Российский политик Леонид Гозман не исключает, что подаст иск против руководителей Российского военно-исторического общества – министра культуры Владимира Мединского и заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина. На выставке, посвященной мифам Второй мировой войны, которую организовало это общество, среди указателей Гозман обнаружил на полу стрелку с собственной фамилией по соседству с фамилиями "Гитлер" и "Геббельс". Политику объяснили, что это было сделано, чтобы "посетители могли вытирать ноги об имена врагов Отечества". Представители Российского военно-исторического общества уверяют, что не хотели оскорблять Леонида Гозмана, и обещают убрать с выставки указатель с его фамилией.
На своей странице в социальной сети Facebook Леонид Гозман опубликовал открытое письмо к председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому и члену попечительского совета этой организации – Дмитрию Рогозину, в котором назвал их действия "нацистской политикой":
"Вы, представители высшей исполнительной власти России, члены правительства страны делаете сейчас то, что восемьдесят лет назад делали руководители Третьего Рейха, готовя Холокост", – написал Гозман. Он напомнил, что физическим расправам над неугодными всегда предшествовало их публичное поношение.
В интервью Радио Свобода Леонид Гозман рассказал подробнее о том, как он узнал, что его имя появилось на этой выставке, и чем опасно подобное разделение общества на "своих" и "чужих":
Я спросил какого-то человека: зачем здесь мое имя на полу? Он сказал: "Для того чтобы люди могли попирать ногами имена врагов Отечества"
– Я узнал об этом случайно – мне позвонила корреспондентка одного издания и спросила, что я по этому поводу думаю. Я не собирался идти на эту выставку, мне сказали, что на нее практически никто не ходит. Вчера я пошел убедиться, что это правда. Я спросил какого-то человека, который был одним из организаторов этого дела: зачем здесь мое имя на полу, зачем цитаты из некоторых уважаемых людей тоже на полу? Он сказал: "Для того чтобы люди могли попирать ногами имена врагов Отечества".
Господа Мединский и Рогозин меня, естественно, никак не унизили, поскольку я считаю, что они представляют собой смертельную опасность для страны, тот курс, который с их именами ассоциируется. Если они меня объявляют врагом, выделяя среди других людей, может быть, более достойных, чем я, – это скорее честь, чем обида. Они меня не напугали. Мне 66 лет, я привык к угрозам всякой гопоты вне зависимости от того, какие посты эта гопота занимает. Но сама ситуация, с моей точки зрения, страшная.
Мировой опыт показывает, что физическим расправам над неугодными – по национальному признаку, по конфессиональному, идеологическому, за то, что в шляпе, – не важно, по какому признаку, всегда предшествуют публичные оскорбления. Когда предшественники наших "орлов", Рогозина и Мединского, устраивали Холокост в Германии, сначала, до того как евреев стали уничтожать, их начали публично оскорблять на улицах. В Сумгаите – это первое масштабное кровопролитие в последний период истории Советского Союза, в феврале 1988 года, когда были убиты армяне за то, что они армяне, сложилась атмосфера, в которой армянина можно было оскорбить и унизить на улице просто за то, что он армянин, и это считалось нормой.
То, что они делают, это ровно то, что делали те, кто готовили геноцид
То, что они делают, это ровно то, что делали те, кто готовили геноцид. Кроме того, сегодня президент выступал с посланием и начал его со спорного, мне кажется, тезиса относительно консолидации общества – о том, что оно сплотилось и так далее. То, что они делают, это не просто не консолидация, это резкое разделение общества на "своих" и "врагов". Это фактически подготовка гражданской войны. Такого рода вещи, когда какое-то имя выставлялось на публичное поношение, унижение и так далее, такого рода вещи, к сожалению, в нашей новейшей истории уже бывали. Когда это происходило на приснопамятном Селигере, например, можно было сказать, что это молодежь, горячие головы, идиоты и так далее. Хотя понятно, что это вранье, ими руководили вполне взрослые дяди, но, по крайней мере, можно было так сказать. Здесь так сказать нельзя. Это члены Правительства Российской Федерации, и сказать, что они этого не видели, невозможно хотя бы потому, что они были на открытии выставки.
Может быть, мудрым креативным людям, которые это безобразие устраивали, понравилось, что фамилии Гитлер, Геббельс и Гозман начинаются на одну букву, все такие коротенькие и явно не русские
– У вас есть какое-то объяснение, почему именно вашу фамилию они там разместили?
– Это может быть чисто случайно. Может быть, это месть за то, что я сказал, что СС и "Смерш" мало чем отличались друг от друга. Может быть, это личная месть. Однажды я господину Мединскому в прямом эфире пообещал дать в морду. Это было в ответ на то, что, когда я сказал что-то про свою страну, господин Мединский спросил меня, какую страну я при этом имею в виду. Я спросил, надо ли дать ему в морду, чтобы он понял. Он сильно испугался. Возможно, это месть со стороны Дмитрия Рогозина, правда, уже много лет назад, но я публично, в прямом эфире обвинил его в вымогательстве, а поскольку это соответствовало фактам, он не решился подать на меня в суд. А может быть, мудрым креативным людям, которые это безобразие устраивали, понравилось, что фамилии Гитлер, Геббельс и Гозман начинаются на одну букву и все такие коротенькие и явно не русские.
– Представители Российского военно-исторического общества говорят, что уберут стрелочку с вашей фамилией, и утверждают, что не хотели вас оскорблять.
Дело не в том, что была стрелочка с моей фамилией, а в том, что члены Правительства России ведут нацистскую политику
– А я их не просил удалять стрелочку. Мне плевать, есть там моя фамилия или нет! У меня есть фотография, и я предполагаю подать в суд. И дело, разумеется, не в том, что была стрелочка с моей фамилией, а в том, что члены Правительства РФ ведут нацистскую политику. Я бы хотел адресовать иск председателю Российского военно-исторического общества господину Мединскому, поскольку мое оценочное суждение состоит в том, что он трус и негодяй. Я полагаю, что мне будет сказано, что он ненадлежащий ответчик, а в качестве ответчика будет выступать какой-нибудь шестой помощник четвертого дворника и так далее, который во всем виноват. Более того, поскольку они перепугались и снимают стрелочку с фамилией, то, скорее всего, суд вообще не примет дело, скажет: а чего, они же стрелочку сняли... Я буду консультироваться с юристами, но хотел бы, чтобы это дело было в суде, поскольку это будет суд над нацистами в нашей власти, – заключает Леонид Гозман.
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков в интервью Радио Свобода заявил, что организаторы выставки не собирались оскорблять Леонида Гозмана или называть его "врагом Отечества". По словам Мягкова, стрелки с фамилиями обозначают путь к тем материалам выставки, которые ее организаторы считают "недостоверными" и "наносящими вред репутации России":
– Действительно, там есть такая стрелка, но она ни в коем случае не обозначает, что организаторы выставки хотели лично оскорбить Леонида Яковлевича Гозмана. Эти стрелки обозначают путь к тем материалам, которые, на взгляд организаторов выставки, основаны на недостоверных источниках. На этой выставке есть и стрелка "Верховная рада", и другие материалы. Никоим образом Российское военно-историческое общество и организаторы выставки не имели в виду, что посетители должны топтать эти стрелки или ассоциировать их с именами людей. Мы признаем, что, наверное, допустили ошибку, разместив стрелки на полу. В любом случае, эта стрелка будет убрана. Тем не менее, мы оставляем за собой право оставить те материалы, которые мы считаем недостоверными, и право критиковать те высказывания Леонида Яковлевича, которые, на наш взгляд, наносят ущерб исторической памяти и вносят сумятицу в головы нашего молодого поколения. В частности, его сравнение, например, войск СС с войсками НКВД и "Смершем". На наш взгляд, это оскорбление памяти тысяч солдат, которые в годы Великой Отечественной войны выполняли свой долг, ловили немецких шпионов, и сравнение их с убийцами и насильниками СС, которые убивали ни в чем не повинных людей, проводили политику геноцида, – ни в какие рамки не лезет.
– Почему вы выбрали высказывания именно Леонида Гозмана?
– Там есть разные люди. В том числе там присутствует фамилия Резуна, известного как Суворов, высказывания Гавриила Попова по поводу Великой Отечественной войны, как нам представляется, недостоверные. Посетители вправе сами определить, что достоверно, а что нет, это такой своеобразный исторический тест, – полагает Михаил Мягков.
Выставка "Война и мифы" открылась в московском Манеже 16 ноября. Организаторы экспозиции утверждают, что "с помощью самых современных выставочных технологий, уникальных видео- и фотоматериалов, рассекреченных документов и неизвестных артефактов военной поры выставка наносит удар по фальсификаторам истории".