Музыкантов джаза соединяет вместе не только богатая и красочная история, живущая в самой музыке, которую помнят, которую записывали, перезаписывали, создавали вновь и вновь. Их соединяет так же история самих музыкантов, которая тянется от первых дней джаза и до нашей эпохи. Эта история не исчезает, ее эпизоды всплывают вновь и вновь, легенды и анекдоты напоминают нам о том, кто мы и откуда мы».


Так пишет контрабасист Билл Кроу, игравший со Стеном Гетцем, Элом Хейгом, Мариан МакПартленд, Джерри Маллиганом, Элом Коном, Зутом Симсом, Бобом Брукмайером, Квинси Джонсом, Бенни Гудменом, Эдди Кондоном, Филом Вудсом и Майком Райли. Со звездами всех величин и яркости.
Билл Кроу автор нескольких книг о джазе «Из ‘Бёрдленд’ на Бродвей", два издания «Анекдотов Джаза» и «Еще раз о том же»… Но, прежде всего Билл Кроу живой свидетель истории джаза и не обязательно эпизодов, анекдотов, приключений лишь джазменов с мировой репутацией. Джаз – это плотная масса музыкантов и не все добрались до авансцены или же джазового Олимпа.
Скажу, честно: книги Кроу – мое учебное пособие по жизни джазменов.
Сквозь легкую дремоту или сквозь шум вечеринки у соседей вы слушаете еженедельное «Время Джаза», доставляемое вам на дом волнами «Свободы». У вас так же есть возможность скачать подкаст «Времени Джаза» с нашего сайта www.svoboda.org.

Нужна подпись? Ваш – ДС

Ray Brown - Rock A Bye Your Baby

«Rock A Bye Your Baby», Шварца, Льюиса и Янга. Контрабас не Билла Кроу, а появившегося на свет 13 октября 1926 года в Питсбурге, любимого контрабасиста Оскара Питерсона – Рея Брауна. Оркестр – Раса Гарсия, Голливуд, сентябрь 60-го года.
Про Питерсона все помнят, а вот тот факт, что с 1946 года и по 1951 Рей играл в комбо Диззи Гиллеспи – не многие. Когда в 1947 году к оркестру Гиллеспи, который отправлялся на гастроли по южным штатам США, присоединилась Элла Фитцджеральд, Браун слегка потерял голову: Элла и Рей поженились в том же году.

Ella Fitzgerald - Stompin' at the Savoy

«Stompin' at the Savoy», Гудмена, Уебба и Разафа. Элла Фитцджеральд, которой аккомпанирует, увы, бывший муженек – Рей Браун – контрабас; Оскар Питерсон – рояль; Херб Эллис – гитара и Джоу Джонс – ударные. Концерт в чикагском «Opera House», 29 сентября 1957 года.

Hank Jones - Spring is here

«Spring is here», «Весна пришла» - стандарт Харта и Роджерса. Трио пианиста Хенка Джонса с Рейм Брауном на контрабасе и Джимми (Jimmie) Смисом (чье имя на две буквы отличается от имени органиста Джимми (Jimmy) Смиса) – на ударных.

Еще два слова о Рее Брауне. Ритм-секция комбо Гиллеспи: пианист Джон Льюис, виброфонист Милт Джексон, Рей Браун и ударник Кенни Кларк были первым составом «Современного Джазового Квартета», «MJQ».
Но вернемся к писателю-контрабасисту Биллу Кроу:
- Нет более зверских подкольщиков, - пишет Билл, - чем джазмены. Я притаскиваюсь в какой-нибудь ресторан «Рогов без Копыт» со своим контрабасом и малый в холле, который играет по субботам в баре напротив, спрашивает: - Тебе никогда не хотелось играть на пикколо?
Это, несомненно, мерзкая подколка, потому что флейта-пиколло в 32 сантиметра длиной, по сравнению с моим двухметровым контрабасом это мелкая шавка, спрашивающая дорогу в Сахаре у льва…
- Но это не самая злая шутка. Если ли бы я захотел играть на пиколло – where’s the problem? - я бы на ней дудел, что твой Кёрк! Но ерничество — это язык общения джазовых музыкантов: перец и паприка. В конце-то концов, пока мы потеем на сцене, эти ребята грызут копченые ребрышки и обжимают своих краль…»
Перевод, подогнанный к современному русскому, вашим ДС…

Вы слушаете, «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Латинском квартале Парижа – ваш ДС.


Ray Brown - Close Your Eyes

«Close Your Eyes», «Закрой глаза», Бернис Петкер. Чудесный диск Рея Брауна «Кое-кто из моих друзей… пианисты». На этом Си-Ди с Брауном играют Бенни Грин, Ахмад Джамаль, Дадо Морони, Джефф Кизер и Оскар Питерсон. В данном случае за роялем был молодой пианист Джефф Кизер, на ударных Льюис Нэш. Ноябрь 1994 года (Кизеру было 24 года), Нью-Йорк.

Контрабасисты и баритон-саксофонисты по понятным причинам люди высокого роста. Или – почти. Я помню контрабасиста Ахмада Джамаля на сцене «Аудиториума Шатле» в Чреве Парижа, Джеймса Каммака. Весьма солидный дядя! Джерри Маллиган, в молодости похожий на морского пехотинца, сбежавший от отца, церковного пастера, был явно не коротышкой. Пэппэр Адамс – второй белый баритон-саксофонист – так же был внушительной фигурой. Хочу заметить здесь, что даже в книгах о джазе регулярно указывается «белый» или «черный». Термин «афроамериканец» был введен, как политкорректный, лет 20 назад. Пэппэр Адамс подчас звучит более огрублено, шершаво, металлически, чем белый же Маллиган, в чем нужно частично обвинить контрабасиста Чарли Мингуса, к школе которого Пэппэр Адамс принадлежал, хотя и не был слишком прилежным учеником.

В открытом море, или же в закрытой на три замка коммуналке Челябинска, вы слушаете тяжеловесное «Бремя Джаза» на коротких «Свободы», а также с помощью современной технологии с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в столице Франции – ваш неизменный ДС.

Pepper Adams - Alone Together

«Alone Together», «Врозь, но вместе…» - ситуация банальная, я бы сказал, но из самых кошмарных. Композиция Артура Шварца. Сам Перчик Адамс (настоящее имя всегда приводившее меня в ужас - Парк Третий), баритон-саксофон. Джимми Роулес – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Мел Льюис ударные. Дата, увы, не указана.

Пэппэр родился восьмого октября 1930 года в Хайленд Парке, штат Мичиган. Как пишут историки джаза, «нужно же было умудриться родиться в годы великого кризиса». Родители Пэппэра кочевали по стране в поисках работы, пока не обосновались в Рочестере, штат Нью-Йорк, где в 1943 году юный Перчик услышал живьем оркестр Кути Уильямса, у которого пианистом был сам Бад Пауэлл. За сим последовал Дюк Эллингтон, Рекс Стюарт, и самое невероятное, - Харри Карни – баритон-саксофонист оркестра Дюка.

Дальше все было банально: уроки фортепьяно в школе, до-ре-ми-фасоль.., кларнет, затем тенор-сакс. У дедушки с бабушкой, где Пэппэр провел изрядное количество времени, молодой человек обнаружил гигантскую коллекцию граммофонных пластинок, на которых слегка поскрипывали джазмены от Фатса Уоллера до Джона Кёрби. Ему было шестнадцать, когда семья двинула в город, которого, как говорят, больше нет, в Детройт, и вот тут-то он вооружился баритон-саксофоном, который уже был ему по росту…

Pepper Adams - Star-Crossed Lovers

«Star-Crossed Lovers». Дуэт Пэппэра Адамса (баритон) и Зута Симса, тенор; Томми Флэнэген – рояль; Рон Картер – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 11 декабря 1969 года, город Нью-Йорк.

Lee Konitz - I'll Remember April

«I'll Remember April», «Я запомню апрель…». В октябре память об апреле может пригодиться, факт. Стандарт Джина Де Поля, Патришии Джонстон и Дона Рея. Чет Бейкер – труба; Ли Конитц – альт-саксофон; Джерри Маллиган – баритон; Карсон Смис – контрабас и Ларри Банкер – ударные. Пианист (традиция Маллигана) – отсутствует. Лос-Анджелес 1953 год.

Ли Конитц родился в Чикаго 13 октября 1927 года. Ровно на год позже Рея Брауна.

LIVE или в подкасте, на транзисторе или же на старом и добротном ламповом приемнике – вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Абдула ибн Бухайна так же родился в октябре. В Питсбурге, что в Пенсильвании. Произошло это на два года и один день позже Телониуса Монка. Биография его, по признаниям близких друзей, разукрашена фантазиями и легендами.

Официально он работал до двадцати лет шахтером, а потом чуть ли не сталеваром, перешел через дорогу жизни и стал ударником в оркестре Флетчера Хендерсона. В ту эпоху его звали просто Арт Блейки. Он был аккомпаниатором пианистки Мери Лу Уильямс, прежде чем она не задумалась о вечности и ее собственной позиции на небе и не покинула джаз. Он так же играл с Телониусом Монком в сороковых в знаменитом клубе «Minton’s». В 1949 году Арт Блейки вошел в состав комбо «Счастливчика», Лаки, Миллиндера, а с 1951 по 1953 держал ритм в квартете Бадди ДеФранко.

Первый оркестр под названием «Семнадцать Вестников» родился в 1947 году и в него, кроме прочих, входили Майлз Дейвис и Фэтс Наваро. Семь лет спустя появились знаменитые «Вестники Джаза» с трубачом Клиффордом Брауном, саксофонистом Лу Доналдсоном, пианистом Хорасом Силвером и контрабасистом Кёрли Расселом. Честно говоря, сначала это был просто концерт комбо, которое выступило под этим названием в нью-йоркском клубе «Birdland». Год спустя Хорас Силвер запустил на орбиту квинтет «Jazz Messengers» с Кенни Дорэмом, Хэнком Моубли, Дагом Уоткинсом и пригласил Арта Блейки на роль лидера. Остальное большинство из вас знает.

Арт Блейки часто любил менять состав «Вестников» и особенно приветствовал молодых джазменов (Киза Джаррета, Уинтона Марсалиса, Тернеса Бланшара). Но лучшим периодом комбо считаются шестидесятые годы, когда в «Вестниках» играли такие гениальные композиторы, как саксфонист Бенни Голсон – «Blues March», и пианист Бобби Тиммонс «Moanin’».

Barney Kessel & Red Mitchell - I'm on my way

«I'm on my way», «Я на пути…» - гитариста-самоучки Барни Кессела.

Кессел родился 17 октября 1923 года в городке Маскоги, Оклахома. Он работал продавцом газет и копил деньги на свою первую гитару. В четырнадцать лет Барни вошел в состав местного, так называемого, «территориального» оркестра. Гитарист Чарли Кристиан по тем временам уже звезда, приехал в 1939 году в Оклахома-Сити его послушать.

Часть жизни Кессел провел в Голливуде, играя в оркестре Бена Поллака рядом с самим Лестером Янгом. Барни Кессел знаменит не только своими выступлениями-дуэтами, как в данном случае с контрабасистом Редом Митчелом, но и преподавательской работой, причем не только в США, но и в Европе и Азии.

Рассказы и анекдоты Билла Кроу более чем часто касаются таких тем, как обжорство, выпивка и превышение скорости. Джазмены никогда и не жили нормальной жизнью. Они начинали первый сет часов в восемь вечера, играли второй ближе к полночи и весьма часто отправлялись на джем-сешн после работы. То есть домой они возвращались под утро. Естественно, что они ужинали где-то в промежутке или после сетов, утихомиривая перевозбуждение, anxiety алкоголем, едой и, иногда, наркотиками. Они вечно опаздывали на работу или же с работы на работу и гнали по ночным городам с запрещенной скоростью. Я выдал вам мои источники, чтобы не претендовать на то, что я сам откопал и собрал эту Малую Энциклопедию жизни джазменов. К Биллу Кроу нужно добавить биографии Дейвиса, Трейна, Питерсона, Гетца, Пеппера, Эллингтона, Бейси, Монка, Паркера – целый стеллаж моих книг. И, несомненно, историков, критиков и обозревателей. Таких как Иоахим Берендт, Скот Яноу, Лионард Фезер, Айра Гитлер, Арнольд Шо, Ян Карр или Филипп Ларкин.
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы», наш сайт www.svoboda.org. и ваш – ДС.

Art Blakey & The Jazz Messengers - You Don't Know What Love Is

«You Don't Know What Love Is», «Ты не знаешь, что такое любовь…». Стандарт Дона Рея и Джина ДеПоля.
Арт Блейки – лидер и ударные; Ли Морган – труба; Кёртис Фуллер – тромбон; Уейн Шортер – тенор-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас. Студия Руди ван Гельдера, Хакенсак, Нью-Джерси, июнь 61 года.
Арт Блейки родился 11 октября 1919 года в Питсбурге. Он был ударником, который долгие годы изучал перекрестные ритмы и игру африканских барабанщиков. Он старался играть на втором плане и не позволял себе overplay – слишком выделяться или затягивать соло (исключение – его диск «Оргия Ритма» или «Оргия в ритме»).

Он мог незаметно, наращивая силу, подкрадываться к чудовищному крещендо и он умел умолкать, создавая настоящий звуковой провал. Но он мог и держать упругий ритм, поддерживая солиста, переходя к другому, позволяя всей пьесе целиком надежно вибрировать в постоянном или меняющемся, или перекрестном ритме.
Мы расстанемся на стандарте Телониуса Монка «Rhythm-A-Ning», который исполняет оркестр Арта Блейки «Вестники Джаза» и их гость – Теллониус Сфиэр Монк. Труба – Билл Хардмэн; тенор-саксофон – Джонни Гриффин; Монк – рояль; Спанки ДеБрест – контрабас и сам Блейки – ударные.


Art Blakey & The Jazz Messengers - Rhythm-A-Ning

Сегодня мне пришлось задеть самое трудное в ритм-группе: контрабас и ударные.

Баста! Клуб закрывается! С океана уже наползает гроза! Спасибо вам за комменты и имейлы! Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы будем вновь в вашей компании через неделю, а пока что в вашем распоряжении сайт с нашими подкастами www.svoboda.org Всех вам возможных и невозможных благ и до следующего уикенда. Чао, бай-бай!