В России снова появилась детская политика, только, к сожалению, не со знаком плюс, а со знаком минус. Детей всеми силами втаскивают в политическую жизнь, что пока не обернулось катастрофическими последствиями, но вскоре наверняка обернется. Подтверждение этому – двухнедельной давности уже всем известная история с турниром Grand Prix Akhmat-2016, в ходе которого дети главы Чечни Рамзана Кадырова проводили показательные поединки со своими сверстниками.
Мне уже приходилось писать о склонности Кадырова опираться на детей в своей политической деятельности, поэтому нет ничего удивительного, что он с гордостью выставил собственных сыновей на бои перед ревущими трибунами. Уверен, что Кадыров растит своих детей как воинов и они сами рвались доказать отцу и залу, на что способны. Своими победами мальчики стремились показать бойцовский дух семьи чеченского лидера, укрепить веру в правильность практикуемых Кадыровым методов воспитания. И вдруг человек с совершенно иным менталитетом, боец Федор Емельяненко, думающий не о том, как Рамзан в республике будет передавать власть своим сыновьям, а о здоровье детей и аморальности происходящего, на всю Россию показал оборотную сторону подобных боев: дети не были обеспечены необходимой экипировкой и по возрасту не должны были выходить на ринг, что возмутило главу российской федерации боев без правил.
Могу представить себе разочарование Кадырова: день его триумфа как отца-политка превратился в день его осуждения как политика-отца. Он даже вспомнил, что у его детей есть личная жизнь, что Емельяненко-де не имел права выкладывать их фотографии в инстаграм. При этом Кадырова почему-то не смутило, что он сам вытащил своих детей на публику, а теперь вдруг возмущается, что фотографии его детей стали достоянием общественности. Претензии к Емельяненко были бы оправданными, если бы это были фотографии из семейного архива Рамзана, но когда речь идет о пренебрежении здоровьем детей во время спортивного состязания, речь перестает идти о семейном деле.
В Чечне установилась атмосфера страха, несогласие с властями жестко подавляется сторонниками и слугами Кадырова
От удивления Кадыров стал даже совершать нелепые поступки. Фактически он обратился к Емельяненко как охотник из "Обыкновенного чуда": ты нас сначала похвали, а то натура у нас нежная, мало ли чего! Да какая разница, похвалил Емельяненко турнир или нет, неужели непонятно, что не это главное? До 12 лет по правилам смешанных единоборств дети не могут выходить на ринг, это вредно для здоровья, и тут не важно, чей это ребенок. Почему Кадыров не подумал, что его дети тоже могут получить травму? Получается, либо ему все равно и главное – показать, что они бойцы, либо для поединков были подобраны такие соперники, что его дети в принципе не могли проиграть и получить травму. В обоих случаях гордиться, мягко говоря, нечем.
Основной посыл Емельяненко был таков: "Неважно, каковы обстоятельства, на первом месте должно быть здоровье детей". Похоже, что Кадыров так и не понял этого. Его реакция – вступить в публичные пререкания, в любых обстоятельствах показать характер альфа-самца – оказалась неуместной. Я не думаю, что Кадыров отдавал приказ напасть на дочку Емельяненко, но его поведение во всей этой истории показало окружению: самое важное – имидж лидера. И вполне допускаю, что какие-то безголовые отморозки не нашли ничего лучшего, чем напасть на ни в чем не повинную девочку.
Кадыров проводит в Чечне "детскую политику", развивая не только патриотизм, но и собственный культ личности. Вспомним хотя бы детские акции в его поддержку в рамках кампании #кадыровгеройроссии. Кадыров готов повышать свой престиж и с помощью своих несовершеннолетних детей, вталкивая их в публичную сферу. В республике установилась атмосфера страха, несогласие с властями жестко подавляется сторонниками и слугами Кадырова. В результате детей втаскивают в политику, превращая их в разменную монету в играх взрослых.
Анатолий Канюков – политик, социал-демократ, лидер движений "Солидарный Петербург" и "Солидарная Ленобласть"