"Поскольку мы все тут люди свои, из одного учреждения, ой... (сдавленный смех в зале) …движения, – оговаривается Путин на встрече с участниками состоявшегося 22 ноября "Форума действий" Общероссийского народного фронта. В зале в кружок рассадили около тысячи активистов-фронтовиков. Их лидер – в центре – выглядит усталым и рассеянным. А потому допускает не только оговорки, но и более длинные, чем обычно, паузы между предложениями. Когда все отсмеялись, доверительный разговор продолжается: "Реальный сектор экономики начинает оживать (аплодисменты). Мы вот от сельского хозяйства отталкиваемся сейчас. Так вот, в прошлом году в районе 14 миллиардов долларов получили за счет продажи оружия, а за счет продажи сельхозтоваров 16 миллиардов (аплодисменты)… И кардинальным образом возрос экспортный потенциал в высокотехнологичных сферах экономики: продажа IT-продуктов составила 7 миллиардов долларов. Это говорит о постепенно меняющейся структуре экономики в правильном для нас направлении (аплодисменты)".
Собравшиеся ликуют. Ведь даже для этих "своих ушей" не предусмотрены досадные уточнения. К примеру, то, что экспорт России в январе-июне 2016 года по сравнению с январем-июнем 2015-го снизился на 28,7 процента. Доля топливно-энергетических товаров, как свидетельствуют опубликованные в июне данные Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, остается в районе 60 процентов. IT-продукты уже несколько лет составляют чуть более одного процента экспорта, а продовольственные товары и сельхозсырье держатся на уровне шести. Не говоря уже о том, что в основе последней из упомянутых экспортных статей – пшеница, цена за которую ввиду кризиса перепроизводства в сезоне 2015–2016 года оказалась на треть меньше, чем год назад. При этом Россия увеличивает экспорт зерна, поскольку внутренний рынок не в состоянии переварить грандиозный урожай, а засыпать излишки в закрома родины и хранить их там не на что…
Похоже, единственное, что сегодня в экономике "оживает", – это зарплаты и доходы "своих" чиновников. О чем "свои фронтовики" из регионов спросить не то не решились – команды не было, – не то не успели: общение на сей раз длилось меньше обычного. Президент, похоже, торопился. А между тем поводов для вопросов про деньги и коррупцию хоть отбавляй.
В октябре 2013 года в радиоэфире "Вести ФМ" Игорь Шувалов прокомментировал собственный заработок вице-премьера: "Можете поиздеваться, но я работаю в правительстве не из-за зарплаты.… Та, которая сейчас объявлена, это смешные деньги", – посетовал вице-премьер. Накануне заявлений Шувалова Путин как раз подписал Указ, определявший размер денежного вознаграждения ряду своих высокопоставленных чиновников с 1 сентября. Цифры "чистыми", без учета разного рода ведомственных надбавок и ежеквартальных премий, порой многократно превышающих оклады, выглядели не то чтобы смешно, но явно скромнее, чем у иных героев сегодняшних новостей в разгар кризиса. Тогда первый заместитель председателя правительства мог рассчитывать на 97 221 рубль к сентябрю 2014-го. Самое время подковерным врагам Игоря Ивановича изречь бессмертное: "Чтоб ты жил на одну зарплату!"
Генеральный директор "Почты России" Дмитрий Страшнов на одну зарплату, пожалуй, прожил бы. Как мы на днях узнали из пресс-релиза вверенного ему предприятия, она нынче составляет 307 тысяч рублей в месяц без учета 50-процентной надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Напомню: "Почта России" – Федеральное государственное унитарное предприятие, то есть на 100 процентов находится в собственности государства.
Негоже, конечно, считать чужие деньги. И мне, в общем-то, все равно, сколько получает "первоклассный", как полагают его начальники, менеджер господин Страшнов. Пусть пользуется, пока может, точнее, пока дают. Если бы не два "но": письма у нас как ходили даже по Москве неделями, так и блуждают, а вознаграждение рядового почтальона к началу текущего года составляло 18,8 тысячи рублей в месяц.
В течение последних нескольких лет российские власти вроде бы сделали шаг в сторону "прозрачного" управления – июльский Указ президента 2013 года предписывал раскрывать зарплаты руководства госкомпаний. Последних сопротивленцев, правда, удалось дожать лишь в апреле 2015-го, когда Путин во время очередной прямой линии с народом "настоятельно порекомендовал" руководству "всех госкорпораций" обнародовать сведения о своих доходах. После этого, 99-го предупреждения о своих зарплатах отчитались Владимир Якунин и Игорь Сечин.
Министерство труда тем временем замахнулось на святое. Разработало законопроект, согласно которому при определении размеров зарплат руководства госучреждений, в том числе ФГУПов и госкорпораций, нужно будет учитывать их средний уровень у других сотрудников организации. Причем, в случае с ФГУПами, отдельным постановлением правительства подобная привязка была установлена не выше восьмикратного размера средней зарплаты работников.
А как же страшновские миллионы? Тут случилось удивительное совпадение. Недавно "Почту России" проверяла Генеральная прокуратура. Обнаружила досадную нестыковку – в 95 миллионов рублей – между цифрой полученных руководством доходов и его "официального" вознаграждения. Но удивлялись недолго. Министр связи Николай Никифоров все объяснил в официальном письме. Оказывается, в контракте топ-менеджера не был указан норматив, по которому компания рассчитывает его зарплату. Министр задним числом неточность исправил, "легализовав" потерянные миллионы и, таким образом, повысил предельное соотношении заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и средней зарплаты штатных почтальонов. Вознаграждение Страшнова может составить 9,4 миллиона рублей в месяц (с учетом всех доплат), или 112,8 миллиона в год – ну, или 500 средних зарплат работников.
И еще один вопиющий нюанс. 50-процентная надбавка за секретность. Привет из советских времен, когда за вредность – ядерщикам, к примеру, или шахтерам – доплачивали молоком, что еще как-то можно понять. Ну а партийным и госчиновникам – крепким рублем – как раз за секретность.
Россияне обеднели почти на 200 миллиардов долларов. Зато экономика, как нам объяснил нацлидер, "оживает" и "меняется в правильном направлении"
Сейчас это называется "ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну". Выплачивается на основании Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ, и Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "только тем государственным служащим, которым вменена в должностные служебные обязанности работа с соответствующими документами". Размер надбавки зависит от грифа: если просто "Секретно" – 10–15 процентов; "Совершенно секретно" – 30–50 процентов, ну а "Особой важности" – 50–75 процентов.
С какими такими страшными гостайнами день и ночь работает главный почтальон страны за 50-процентную прибавку к окладу – и, кстати, не он один, а целая армия высокопоставленных чиновников всех мастей, – боюсь даже предположить. Получается, что за хранение гостайны в чиновничьей голове ее носителю приплачивают чуть не вдвое? Будто просто соблюдения Закона о гостайне недостаточно. А что если не доплачивать? Эти "государевы плохиши" все выболтают каким-нибудь зловредным заокеанским супостатам? Тайн-то в России по мере ее отгораживания от остального мира становится все больше.
Следуя этой логике, а также ввиду общей неблагонадежности чиновничьего люда, надо бы приплачивать и тем, кто просто закон соблюдает. Вот, к примеру, Сечину – за то, что взяток не берет, 50-процентную надбавку. И еще столько же за вредность, если с вороватыми чиновниками приходится иметь дело. Ну, а если уж самого в чем-то хозяин уличит, тогда все и вычтут.
…Вспоминается анекдот позднебрежневских времен. Тюрьма. Праздничный концерт силами заключенных к 7 ноября. Ведущий: "А сейчас хор воров и проституток исполнит кантату "Партия – наш рулевой!" Уберем проституток. Заменим партию на национального лидера, вспомним про борьбу с коррупцией, точнее, с коррупционерами и примкнувшими к ним из тех, кому "не повезло", – и вот вам результат времен позднепутинских: Россия вошла в тройку стран с самыми высокими темпами обеднения населения за последний год. Благосостояние граждан за год с середины 2015-го сократилось на 15 процентов. В денежном исчислении, согласно несекретному докладу Global Wealth Report, подготовленному швейцарским конгломератом Credit Suisse, россияне, включая, членов путинского "учреждения-движения" ОНФ, обеднели почти на 200 миллиардов долларов. Зато экономика, как нам объяснил нацлидер, "оживает" и "меняется в правильном направлении".
Галина Сидорова – московский журналист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции