Доброе утро!
Сегодня россиян ждет послание Путина Федеральному собранию. Пишут, что по содержанию оно будет примирительным. Мол, сто лет прошло после революции, пора все забыть и взяться за руки. Особенно внимательно слова о гражданском мире наверняка будет слушать Леонид Гозман, причисленный к врагам советского народа на проходящей в московском Манеже выставке, посвященной мифам о Второй мировой войне. Там его фамилия – наряду с фамилиями Гитлера и Геббельса, Верховной Радой и высказываниями о войне, с которыми организаторы выставки не согласны, – размещена на полу. Чтобы посетители могли ее попрать.
Гозман написал жалобу на имя председателя Военно-исторического общества (которое организовало выставку) и по совместительству министра культуры РФ Владимира Мединского. Но Мединскому сейчас не до Гозмана: у него уволился заместитель Пирумов, находящийся под арестом по обвинению в хищениях.
На место арестованного и затем уволенного министра экономического развития РФ назначен Максим Орешкин, до этого занимавший пост замминистра финансов. Все известное об Орешкине перечислено тут. Новый министр, в отличие от своего предшественника, все время рассказывавшего про дно, говорит только о пиках: в прошлом году он, например, заявлял, что “пик платежей по внешнему долгу РФ уже пройден” и что “российская экономика уже пережила пик шока от адаптации к новым условиям”.
Последнее, видимо, правда. Трибунал Суда Евросоюза признал необоснованными часть санкций в отношении Аркадия Ротенберга, а страны ОПЕК договорились сократить добычу нефти (Россия тоже сократит). Нефть тут же подорожала. Все ждут экономического роста, и только ФСИН жалуется на сокращение бюджета и говорит, что не знает, как прокормить заключенного на 64 рубля в сутки.
Сделанное во вторник вечером заявление президента Турции о том, что он борется в Сирии с режимом Башара Асада, крайне удивило Москву. Песков заявил, что в России ждут разъяснений. Вечером Путин поговорил по телефону с Эрдоганом, но до чего они договорились, никто не знает. Уже после этого разговора замглавы МИД РФ Сергей Рябков сказал, что обеспокоен “подтягиванием конкретных сил для свержения Асада”. В новостях пока это никак не отражается. Напротив, сирийские правозащитники сообщают о гибели 21 мирного жителя в восточном Алеппо в результате авиаобстрелов правительственной армии.
Совет Безопасности ООН единогласно ввел новые санкции в отношении Северной Кореи в связи с ядерными испытаниями. Ожидается, что на них страна будет терять примерно 700 млн. долларов в год.
Палата представителей конгресса США приняла закон о создании межведомственного комитета по противодействию “тайному влиянию” России. Избранный президент США Дональд Трамп написал в твиттере, что 15 декабря проведет пресс-конференцию, на которой расскажет, как именно он будет уходить из бизнеса. Это большая новость: ранее Трамп пресс-конференциям предпочитал твиты.
После церемонии прощания, на которой присутствовали делегации 50 стран, урна с прахом Фиделя Кастро отправилась в четырехдневное путешествие по Кубе.
Сегодня – Всемирный день борьбы со СПИДом. Здесь читайте хороший материал о том, что эпидемия СПИДа в России теперь касается не только традиционных групп риска, но всех и каждого: все больше людей заражается СПИДом через гетеросексуальные контакты. А здесь ведущий “Дождя” Павел Лобков подробно объясняет, как выжить в России с диагнозом ВИЧ.
Две российские истории, о которых не хотелось бы упоминать, но приходится. Мыльная опера о задержании в Москве французского музыканта Дидье Моруани, якобы вымогавшего деньги у Киркорова, закончилась извинениями московской полиции, признанием пранкера Вована в том, что это действительно он заварил всю кашу, и обвинениями в клевете со стороны Моруани в адрес Киркорова. В сети очень веселились и наградили Киркорова титулом музыкального Сечина (последний, кстати, выиграл апелляцию Новой газеты, материал о яхте должен быть удален). И вторая история: глава парламента Чечни Магомед Даудов встретился с владельцами магазинов, у которых есть лицензия на продажу алкоголя, и они по итогам разговора от лицензий отказались. Больше никто не пьет.
Две безумные новости из США. Федеральное ведомство по контролю за продуктами и лекарствами одобрило клинические испытания экстази (им предполагается лечить посттравматический синдром), а власти штата Техас обязали клиники хоронить или кремировать абортированные эмбрионы, а не утилизовать их как прочие медицинские отходы. Раз хоронить их надо как людей, значит они люди. Так должны теперь думать жители Техаса.
А в шахматы выиграл действующий чемпион мира норвежец Магнус Карлсен.
Три ссылки сегодня будут про хороших людей, про плохих людей и про деньги.
- 29 ноября умер один из главных российских гуманитариев, исследователь Возрождения Леонид Михайлович Баткин. Здесь о нем вспоминает Сергей А. Иванов, а здесь – Николай Копосов.
- О плохих людях – сразу три текста. Красивое эссе Тимоти Снайдера о “нём”, интервью американского анархиста и антрополога Дэвида Грэбере – тоже о Трампе, подборка экспертных мнений про обаяние зла с подзаголовком “Почему всем так нравятся говнюки”.
- Пока банк Англии думает, как избавиться от животных жиров в пятифунтовой купюре, Швеция отказывается от денег, а один страстный подмосковный фермер объясняет, почему лучше считать кур, а не деньги.
Искренне ваши,
Семь-сорок