Монолог года

Своего рода документ эпохи - выступление Константина Райкина на Всероссийском театральном форуме. Худрук "Сатирикона" говорил о цензуре, церкви, борьбе за нравственность - и не только сорвал аплодисменты публики, но и, уж простите за такое выражение, "взорвал Интернет".

Речь Райкина перепечатали сразу несколько изданий. Мы процитируем отдельные куски по журналу "Театрал":

Меня очень тревожат (я думаю, как и вас всех) те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, «наезды» на искусство и на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные [заявления], прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется… Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры (я не знаю, как кто к этому относится) это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… У нас это проклятие и многовековой позор нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен.<...>

Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, в эту мерзкую книжку, опять ее читать. А меня заставляют читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли.

Когда мочой обливают фотографии – это что, борьба за нравственность, что ли? Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали. Это не так.

Денис Билунов:

Райкин - молодец!

Марат Гельман:

вот не думал, что в театральная среда будет смелее совриска. Как во времена перестройки )))

Кирилл Шулика:

Буквально монолог года.

Саша Сотник:

Константин Аркадьевич не выдержал. Олег Павлович, ку-ку! Вы где?

Виктор Шендерович:

Вот такого Костю я помню и люблю.
И радуюсь сейчас за него.

Николай Травкин:

Сердце радуется и душа ликует, когда видишь такую мощную поддержку мыслям, высказанным Константином Райкиным. Не побоялся, прямо с трибуны, прямо в лицо… Не одни "кончаловские" в нашей культуре водятся. На всех сайтах, по всем сетям - ленты рвутся от искренних одобрений и восхищений…
Снимет завтра Константина Аркадьевича с главрежев Мединский и выйдут к зданию Минкульта, дай Бог, человек 100-150 из этих тысяч-тысяч… И среди них 2-3 из аплодирующих накануне коллег-режиссёров…

Некоторые, впрочем, иронизируют над самим Райкиным.

Максим Горюнов:

райкин заявил, что владимир владимирович ничего не понимает в русской театральной классике.

запредельного мужества человек

Диляра Тасбулатова:

а теперь сказали что Театр миниатюр Райкина служит укрепление партийности и народности.
Мама говорит:
- А разве партийность не противоречит народности?

Александр Рыклин:

Про Райкина...
Вопрос - А чего он раньше-то не чухался? - конечно, имеет право быть заданным, но смысла никакого не имеет...
С людьми так случается - просыпается человек утром и говорит себе: Все, больше не могу, за....бало окончательно...
А вы ему - А где ты, парубок, до сего дня обитался? Не в наших пределах, не ведал, что вокруг творится?
Ну, и какого ответа вы ждете?
А, по-моему, надо просто порадоваться за человека, нашедшего в себе силы...

Геннадий Каневский:

хоть кто-то, хоть что-то...
но боюсь, судьба "сатирикона" теперь решена(

Кстати, о "Сатириконе". Всего за несколько дней до выступления Райкин публично заявил о финансовых проблемах театра.

Кто-то предлагает поискать деньги в кармане самого Константина Аркадьевича.

Олег Кашин:

А где-нибудь можно почитать про бизнес-модель Райкин-плазы, кому она принадлежит и как связана с театром.

Это же вечная история типа "школа Познера", когда строят коммерческую недвижимость под видом социальных или культурных учреждений. Ничего не знаю, но все выглядит так, что причины превращения Константина Райкина в такого карбонария надо искать в Райкин-плазе.

Олег Пшеничный:

У официальных театральных деятелей при всех режимах всё более-менее нормально, пока им дают денег из госбюджета. Если не дали, или дали недостаточно - "наступают сталинские времена".

Есть, между прочим, и те, кто заступается за Сталина.

Александр Коммари:

Увидел у либералов ссылку на выступление Райкина-младшего, и внимательно его прочел.

И не скажу, что не согласен. Со многим согласен. Театральной кухни я, само собой, не знаю, но вот вмешательство попов в культуру, например, реально начинает доставать. Или каких-то "казаков" и "патриотов".

Не нравится тебе, товарищ, рок-опера про Христа - с великолепной музыкой и очень хорошим текстом (кстати, при том, что ее в СССР не показывали и не передавали по радио, вспомнил тут, беседуя по Скайпу с одним товарищем, что ее пару раз хвалили в "Иностранке" и в "Литературке", то есть сложное было отношение) - так ты и не ходи. Ты иди в церковь, помолись, теперь за это тебя партбилета не лишат.

В общем, со многим я там согласен.

Но!

"И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов [какой-то босс из Минкульта] так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени министерства культуры так человек разговаривает".

Я читал, как Сталин разговаривал с великими советскими театральными деятелями. Сейчас много документов опубликовано, стенограмм.

Он разговаривал с ними крайне уважительно.

Вообще театр для него был чем-то священным, я имею в виду театр высшей лиги. И настоящим профессионалам, Мастерам, в нем позволялось больше, чем простым смертным. Даже быть как бы и людьми несоветскими.

Вообще для Сталина, как я понимаю, а я над эти вообще много думал и читал, очень важен был этот критерий - Мастер человек или так, солдат агитпропа. Солдат агитпропа он вполне и безжалостно мог и стереть, если они не уловили что-то в изменениях линии Партии. Незаменимых нет.

А вот Мастеров он поразительно уважал. Отсюда и его вопрос к Пастернаку, когда решалась судьба несчастного Мандельштама: Но ведь он же мастер, да?

Но, еще раз, во многом с Райкиным я готов согласиться. Как ни странно.

А есть просто адвокат Аграновский!

Имя Аркадия Райкина вообще на устах - выступление Константина пришлось на 105-летие отца.

Людмила Телень:

Многие говорят: папа бы одобрил. И это важно.

Андрей Десницкий:

Теперь у нас снова есть полуопальный Райкин.
И Ефремов - уже, кстати, давно.
Про Михалковых уж не говорю...
Всё, как в далеком детстве.