Приходит писатель к издателю, хорошему знакомому. В гости. Принес книгу. Новую. Издатель старый друг. Ему и принес. Засиделись. Поговорили. О том о сем. Выпили. Чайку. Собирается уходить. Оставляет манускрипт. Обнимаются. Издатель листает рукопись. Вслух читает название.
– "Терпило". Так-так. Это хорошо. Сейчас современная тема затребована, как никогда. О чем вещь? Задержись на минут пяток. Расскажи вкратце.
Писатель вновь снимает шарф. Садятся в прихожей. Писатель мнется, закуривает. Начинает сбивчиво рассказывать, пытаясь сразу заинтересовать.
– Ну, тут действие происходит в вымышленной стране. Ну сам понимаешь. Там живут два спортсмена молодых. Вместе тренируются в сборной страны. Спорт такой, значит, популярный – superwresting называется, все как в рестлинге, только настоящее, кровь, сломанные руки-ноги, оторванные головы. Ну все такое. Читать просто страшно. Ну и они, эти двое, не то чтобы друзья, но оба фанаты этого дела. И начинается все с их отчаянного спарринга, в котором тренерам приходится их разнимать.
– Спорт хорошо, а драка еще лучше. В тему, – улыбается издатель.
– Ну вот, короче говоря. Один становится чемпионом мира, а другой бросает спорт, уходит в тень, возвращается в свою область, на границе страны. Там идет война за независимость. Он уходит в горы, вместе с отцом и братьями. Правительство страны войну проигрывает. Заключен позорный мир. Область начинает вариться в собственном котле. Разгул преступности. Убийства. Грабежи. Похищения людей. Все такое.
– Понятно. Наш второй герой там на видном месте, я понимаю?
– Да. Отличается чрезвычайной жесткостью и все такое. А дальше тут к власти в стране приходит новый президент, молодой, энергичный, непьющий и некурящий. То есть как приходит. Старый заболел и назначил этого преемником. А выборы через пару месяцев. А так его никто толком не знает, кто он и откуда. И вот накануне выборов, за пару месяцев до, взрывается пассажирский самолет, потом жилой дом многоподъездный, потом театр со зрителями. Сотни человеческих жертв. Быстрое расследование. Сомнений нет. Виноваты боевики из отделившейся области. Правда, никто не может толком объяснить, зачем это им надо. Но все официальные доказательства и улики против них. Этот преемник объявляет священную войну. Все идут на фронт. И чемпион мира тоже.
– А зачем? Ему необязательно вроде.
– Не обязательно, но идет. Он патриот.
Тут издатель улыбается, приглашает писателя назад на кухню. Открывает "Киндзмараули".
– Патриот, говоришь, это хорошо. С этим трудно переборщить.
– Да, все нормально. Просто по сюжету нужно. Короче, во время войны наши два героя встречаются в бою. У них пули кончаются, и они в боевых условиях начинают superwrestling. Но чемпион ранен в руку и боевик захватывает его в плен. Чемпиону грозит смерть. Но он убеждает боевика перейти на сторону правительства. Тот убеждает отца, братьев, племянников, дядю, его братьев и племянников и т. д. Короче, весь клан, всю банду. Те массово переходят на сторону врага. Судьба войны решена. Вся область в руинах, но победа обеспечена. Преемник на ура побеждает на выборах и становится президентом. Герой, который бывший боевик, становится начальником области со своей собственной армией, со своими законами (неписаными), но зато в составе страны и самым преданным вассалом нового президента.
– Неплохо. Интересно. А любовная линия?
– Как раз и начинается. По спасению из плена, безумно красивая журналистка берет интервью у чемпиона, они влюбляются друг в друга и женятся. Начальник вернувшейся области – свидетель на свадьбе. Все чики-пики.
– Еще лучше. Это все?
Открывают еще бутылку.
– Нет. Наш чемпион продолжает всех побеждать. Особенно американцев, англичан, французов и т. д. Президент всегда посещает его поединки. Чемпион становится официальным представителем президента и агитирует за него на новых выборах. Но тут неожиданный поворот. Жена чемпиона успевает родить ребенка, девочку-красавицу, но тут же возвращается к своей журналистской деятельности. Говорит, не могу без работы. И расследует она взрывы парохода, дома и театра со зрителями. И выходит у нее, что боевики виноваты вовсе не были.
– А кто тогда?
– Ты послушай дальше. Она находит человека, у которого есть настоящие доказательства, кто взрывал и как. Но тому приходится бежать из страны. Он прячется в Манаусе.
– Где-где?
– В Манаусе. В джунглях Амазонки. Но за полчаса до ее приезда он мучительно умирает от яда кураре. На охоте, в которой тот, сам ярый охотник, участвовал, один местный индеец случайно пустил в него отравленную стрелу и попал. По дороге домой пирога с индейцами переворачивается, и тот самый нечаянный убийца не всплывает на поверхность. Индейцы уверяют, что он стал жертвой анаконды. Второй наш герой, начальник области, меж тем, вводит в школах и детских садах у себя в области обязательные для посещения секции боев без правил. В то же время он жестоко расправляется с врагами внутренними, доставая даже за границей тех главарей банд, которые не встали на путь исправления. Президент же закручивает гайки, одну за другой. Разгоняет оппозицию, сажает в тюрьму олигархов. Олигархами становятся его братья, кумовья и друзья.
Издатель начинает новую пачку сигарет. Прохаживается по кухне взад-вперед. Посматривает на часы. Писатель, не обращая на него внимания, продолжает.
– Все лидеры оппозиции гибнут один за другим. Одного расстреливают на пляже. Другого выбрасывают из окна. Третьего душат гарротой в собственном душе. И т. д. В тех случаях, когда убийц удается-таки установить, ими оказываются бывшие боевики из побежденной области. Все ниточки, конечно, ведут к их начальнику и президенту, но обрываются на самом интересном месте. В этот момент пассажирский самолет этой страны сбит ракетой на территории соседнего государства. Президент объявляет войну и посылает в соседнюю страну свои лучшие силы. Правильно – боевиков бывшей мятежной области во главе с их командиром. Те быстро одерживают победу и захватывают стратегически важный остров, полный пляжей, отелей и отдыхающих.
Журналистка, жена главного героя, теперь едет в гости к бывшему депутату, который бежал из страны, как утверждается, с прямыми доказательствами того, что самолет был сбит боевиками того самого второго главного героя. Депутат вышел с ней на связь, пригласив ее в Барселону, где скрывается. Но приезжает она уже к мертвому телу. Депутат неосторожно отравился чаем. Его хоронят в закрытом цинковом гробу, который несут люди в скафандрах. Журналистка блефует. Она возвращается домой и в интервью западному изданию говорит, что депутат передал ей все доказательства. Ее жестоко убивают в лифте собственного дома.
– Постой. А главный герой? Что с ним?
– А у него все время турнир за турниром. Эти его бои, где он всех побеждает, идут постоянным лейтмотивом. Но и у него не выдерживают нервы, наконец. Он заявляет в сенсационном телевизионном интервью, что организовывать секции суперрестлинга для маленьких детей аморально!
– Он что, вообще безбашенный?
– Да, типа да. И тогда на улице, возле школы, двое каких-то мужиков в масках грубо толкают его дочку. Она падает, разбивает коленку, получает множественные ушибы. И тогда герой идет на прием к Президенту, но тот не может его принять. Идет война. Он очень занят. Его помощник говорит, что версия бытового нападения главная и что "не надо делать никаких аллюзий".
И тогда наступает развязка. Главный герой отчаянно тренируется. Как Сталлоне в первом Рокки. Разбивает кулаки в кровь о грушу. Закатывает рукава. Выходит на улицу. И… бьет первое попавшееся столетнее дерево (дуб или липу). Дерево падает с треском. Чемпион садится на лавочку и закрывает лицо руками...
– И все?
– Все. Ну как тебе?
– Концовка хорошая. Реалистичная. Но она, извини, друг мой, совершенно не состыкуется с остальным материалом, который, согласись, чистая фэнтези. После Гарри Поттера с этим жанром мы больше не работаем...
– Фэнтези? А что же тогда реальность?
– Реальность – большая война. Но не мы ее начнем. Вот, полюбуйся, из первых рук. – Издатель протягивает ему распечатку некролога на смерть режиссера Анджея Вайды, написанного неким г-ном Холмогоровым и выставленного на всеобщее обозрение на портале "Культура.ru".
– "Смысловая фигура многих фильмов Вайды – обреченность героя на самоуничтожение. Польша сегодня слишком старательно поджигает третью мировую, в которой ее участь в любом случае – стать вымершей пустыней. А в пустыне никому не будет дела до кино", – читает вслух писатель, обматывается шарфом и выходит, не прощаясь.
– Ну да, конечно, как всегда у нас: "жиды, скубенты и поляки", – уже на улице бормочет он себе под нос и неуверенно шагает в темноту с манускриптом под мышкой.
Сергей Лойко – журналист и писатель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции