Доклад-пошив

Фирма по пошиву одежды нанята готовить доклад о состоянии гражданского общества в России

В августе 2016 года Общественная палата провела конкурс и заказала доклад "Услуги по обеспечению подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год". Готовить доклад будет ООО "Спектр", главным видом деятельности которого является пошив верхней одежды.

По техзаданию ООО "Спектр" должно будет обработать информацию о состоянии гражданского общества и правах человека, а затем подготовить доклад на 150 страниц.

Согласно базе данных "Спарк", ООО "Спектр" в 2016 году заключило два госконтракта с "Росмолодежью" на 4,9 миллиона рублей. Но в этих контрактах речь шла о пошиве брендированной одежды – "Оказание комплекса услуг по организации работы по запуску молодежной волонтерской программы в части обеспечения атрибутикой и брендированной продукцией". В подготовке докладов ООО "Спектр" участвует впервые.

Глава Центра антикоррупционной политики "Яблока" Сергей Митрохин рассказал, что он уже обратился в проверяющие инстанции.

– Почему-то получилось так, что исполнителем стала фирма, занимающаяся пошивом верхней одежды. А другим претендентом была организация, которую возглавляет директор государственного бюджетного учреждения "Ритуал". Этот тендер прошел формально с соблюдением законодательства, но, по существу был издевательством. Меня теперь интересует – кто будет непосредственно писать доклад – швея-мотористка, или мастер швейного цеха, или все-таки привлекут каких-то экспертов, которые что-то в этом понимают? Меня также интересует, почему к участию в тендере не были приглашены организации, которые профессионально занимаются вопросами прав человека? Их у нас немало – это и общество "Мемориал", это и Московская Хельсинкская группа, это и "Движение за права человека" и так далее. Все эти вопросы я задал в письме в Общественную палату. Надеюсь, что получу в ближайшее время исчерпывающий ответ.

– ​Известно ли, как заключался этот договор?

– Договор заключался в обычном порядке. Была запущена процедура тендера, которая по закону предусмотрена. И все формальности были выполнены за исключением того, что участники этого тендера ни малейшего отношения не имеют к теме заявки, которую они подавали, на участие в данном конкурсе. И как это получилось? Я думаю, что здесь есть предмет интереса и для прокуратуры, куда я также направил обращение, и для ФАС, которая должна вмешиваться в ситуацию, когда нарушаются законодательства о конкурсах в России.

Сергей Митрохин

– ​Есть ли информация, почему Общественная палата выбрала именно такого поставщика услуг?

– Мне кажется, что недавняя смена состава Общественной палаты нанесла окончательный, катастрофический удар по ее гражданской и публичной активности. Если раньше палата была площадкой для каких-то дискуссий, то сейчас она наполнена какими-то серыми личностями. Все они тесно связаны с партией "Единая Россия". Никаких сколько-нибудь значимых общественных дискуссий там уже не ведется. И люди, естественно, занимаются делом, привычным для чиновников РФ, говоря попросту – они пилят бюджет. Да, бюджет не очень большой. Вот этот доклад о правах человека всего 4 миллиона. По меркам российской коррупции, может быть, и ничтожная сумма, но схема все равно коррупционная. Люди там занимаются любимым делом – они осваивают бюджетные средства настолько, насколько это возможно, исходя из параметров финансирования Общественной палаты из бюджета РФ. Общественная палата в глазах общественности, с которой у нее должна быть тесная связь, давно дискредитирована. Она давно представляет собой пустое место. Она отличилась еще и позорными решениями, например, смены состава Общественно-наблюдательной комиссии по тюрьмам и местам заключения, когда туда фактически сама ФСИН через Общественную палату назначила тех, кто за ней же будет наблюдать. Поэтому дальше дискредитироваться некуда. Надо просто урывать то, что лежит под рукой. А под рукой лежит бюджетное финансирование. Его надо осваивать, пусть не очень большими суммами, но теми, которые дают. Вот они их и берут.

– ​Можно ли сейчас как-то добиваться расторжения этого контракта?

– Безусловно! Мы обратились в ФАС с требованием аннулировать этот контракт. Я думаю, перспектива этого вопроса есть. Потому что опростоволосились по полной программе. Хотелось что-то хапнуть, но получилось очень неудачно. Я думаю, что мы сможем это остановить.

Правозащитник и член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев рассказал, что в случае расторжения контракта несколько правозащитных организаций будут готовы составить подобный доклад:
"Я думаю, что и Московская Хельсинкская группа, и "Мемориал" этот вопрос обсудят и, скорее всего, будут готовы. Конечно, к этому предложению отнесутся достаточно серьезно и со вниманием. Что касается подготовки докладов для общественной палаты, правозащитники ведущих правозащитных организаций в этом еще не участвовали и не приглашались".