Милые кровопийцы

В Сети рассуждают о том, кому и за что в России нынче ставят памятники

Памятники по осени растут, как грибы: в пятницу в Орле открыли монумент Ивану Грозному, а в ночь на воскресенье в Москве начали монтировать памятник князю Владимиру, который планируется представить публике 4 ноября, в День народного единства.


Комментаторы восприняли новое изваяние как логичное продолжение ряда, заданного памятником Ивану Грозному.

Dmitry Gudkov

Великому князю киевскому Владимиру Владимировичу поставили памятник. Киевнаш. Будет вскоре, что перековывать на орала и сдавать в металлолом. Грозные, Сталины, Владимиры: наше будущее теперь только в прошлом.

Кирилл Шулика

Вот они зря в историю ударились и пытаются стать правопреемниками той Руси. Владимир в принципе тоже был людоедом, какр и Иван Грозный. Сейчас логичнее поставить памятник Александру Невскому, который служил Орде, потому что сейчас продолжается политика насаждения азиатчины и культивируется не русскость, а многонациональность.

Вообще на постсоветском пространстве с памятниками откровенная печаль. Чтобы получить памятник, надо кого-то убить, это не только наша государственная идеология. А ведь по сути это идеология разрушения.

Была бы идеология созидания, ставили бы памятники митрополиту Филиппу, который боролся с опричниной, или выдающимся физиологам Павлову и Мечникову, физику Капице, конструктору Королеву... Это первое, что пришло в голову. Они внесли куда больший вклад в укрепление государства, чем всякого рода кровопийцы. Но тогда получится мирно-патриотическое воспитание, а у нас ядерный пепел, поэтому нужно военно-патриотическое.

Однако затмить в Сети своего орловского собрата новому монументу не удалось. Поток гневных комментариев по поводу памятника Ивану Грозному не иссякал все выходные.

Александр Тимофеевский

В Орле поставили памятник Ивану Грозному. Сделал это тамошний губернатор, летом прогремевший на всю страну рассказом о том, что сын царя Ивана не был убит отцом, как утверждают клеветники и лжеисторики, а умер, когда его везли к лекарям, по дороге из Москвы в Санкт-Петербург.
Памятник установили на Покров, у главного собора в городе, церковь, очевидно, хотят взять в союзники, но тут придется показать фокус. Святитель Московский, митрополит Филипп, почитаемый православными со дня своей гибели, был умучен царем Иваном - обвинен в колдовстве, извергнут из сана, аки злодей, и изгнан прочь самым унизительным образом. В Успенском Соборе любимец царя "с девичьей улыбкой, с змеиной душой, отвергнутый Богом Басманов" облачил его в драное монашеское тряпье и отправил навечно в монастырь, под арест, где его заковали в кандалы, а вскоре удушили подушкой.
Если дуэль выиграл Дантес, почему памятник стоит Пушкину? В истории Ивана Грозного и митрополита Филиппа этот недочет исправлен. Дуэль выиграл Дантес, и памятник ему воздвигли.

Отдельного обсуждения удостоилась групповая фотография тех, кто присутствовал на открытии.


Лев Рубинштейн

Попробуйте представить себе, что вы ничего, ну просто совсем ничего не знаете о царе Иване четвертом по прозвищу Грозный. Что вы совсем ничего не знаете о трудах и днях этого славного мужа и даже никогда не слышали его имени.

Представили? Хорошо.

А теперь просто посмотрите на лица тех, кто открывает ему памятник в одном из российских городов. Посмотрели? Внимательно? Очень хорошо.

Поздравляю вас: теперь вы знаете об Иване Грозном ВСЁ.

Alexey Durnovo

Интересно, что на шабаш под названием "Установка памятника Ивану Грозному", позвали самых оголтелых апологетов войны с западом. Феномен заключается в следующем, Иван Грозный, бравший Казань, Астрахань и Сибирь, был первым московским правителем, который ввязался с Западом в настоящий и длительный конфликт. Конфликт называется Ливонская война. Запад в нем представляли Швеция и Польша с Великим княжеством Литовским, трансформировавшимися в Речь Посполитую. Итогом этой войны стало полное поражение Московского царства, потеря выхода к морю, разорение государства и массовое бегство населения из северо-западных областей. Молодое государство, только отметившее столетие своей независимости, превратилось в захолустье в полном смысле этого слова и было отброшено в своем развитии на те же сто лет назад. Собственно, весь XVII-й век, Россия расхлебывала последствия Ливонской войны.
Впрочем, у нас историю учат по песням "Любэ" и фильму "Иван Васильевич меняет профессию", а про Ливонскую войну позволительно не знать. Ну, зачем? Только расстраиваться.
Заметьте, про опричнину я вообще молчу.

Комментаторы вспоминали занятные совпадения, а также предлагали свои варианты памятника Грозному и называли других кандидатов, которых стоило бы увековечить в бронзе.

Sergey Mironenko

Заметьте, как прав был Владимир Сорокин со своим "Днем опричника" (2006 год), где скорое будущее он связан именно с временем и атрибутами Ивана Грозного. Вот теперь уже появляются памятники ему. Совпадение? Не думаю.


Олег Лекманов

Теперь, я считаю, нужно установить памятник орлу в Грозном. Ну, а потом, понятное дело, памятник орлу в Орле и памятник Грозному в Грозном.

Илья Нахмансон

А на Нобелевскую премию мира уже совсем никак Ивана Грозного не выдвинуть? Обидно.

Denis Soloviev-Friedmann

Ивану Грозному, самодержцу-отцу-родному, памятник поставили. Очередь за учителем русского языка и литературы Чикатилло, великим педагогом-гуманистом.

Andrei Desnitsky

Однажды я был в ресторане "Арагви" - пригласили.
Пока готовилась еда, официант провел нас экскурсией по отреставрированному ресторану.
- Вот в этом зале обедала такая неоднозначная фигура, как Лаврентий Палыч Берия.
- Отчего же, - возразил я - вполне однозначная.
- Неоднозначная! - настаивал официант, что вообще-то им не свойственно.
Памятник неоднозначному царю Ивану рядом с собором (где прославляют убитого им митрополита Филиппа)... то ли еще будет. Памятник Лаврентий Палычу, такому же неоднозначному и загадочному, на Бутовском полигоне?

Maxim Kantor

лучшим памятником Ивану Грозному будет кол - который следует установить на Лубянке, на том самом дзержинском месте.

Следуя заветам русского царя-изверга на этот кол надлежит сажать русофобов - дабы предатели, сидя на колу, пели осанну Русской Империи.
Иван завещал кровопийство потомкам - и был услышан.

Площадь, украшенная таким памятником, станет сакральным местом паломничества подлинных патриотов.

Широко разошлись по Сети ссылки на колонку «Памятник Грозному – это кощунство», которую доктор исторических наук Евгений Анисимов написал для газеты "Орловский вестник" еще в сентябре.

Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России. Когда 1850-х годах, при императоре Александре II, обсуждались кандидатуры исторических государственных и общественных деятелей, которых нужно отразить на памятнике «Тысячелетие России» (его предполагали установить в Великом Новгороде), в кругах интеллигенции и в придворной среде развернулись жаркие споры о многих исторических персонажах. И только в одном все были единодушны: персона Ивана Грозного не должна ни в каком виде быть на памятнике, ибо это позор и несчастье России. В ее истории никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России. И это было сказано при самодержавии!

<...> Сам царь задумывал зверские казни и сидел, наслаждаясь тем, как живых людей варили в котле, взрывали на бочке с порохом, устраивали из них «шашлык», вращая на вертеле над медленным огнем, сдирали кожу, сажали на кол, причем – чтобы усугубить мучения – на глазах медленно умиравших людей опричники Грозного насиловали жен, дочерей, матерей казнимых. И все это не басни, не сказки, а реальные истории, зафиксированные во множестве документов и признаний порой самого впадавшего иногда в раскаяние царя.

Tatiana Narbut-kondratieva

потом сопоставимого злодея осудила его же родная коммунистическая партия.
а теперь они утверждают, что им дорог и ссср и российская империя - то есть, врут, как обычно.
кроме власти, убийств, грабежей и абсолютного бесправия населения ничего им не нужно. а бедным туземцам даже стеклянных бус не перепадет.

Историческое наследие Ивана Грозного, которого орловский губернатор назвал "первым великим русским царем", комментаторы видят несколько иначе.

Глеб Морев

Достойным продолжением идиотического сюжета было бы снаряжение отряда из Новгорода в город Орел и последующее разорение оного с посажением дурака-губернатора на кол.

Впрочем, такими темпами есть шанс дождаться.

Vsevolod Chernozub

А ещё помните, князь Курбский сбежал от Грозного в Литву? Он же не в Вильнюс или Каунас свалил, а отъехал километров на двести от Москвы. Там уже литовское княжество начиналось. Такой был эффективный менеджер и государственный деятель Иоанн Васильевич. После нынешнего тоже останется скукоженная, обнищавшая и утопающая в смуте Россия.

Kirill Rogov

Про Ивана Грозного.
Тут все очень просто и очень поучительно. В мифологии русского консерватизма (на самом деле - это псевдо-консерватизм, это другое) есть негативный миф русской истории - "смута" - и позитивный миф - жесткий царь-централизатор, который пусть жестоко, но искореняет смуту и отводит от России эту главную беду. Ну, и Иван Грозный - это как бы экстремальный, но тем и самый главный образец актора позитивного мифа.
На самом-то деле все было наоборот. Смута - историческая смута начала XVII века - была непосредственным следствием правления Иоанна. И дело не только в том, что он своими руками подвинул царство к династическому кризису. Кризис возник не из этого. Кризис возник из того, что царь совершенно уничтожил предыдущую политическую традицию, политическую элиту, вывел подонков в тузы, разрушил ткань политической преемственности. Если существует эта ткань и эта преемственность, то династия и царство могут выстоять даже с малолетним наследником-эпилептиком. Если их нет, то никак не может.
Смута - прямое дело рук Ивана Грозного. И это один из главных, фундаментальных фактов всей русской истории. И пока принято считать наоборот, она будет продолжаться.

Либеральные комментаторы вспоминали похожих исторических деятелей в других странах.

Andrei Desnitsky

Надо в Англии поставить рядом с Кентерберийским собором памятник неоднозначному королю Генриху Восьмому. Да, допускал перегибы и в личной жизни чудил, но, как-никак, сторонник сильной руки и пламенный англиканин.
Скажите там их начальству, если оно не догадалось.

Комментаторы патриотические этому только обрадовались: в свое время в Британии успели изваять некоторое количество Генрихов Восьмых.

Егор Холмогоров

"И Генриху VIII который тоже был кровавой скотиной никто за это памятников в Англии не ставит".
Николай Сванидзе, типа историк.

Лондон. Госпиталь Бартс. Статуя установлена в 1702 году.

Кембридж. Университет. Статуя Генриха VIII.

Кембридж. Тринити Колледж. Статуя Генриха VIII.

Вот и всё у них так.

Впрочем, британцы своих Генрихов все же ваяли не в XXI веке. Специально для стражей духовных скреп кто-то отыскал обращение бывшего Патриарха, в котором тот называет Ивана Грозного "убийцей" и категорично высказывается против его канонизации.


Но есть и мнение, что деятелей прошлого в наше время славят вовсе не за их дела – может, им просто повезло с именами.

Marat Guelman

очевидно же, что памятник ставят не персонажу за его деяния, а имени. я вот не историк но знаю, что Иван Грозный смуту не подавил, а вызвал, даже если стать на позицию наших охранителей.
Фактически памятник слову "грозный", как например яхта Сечина "княгиня Ольга" в честь жены Сечина, а князю Владимиру в Москве - это Путину.

Рыклин Александр

По-хорошему, памятник Ивану Грозному надо было, конечно, ставить в Грозном... Тоже, разумеется, конный, но метров под двадцать пять в высоту... Это Кадыров как-то упустил... Тем более, что уже давно доказано - Иван Васильевич был из вайнахов, просто скрывал по конъюнктурным соображениям...
Впрочем, с памятником, думаю, не все потеряно... Ведь, если Рамзан Ахматович попросит у орловского губера уступить ему монумент, нечто тот откажет? Сильно сомневаюсь... А Церетели бы за пару недель все долепил до нужных размеров..

Как бы там ни было, пока что россиянам все же придется жить с этими памятниками дальше – как и с теми, кто их поставил.

Eugene Ponasenkov

Безусловно эти ублюдочные, с художественной и смысловой точки зрения, памятнички Ивану Грозному и кн. Владимиру (оба убийцы, насильники, преступники) будут с позором снесены в ближайшие годы. Но позор на стране, на эпохе, на людишках, которые это организовывают, поддерживают или терпят, останется.