После кончины «Птицы» Паркера осталось лишь три стоящих альт-саксофониста: Кэннонболл, Джаки МакЛин и Фил Вудс. Фил навещал меня и дудел в свою дуду часами, в то время как я стряпала на кухне. Я была счастлива, потому что саксофон вновь звучал в моем доме. Никогда я ТАК не любила звук альт-саксофона…
Фил починил велосипед Байрда и сгреб с газона все опавшие листья. После ужина он отнес тарелки и бокалы на кухню и ни намеком, ни жестом не попытался затащить меня в кровать».
Чан Паркер «Моя жизнь в ми-бемоль».
Где бы вы ни были, и на каких бы мудреных устройствах вы нас ни слушали, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». «Время Джаза», из мирного космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org . «Время Джаза» - это история американской музыки, ее основоположников и ее героев. У микрофона в окончательно осеннем Париже – ваш ДС.
Phil Woods - This Is All I Ask – 3:29 (Phil Woods - Sugan & Round Trip - Jazz Classics)
«This Is All I Ask», «Это всё, что я прошу» Гордона Дженкинса. Фил Вудс и оркестр Криса Свансена, 1969 год.
Героиня сегодня, по крайней мере в первой части, Беверли Дороти Берг, нерасписанная жена Чарли «Птицы» Паркера и, вполне законная, его ученика и плследователя, Фила Вудса.
Беверли Дороти Берг, более известная, как Чан, родилась в Нью-Йорке в 1925 году в еврейской семье, что необходимо отметить, так как эта белая женщина, подруга черного джазмена испытала на себе все прелести мускулистой американской сегрегации…
Она была танцовщицей и она была влюблена в джаз. С Паркером она познакомилась в начале 19 40-х, когда ей было почти восемнадцать лет, но их отношения были дружескими.
Чарли не притягивал Чан да и к тому же был не просто труден, но и опасен в некоторых ситуациях. Виной тому, конечно же, была его безмерная тяга к алкоголю и наркотикам.
Какое-то время Чан была известна, как «королева 52-й улицы», Улицы Джаза. Она была умна, у нее был класс, она была хороша собою и она была частью той, жадной до новой музыки толпы, что с вечера и до утра переходила из клуба в клуб 52-й стрит. Довольно быстро Паркер стал ее лучшим другом, но они не сошлись до тех пор, пока она забеременела от одного музыканта, вышла замуж и разошлась с другим. В это же время Чарли Паркер женился на Дорис Грин, с которой не успел развестись и она стала его официальной вдовою.
Такова еще одна сторона, о которой мне не доводилось говорить, бессонной 52-й улицы…
Charlie Parker – Ornithology – 4:34 (Charlie Parker - Birdland And Elsewhere – Proper Rds)
«Ornithology», «Орнитология», проще «Птицеведенье», ибо автор композиции (автор - совместно с трубачом Бенни Харрисом) был «Птицей». К сожалению, британская фирма «Proper Rds» выпустила «Птицу» погулять без дополнительной информации. «Birdland And Elsewhere», «Бёрдлэнд и так далее» - типичный диск-компиляция. В трубаче я бы признал с натяжкой молодого Майлза Дейвиса. Годы – конец сороковых, начало пятидесятых. Но соло «Птицы» искупает всё.
Неофициально Чан Паркер, официально и позже госпожа Вудс, Чан в ее «паркеровские» годы никогда не жила с «Птицей» настоящей семейной жизнью. Тяжелым ударом для нее и для Паркера была смерть их дочери При в 1954-м году – за год и неделю до смерти самого Паркера в гостинице «Стэнхоул» в Нью-Йорке в номерах баронессы Панноники де Кёнигсвартер. Так как Чан не была расписана с Чарли, она не могла претендовать на наследство, на авторские права и единственное, что ей досталось – это два саксофона «Птицы».
Она всегда жила нелегкой и бедной жизнью. Фил Вудс был, как и «Птица», наркоманом, но в гораздо меньшей степени.
Жизнь была нелегкой и в один не совсем прекрасный день Чан выставила оба саксофона Паркера на аукцион.
Charlie Parker - Embraceable You – 3:40 (Charlie Parker - Complete Savoy & Dial Sessions - Dial)
«Embraceable You» - Джорджа Гершвина. Майлз Дейвис – труба; Дюк Джордан – рояль; Томми Поттэр – контрабас и Макс Роуч – ударные. Чарли Паркер – лидер и альт-саксофон. 28 октября 1947 года, Нью-Йорк.
Я познакомился с Чан Вудс в конце 1998 года в издательстве «Plon» в Париже, где (в 93-м) вышла ее автобиография «Моя жизнь в ми-бемоль». То была все еще стройная, худая, коротко стриженая женщина в больших очках с приятной, но немного натянутой улыбкой. Она не только прекрасно говорила по-французски, она написала книгу о своей жизни так же – по-французски.
Мы договорились об интервью, но я так больше её и не увидел. Она умерла через год и от нее осталась эта, полная энергии, тонких наблюдений и не сломанного оптимизма, книга.
Критики отмечали и отмечают важность книги Чан Паркер-Вудс, потому что до Чан, всё, что было написано про «Птицу», было написано мужчинами, как, к примеру, «Птица жив!» Росса Рассела. Эта книга достойна всяческого внимания, в ней, кстати, подробно рассказано о том, насколько была важна и влиятельна Чан, и о том что её brownstone-дом на Седьмой West 52-й Стрит был для джазменов эпохи убежищем, столовой, перевальным пунктом и вполне удобной ночлежкой.
Интересно, что «Птица» из автобиографии Майлза Дейвиса – гений и монстр. Он видел ту самую кошмарную, разрушительную сторону Чарли, которая его, совсем юнца, так ошарашивала и притягивала. Чан видела Паркера всегда в чистом костюме, с аккуратно завязанным галстуком, внимательного мужа, пусть и гражданского, который отказался во время их совместной жизни от джем-сешенс по воскресеньям и вел себя, как самый настоящий глава семьи. На ужин приходила мать Чан и за столом сидело четверо, а потом пятеро членов семьи: жена, теща, дочь жены, а позже дочь и сын Паркера. Все было чин-чином.
Charlie Parker – Summertime – 2:46 (Charlie Parker with Strings – Verve)
«Summertime», «Летней порою» колыбельная Клары из оперы Джорджа и Айры Гершвинов «Порги и Бесс». Чарли Паркер и оркестр Джимми Кэрролла. Стэн Фримэн – рояль; Рей Браун – контрабас и Бадди Рич – ударные. 30 ноября 1949 года, Нью-Йорк.
В 1949-м году Норман Грэнц и Билли Шо задумали записать великого альт-саксофониста, солирующего на фоне струнного оркестра. Чарли Паркер был за. 30 ноября «Птица» записал шесть классических стандартов с оркестром надёрганных наспех из нью-йоркских студий музыкантов. На его счастье среди них был чудесный скрипач Бронислав Гимпел и гобоист – Митч Миллер. В оркестр входили: три скрипки, альт, виолончель, арфа, гобой, английский рожок и трио ритм-секции.
Charlie Parker - I Didn't Know What Time It Was – 3:12 (Charlie Parker with Strings – Verve)
«I Didn't Know What Time It Was», «Я не знал, который был час…» Классика Ричарда Роджерса и Лоренца Харта. Тот же состав оркестра Джимми Кэрролла, альт-саксофон Чарли Паркера и ритм-секция со Стэном Фримэном – рояль; Реем Брауном – контрабас и с Бадди Ричем – ударные.
Но главный герой у нас сегодня, Фил Вудс.
Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – ваш ДС.
Фил Вудс родился в Спрингфилде, Массачусетс, 2 ноября 31 года. Он унаследовал от дядюшки альто, как говорят джазмены, альт-саксофон, а в 13 лет услышал вот эту пьеску Чарли Паркера и решил стать джазменом:
Charlie Parker – Ko-ko – 4:09 (Charlie Parker - Now's the Time - Savoy)
«Ko-ko». Как он это часто делал, Чарли Паркер использовал базу уже существующего стандарта, в данном случае «Cherokee» Рея Нобла, для создания новой композиции. «Ko-ko», 1945 года - одна из его самых знаменитых пьес: стремительная, агрессивная, доступная лишь виртуозным исполнителям. В данном случае «Птица» - альт-саксофон; Диззи Гиллеспи труба и, бывает.., он же - фортепьяно; Кёрли Рассел – контрабас и Макс Роуч – ударные. 26 ноября 1945 года, Нью-Йорк.
Вот с этой пьески и начался Фил Вудс.
Он учился играть на саксе в школе родного города до 17 лет. В 1948 году он берет курс на Нью-Йорк, где (всё же это шанс) он занимается с Ленни Тристано, а затем в течение четырех лет изучает игру на кларнете в музыкальной школе Джульярд. На кларнете – потому что в школе еще нет класса саксофона. Первый концерт – в 1945 году с Чарли Барнетом и Ричардом Хеймэном. Первая студийная запись – в 1946-м с Джимми Рейни. 1956 год стал для Фила решающим. Он занимает место Джаки МакЛина в оркестре Джорджа Уоллингтона, выступает в «Birdland’e» с Фридрихом Гульда, отправляется на гастроли ««Birdland Stars» с Кенни Дорэмом, Эл Коном, Контэ Кандоли, выступает на фестивале в Ньюпорте, играет в Риме, затем в Турции в составе большого оркестра Диззи Гиллеспи…
Это абсолютный дебют, космический.
Был ли это адреналин его женитьбы в 1955 году на Чан? Вполне возможно…
Phil Woods - Ballad Medley – 7:51 (Phil Woods Quintet - Ballads & Blues - Venus Records)
«Ballad Medley», попурри из баллад Дюка Эллингтона, Билли Стрейхорна и Хоаги Кармайкла. «I didn’t know about you», «Lotus blossom», «Don’t you know I care» и «How little we know». Всё тот же квинтет Фила Вудса: Вудс – альто и лидер; Браян Линч – труба; Бил Чарлап – рояль; Стив Гилмор – контрабас и Билл Гудуин – ударные. Диск вышел в Японии в 2009 году.
«Время Джаза» на вашей личной волне. В любое время с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
После смерти «Птицы» прошло несколько недолгих лет. Чан встретила Фила Вудса, американца ирландских кровей. Как она пишет она не могла не влюбиться: он был молод, хорош собой, безумно талантлив, настоящий джентльмен, у него было чудесное чувство юмора. Они поженились и позже переехали во Францию, где под Парижем, в Этан, Беверли Долорес Берг, она же Ричардсон-Паркер-Вудс, скончалась в 1999 году.
Что сказать? В 1988 году она стояла на ступеньках знаменитой лестницы каннского фестиваля вместе с Клинтом Иствудом. Он взял ее книгу «Моя жизнь в ми бемоль» и сделал из нее фильм «Птица».
Phil Woods - And When We're Young – 13:58 (Phil Woods - Americans Swinging In Paris – EMI)
«And When We're Young», «И когда мы были молоды…» - блестящая пьеса Фила Вудса, альт-саксофон. Жорж Грюнтц – рояль; Анри Тэксье – контрабас и Даниэль Юмар – ударные. Студия «Патэ», Париж, 14 ноября 1968 года.
Вот и все об этой великой троице: Чарли, Филе и Чан.
Наше следующее свидание – ровно через неделю. Звукорежиссер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий Дмитрий Савицкий. Наш сетевой адрес www.svoboda.org. Всех вам благ, желательно без стрельбы и взрывов, несильных вам морозов, чао, бай-бай.