Выборы президента США, миграционный кризис в Европе, сложности международных отношений, нарушения прав человека, проблемы свободы слова – главные сюжеты работ политических карикатуристов из арабских стран. Большинство из них начали рисовать карикатуры во время "арабской весны". Они называют этот жанр "революцией в искусстве" и "новым оружием" против политических игр и пустых обещаний чиновников.
В пражском Центре современного искусства DOX открылась выставка карикатур "Линии свободы". Открылась вовремя: политическая карикатура в ноябре оказалась на пике популярности – Дональд Трамп и Хиллари Клинтон стали героями сотен сатирических иллюстраций, опубликованных в средствах массовой информации и распространенных в социальных сетях. Карикатуристы обращались к нетолерантному подходу избранного президента США к мигрантам и женщинам, к его дружескому отношению к Владимиру Путину, к проблемам свободы слова. Художники изображали покалеченной и рыдающей статую Свободы на пути в эмиграцию в Канаду. Клинтон в карикатурах высмеивали в основном из-за коррупционных скандалов, связанных с возглавляемым ею фондом.
Несколько карикатур на Трампа создали иракский художник Абдул Рахим Яссир и суданский иллюстратор Халид Албайх, а их коллега из Туниса Нади Кьяри сосредоточилась на проблемах собственной страны – впрочем, характерных для многих государств мира. Работы этих трех очень разных художников и стали основой экспозиции "Линии свободы".
Суданский карикатурист Халид Албайх публикует свои работы в паблике Khartoon в Facebook (игра слов "cartoon" и "Khartum" – столица Судана). Албайх считает, что жанр сатиричесокго рисунка можно сравнить с независимой журналистикой – последствия для авторов в равной степени непредсказуемы.
Для меня это настоящая журналистика – когда ты критикуешь и своих врагов, и своих друзей
– Меня познакомили с политическими карикатурами, когда я был подростком. Первым, кто оказал на меня большое влияние и показал, что политическая карикатура может влиять на власть, стал художник Наджи аль-Али, критиковавший правительства разных арабских государств. Его рисунки были не шуточными, а жизненными, очень печальными, поднимающими серьезные проблемы. Его убили в Лондоне, и это было политическое убийство – до сих пор не раскрытое. Для меня это настоящая журналистика – когда ты критикуешь и своих врагов, и своих друзей. Конечно, есть самоцензура, но я бы скорее назвал это вопросом выбора: какой аудитории должна достигнуть та или иная карикатура, – рассказал Халид Албайх Радио Свобода.
У Албайха – суданские корни, родился он в Румынии, живет в Катаре. Все эти страны он готов назвать своей родиной, но говорит, что самый правильный адрес места его жительства – интернет:
– Мой суданский паспорт не дает возможности путешествовать – из-за визовых ограничений, а интернет позволяет мне бывать в разных странах, знакомиться с разными людьми, он дает мне свободу. Катар – маленькая страна с небольшим населением, очень богатая и стабильная. Но людям в Катаре, если они захотят поговорить о политике, выйти на демонстрацию, придется столкнуться с сопротивлением государства. Тем не менее, учитывая, в каком регионе находится Катар, можно сказать: это достаточно свободная страна – да взять хотя бы тот факт, что в Дохе находятся штаб-квартиры таких важных региональных средств массовой информации, как Al Jazeera и Doha News. Катар - не самое безопасное место для карикатуриста, но работать там – нечто иное, чем в Судане. В Судане никогда не знаешь, что произойдет, если ты только откроешь рот.
Уехав в Катар, Албайх, тем не менее, продолжает следить за ситуацией в Судане. Одной из его первых работ стала карикатура "Обнимите Судан", созданная незадолго до раскола страны после референдума в Южном Судане:
– Мы были крупнейшей страной в Африке, в которой жили представители множества этнических групп. Потом произошел раскол. Сегодня в Судане все же кое-чем чем можно гордиться, но государство не способно дать гражданам необходимых информации и образования. Когда страной больше двадцати лет правит один и тот же президент, уверенность людей в своих силах пропадает.
Летом этого года Албайх отреагировал на события в Сирии, посвятив несколько работ войне и жертвам среди мирного населения:
– В непрямой конфликт между Россией и США втягиваются все новые участники. Иногда мне кажется: для политиков это просто игра – посмотреть, кто выиграет, кто получит больше влияния. А люди между тем погибают.
Карикатуры Албайха о жертвах войны в Сирии и беженцах, по словам художника, – обращение к странам Европы, которые отказываются принять спасающихся от несчастья людей. Албайх говорит, что и себя самого считает беженцем, что его дети могли оказаться в такой же ситуации, как сирийские дети.
– Я надеюсь, что мои карикатуры подтолкнут людей к разговору, заставят подумать о том, о чем они не думали раньше, увидеть то, чего они не замечали раньше, – то, что существует в реальности. Я стараюсь быть честным. Поскольку мои работы публикуются в интернете, они могут оказать хотя бы какое-то влияние на людей по всему миру.
Иракский художник Абдул Яссир рассказал о том, как работают независимые карикатуристы в его родной стране:
Всегда есть определенный уровень самоцензуры, она нужна и для успокоения общества
– Раньше иракские карикатуристы парадоксальным образом не сталкивались с реальной опасностью, потому что все в Ираке цензурировалось. Множество карикатур отвергалось редакциями и не публиковалось. В последние годы появилось больше свободы, мы можем критиковать государство, но, с другой стороны, официальные лица неспособны защитить нас от “неофициальных” авторитетов, не связанных с государством. Всегда есть определенный уровень самоцензуры – она, впрочем, нужна и для успокоения общества, чтобы не спровоцировать еще больше серьезных проблем.
Одна из политических работ Яссира – о пустых обещаниях политиков:
– Они используют так много слов в своих речах, что попросту забывают о людях и их проблемах.
Для экспозиции в Праге Яссир придумал объединяющее всех художников-карикатуристов определение – "пехотинцы демократии", считая, что их работы меняют отношение людей к происходящему.
Надя Кьяри – художница из Туниса – начала рисовать карикатуры во время "арабской весны", когда народные демонстрации в ее стране привели к свержению режима президента Бен Али. Герой работ Кьяри – кот Willis from Tunis – прототип президента. Надя придумала кота 13 января 2011 года, во время последнего обращения Бен Али к народу – в этой своей речи он обещал стране свободу доступа к информации, отсутствие цензуры в интернете, свободу слова и самовыражения. Кьяри решила проверить, соответствуют ли истине заявления главы государства, но не успела этого сделать: на следующий день Бен Али был отправлен в отставку. По словам Кьяри, после падения авторитарного режима гражданам Туниса пришлось учиться жить в условиях свободы.
Молчаливое большинство готово пожертвовать многими правами ради безопасности
В своих работах Кьяри в том числе акцентирует внимание на проблеме отсутствия гражданской позиции у многих членов общества. "Молчаливое большинство" готово пожертвовать многими своими правами и правами других людей ради безопасности, – говорит Кьяри. – Но эта безопасность совсем не является абсолютной".
“Мне наплевать на права человека! Мне наплевать на революцию! Мне наплевать на свободу! Я хочу безопасности!” – “Счастлив теперь? Ты в безопасности”
После трагедии в редакции Charlie Hebdo в январе 2015 года, когда жертвами террористической атаки стали художники и журналисты французской сатирической газеты, рисовать карикатуры стало сложнее. Вопрос безопасности теперь рассматривается совсем иначе.