Россия как Конго

Россия по уровню жизни и здоровья населения оказалась на 119-м месте в рейтинге 188 государств, опубликованном недавно в западном журнале "Ланцет", наиболее старом, известном и авторитетном медицинском издании мира. Украина и Сирия, где идут войны, а также Северная Корея и Гондурас опередили Россию, заняв, соответственно, 118-е, 117-е, 116-е и 115-е места. Первые три места – у Исландии, Сингапура и Швеции, замыкают рейтинг Южный Судан, Сомали и Центральноафриканская Республика (188-е место). США в рейтинге здоровья оказались на 28-й позиции.

Исследование под названием "Глобальное бремя болезни" проводилось под эгидой ООН с 1990 по 2015 годы совместно Всемирным банком, журналом "Ланцет", американским Институтом измерения и оценки здоровья (IHME) и Вашингтонским университетом. Его целью было выяснить, какие и по каким причинам в каждой отдельной стране люди заболевают разными болезнями, теряют трудоспособность и возможность жить без посторонней помощи и умирают. Анализу подверглись 249 причин смерти, 315 заболеваний и типов ран и увечий и 79 так называемых "факторов риска".

В целом человечество, по данным авторов исследования, неспешно прогрессирует: например, с 1990 года средний возраст человека на Земле вырос почти на 10 лет, у мужчин и женщин, соответственно, до 69 лет и 74 лет 10 месяцев. В первую очередь – из-за резкого повышения продолжительности жизни людей в районах, где распространены инфекционные болезни, в том числе ВИЧ\СПИД, малярия и дизентерия. Люди также меньше стали умирать от сердечно-сосудистых заболеваний и разных типов рака, хотя здесь прогресс не столь очевиден.

Еще несколько глобальных тенденций, на которые обратили внимание ученые:

  1. 7 из 10 смертей в современном мире вызываются незаразными заболеваниями, такими как рак, инфаркт, инсульт и диабет.
  2. Каждый десятый человек в мире страдает от головных болей и проблем со слухом и зрением.
  3. В мире значительно улучшилось качество воды и общей гигиены, однако недоедание и одновременно переедание, а также алкоголизм и наркомания становятся все более явными угрозами.
  4. Только в 2015 году в мире во время беременности или родов умерли более 275 тысяч женщин, в подавляющем большинстве случаев их можно было бы спасти.

В этой многолетней работе участвовали и российские ученые. Один из них – Сергей Ермаков, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, демограф и математик:

– Действительно ли скорость развития земной цивилизации, доходов и объемов потребления несет и угрозу существованию человечества? Такой основной вывод я лично сделал, коротко ознакомившись с результатами ваших исследований. Потому что человечество стало, говоря простым языком, больше есть, пить, курить, лежать и нервничать.

– Еще в 60-70-е годы прошлого века ученые с помощью сложных математических взаимосвязанных уравнений и имитационного моделирования пытались предсказать развитие цивилизации на ближайшие 100-200 лет. Я имею в виду, например, возникновение "Римского клуба" и многочисленные исследования под его руководством, в которых моделировались различные сценарии и гипотезы развития человечества, и обсуждались различные варианты результатов такого мирового развития. Я думаю, что, если не произойдет глобальных катаклизмов, земная цивилизация будет существовать значительно дольше, чем 100-200 лет. Несмотря на умеренную еду, питье, лежание и нервничание, развитие медицины идет более быстрыми темпами. Ожидаемая продолжительность жизни растет. Например, за 25 лет, с 1990 года, Западная Европа выиграла в продолжительности жизни шесть лет, увеличилась она от 73 до 79 лет. "Высокодоходные страны", тот самый "золотой миллиард", выиграли 5,4 года – от 73 до 78 лет. Страны Северной Америки выиграли 4,9 года. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна – 6 лет, от 66 до 72 лет. Страны Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, то есть все бывшие советские республики плюс все бывшие социалистические страны, выиграли 3,3 года – с 65 до 68 лет. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии и Океании выиграли 8,6 года – с 66 до 75 лет. Страны Северной Африки и Ближнего Востока выиграли 6,4 года. Страны Южной Азии – 9 лет, от 58 до 67 лет. И страны Африки, самые беднейшие, находящиеся южнее Сахары, за эти 25 лет выиграли 8,4 года – от 53 до 62 лет.

Цивилизация будет существовать дольше, чем 100-200 лет. Несмотря на умеренную еду, питье, лежание и нервничание

Что касается России, к сожалению, именно у нас успехи гораздо более скромные, мы выиграли всего 1,8 года. Если в 1990 году у нас продолжительность жизни была 69 лет, то сейчас она стала 71 год. Что из этого следует? Территории, которые имели в 1990 году наименьшую величину продолжительности жизни, к 2015 году показали ее самый значительный рост. Но не Россия.

– То есть главный вывод, который вы делаете из этого огромного исследования: люди, безусловно, стали жить на всей планете несколько лучше и дольше, хотя не везде скорость повышения качества жизни такая, какая могла бы быть. Но что человечеству не следует расслабляться?

– Да, совершенно верно! Просто нужно принять еще во внимание разнообразие между разными территориями, странами, образом жизни и так далее.

– Люди в России, в Китае, в Австралии, в Гондурасе, в Индонезии или в Конго болеют и умирают совсем по разным причинам. Что роднит аутсайдеров этого списка? Россия, безусловно, аутсайдер, что и вы упоминали. Это специфика местных болезней, привычки и образ жизни населения? Или, скорее, отсутствие доступа к качественной медицинской помощи и общая неграмотность?

Гвинея. Испытания экспериментальной вакцины от лихорадки Эбола

– Завершившийся проект "Глобальное время болезней" уже сейчас есть целиком в интернете, можно смотреть и картинки, и скачивать исходные данные с результатами, и так далее. Давайте вместе рассмотрим так называемые "ранги" разных заболеваний в качестве основных причин. То есть первый ранг – наибольшие потери, второй – поменьше, и так далее. И будем сравнивать как раз названные вами Россию, Индонезию, Китай, Гондурас, Австралию – и Конго, как самую неудачную в этом плане страну. Я беру интегральный показатель "Потери лет здоровой жизни", это центральный показатель этого проекта.

На первом месте в Конго стоит группа болезней под общим названием "ВИЧ/СПИД и туберкулез". Почему эти два заболевания объединяются? Очень часто одним из осложнений СПИДа является туберкулез. Когда человек умирает, у него же очень часто наблюдается целый набор заболеваний, и, в соответствии с правилами заполнения медицинских свидетельств о смерти, эти все заболевания перечисляются в виде некой причинно-следственной цепочки. Но, к сожалению, в России не всегда точно используют эти правила, потому что кодировать в качестве первоначальной причины смерти требуют только одно заболевание, и по нему потом идет вся статистика. Российские врачи нашли туберкулез – они и пишут "туберкулез". Хотя, если есть еще и СПИД, то это категорически делать нельзя! Так вот, в Конго на первом месте туберкулез, а в России он на 13-м месте. В Индонезии на 9-м, в Китае вообще на 17-м, в Гондурасе на 15-м, а в Австралии на 19-м. Второе место занимают диарея, некоторые респираторные и другие инфекционные заболевания. В Конго они на втором месте как причина смерти, в Индонезии на 3-м, в Гондурасе на 7-м, в России на 11-м, в Китае на 12-м, а в Австралии на 14-м.

Следующая вещь – это нематодные, то есть глистные, болезни и малярия, всевозможные инвазии, которые разносят паразиты. Понятно, что в Конго они на 3-м месте, а все остальные страны занимают здесь от 17-го до 20-го места, для них это нехарактерно. Неонатальные расстройства, заболевания и смертность детей на первом году жизни – в Конго на 4-м месте, в Индонезии на 5-м, в Гондурасе на 8-м, в Китае на 11-м, в России на 17-м, в Австралии на 15-м. То есть мы здесь где-то в лидерах. И только на 5-м месте в Конго стоят сердечно-сосудистые заболевания. А во всех странах, перечисленных нами, кроме Австралии, где на 4-м, то есть в России, Индонезии, Китае, Гондурасе – они на 1-м месте. Как и в мире в целом.

Болезни пищеварительной системы – в Конго это существенно важная вещь, потому что на 7-м месте в списке, а во всех остальных странах – на 12-м и 15-м месте, в России, в частности, на 15-м. Еще одна группа заболеваний – это новообразования. Для Конго они уже не очень важны, на 9-м месте только, а в остальных взятых нами странах, кроме Гондураса и Индонезии (у Гондураса на 6-м, в Индонезии на 8-м), они занимают 2-е место – в России и в Китае, а в Австралии – 1-е. Случайные травмы – в нашей стране они стоят на 6-м месте, то есть высоко, это плохо, в Австралии на 9-м, а в Конго на 10-м. И последняя вещь, от которой, в принципе, не так много умирает людей, но страдает очень много, – это заболевания, тоже объединенные в общую группу под названием "психические расстройства и наркомании". Для Конго они совсем не важны, а для остальных стран весьма, например, в Австралии они на 2-м месте в качестве причин потерь лет здоровой жизни, в России на 3-м месте, в Гондурасе на 4-м.

– Давайте сделаем сравнения внутри упомянутого уже "золотого миллиарда". Если Россию противопоставить, например, США или всем странам Европейского союза в целом, в чем тут наблюдаются сходства и в чем различия? Есть ли специфические заболевания относительно богатых и образованных людей, по сравнению с остальными регионами? Или опасные привычки, факторы риска, характерные только для них?

Зима. Москва. Эпидемия гриппа

– Именно, в полученных результатах, о которых мы говорим, анализируются не только заболевания, но и факторы риска, и проведены нужные расчеты. Наибольшие потери в России в 2015 году были от следующих шести факторов риска: высокое кровяное давление – 20 процентов всех потерь лет здоровой жизни; риски питания – тоже 20 процентов; алкоголь и наркотики – 16 процентов; высокий уровень холестерина – 11 процентов, и высокий уровень массы тела – 10 процентов всех потерь. Эти шесть факторов для России объясняют 90 процентов всех потерь лет здоровой жизни вследствие факторов риска.

Теперь Западная Европа. Шесть ведущих факторов риска те же самые, но их вес в общих потерях значительно меньше, чем в Российской Федерации! На первом месте в Западной Европе находятся потери от табакокурения и рисков питания, каждый из факторов ответственен за 10 процентов потерь. Далее идут кровяное давление – 9,8 процента, большая масса тела – 5 процентов, алкоголь и наркотики – 5,6, холестерин – 4. Суммарно перечисленные факторы объясняют 46 процентов потерь лет здоровой жизни, то есть почти в два раза все меньше, чем в России. Как интерпретировать полученные результаты?

Наибольший относительный риск в России приходится на фактор "небезопасный секс"

Это может быть связано с тем, что деятельность по предотвращению такого неблагоприятного воздействия в России не столь эффективна, как на Западе. Среди вот этих факторов наибольший относительный риск в России приходится на фактор "небезопасный секс", он почти в 6 раз выше, чем в Европе. Это значит, что тех заболеваний и нарушений здоровья, к которым приводит этот фактор, у нас почему-то почти в 6 раз больше, и ущерб от них таков же. На втором месте у нас – алкоголь и наркотики. У нас относительный риск – 4,7, почти в пять раз выше. На третьем месте уровень холестерина, у нас в 4 раза выше. Высокое кровяное давление – в 3,5 раза. Риски питания – в 3 с лишним раза. Загрязнение воздуха – в 3 раза. Жестокое обращение в семье, насилие – в 3 раза. Недоедание как фактор риска у нас в 3 раза выше. Высокий индекс массы тела – в 2,8. И то, в какие же заболевания обычно превращаются эти нарушения, – насколько по-разному эти превращения происходят в России и в Западной Европе!

Когда была первая публикация этого проекта, российский Минздрав очень удивился

Налицо отставание нашей страны от Западной Европы, недостатки в диагностике, в профилактике, в лечении заболеваний. На первом месте стоит группа болезней "ВИЧ/СПИД и туберкулез", относительный риск – 19,38 процента! Между прочим, когда была первая публикация этого проекта, российский Минздрав очень удивился: "А почему же этот ущерб от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза очень высок, особенно от ВИЧ/СПИДа?" А дело в том, как раз, о чем я уже говорил. В России очень часто смерть ВИЧ-больных идентифицируется как смерть от туберкулеза. На втором месте в этом скорбном списке находится комплекс болезней, объединенный под общим названием "диарея, заболевания нижних дыхательных путей и другие распространенные инфекции". Эти заболевания возникают в основном под действием следующих факторов риска: недоедание, алкоголь и наркотики, табакокурение и загрязнение воздуха. Для этих заболеваний относительный риск потерь выше, в сравнении с Европой, от 3 до 10. На третьем и последующих местах находятся самоповреждения и убийства, относительный риск – 5,45, то есть у нас в 5,5 раз выше ущерб об этого блока. Болезни системы кровообращения – в 4,2 раза выше ущерб. Психические расстройства и наркомания – в 4 раза. Транспортные травмы – в 2,8 раза. Дефицит питания – в 2,65. Цирроз и другие хронические болезни печени – в 2,33. Власти всегда говорят: "Что такое, почему у нас продолжительность жизни чуть не на 130-м месте в мире? Денег давайте, больше денег!" Извините, организовать работу надо правильно!

"Денег давайте, больше денег!" Извините, организовать работу надо правильно!

– В мире есть много государств, с которыми по социально-экономическим Россию показателям сравнивать лучше, чем с США и ЕС. Это государства, которые еще вчера с точки зрения истории считались отсталыми, а сегодня их уже ни в коем случае и "развивающимися" не назовешь. Например, Бразилия, Аргентина, Турция, страны Персидского залива, некоторые государства той же Юго-Восточной Азии. Люди там, как и в России, стали неплохо зарабатывать, много потреблять, они уж точно в подавляющем большинстве ни в коем случае не голодают, не спят на улице, у них относительно "все хорошо". Но, судя по исследованиям, в том, что касается качества и продолжительности жизни, они не сильно ушли вперед. У них, наоборот, к старым болезням лишь добавились новые. Если говорить о причинах, их можно сравнивать с Россией?

– Я перед нашей беседой посмотрел, опять же, интерактивную систему визуализации и сравнил юг Латинской Америки, Западную Европу, Северную Африку, Ближний Восток и Россию, и, естественно, "среднемировое население". В первой группе – это юг Латинской Америки, Западная Европа, Северная Африка и Ближний Восток – относительные потери лет здоровой жизни существенно меньше, чем в целом по планете. Во второй группе территорий дела складываются значительно хуже. Сюда входят регионы Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, все те же бывшие республики СССР и бывшие соцстраны. Южная Азия также входит во второй тип, где хуже ситуация, чем в мире. И Россия, естественно, а также западная, северная и восточная части громадного африканского континента, южнее Сахары. Три последних группы стран действительно только остаются самыми несчастными! Относительные потери лет здоровой жизни там в 2–2,5 раза превосходят общемировые значения. А потери от "ВИЧ/СПИД и туберкулеза", диареи, редких тропических болезней, малярии и неонатальных расстройств либо сопоставимы по величине, либо почти в полтора раза выше потерь от всех болезней в наиболее развитых регионах.

Условия в России и в странах вроде Конго отличаются от западных значительно

Итак, ответ на ваш вопрос: к сожалению, условия в России и в странах вроде Конго отличаются от западных значительно. Хотя я уже говорил в самом начале, что у самых несчастных стран продолжительность жизни выросла больше, чем у счастливых, но тем не менее, условия различаются значительно, и соответственно, структура потерь жизни и здоровья тоже отличается значительно.