Согласно исследованиям "Левада-центра", отношение россиян к президенту Владимиру Путину немного поменялось. В ходе проведенного в конце ноября опроса выяснилось, что почти треть россиян – 29 процентов – изменили свое отношение к Путину в худшую сторону. В то же время 55 процентов опрошенных заявили, что их отношение к президенту не изменилось, а 14 процентов сказали, что стали относиться к Путину лучше.
Почти три четверти россиян, по данным опроса, уверены, что Путин "искренне хочет добиться повышения благосостояния населения". 24 процента респондентов верят, что ему это удастся, а 48 процентов переживают, что Путину "помешает бюрократия и отсутствие хорошей команды".
По мнению 28 процентов россиян, Путин успешно и достойно справляется с решением проблем страны
По мнению 28 процентов россиян, Путин "успешно и достойно справляется с решением проблем страны", а 39 процентов опрошенных надеются, что президент сможет справиться с проблемами и в будущем.
Почти треть – 29 процентов респондентов – считают, что Путина некем заменить: "люди не видят, на кого другого они еще могли бы положиться", говорится в опросе.
О том, на чем основана вера россиян во Владимира Путина и что может ее изменить, Радио Свобода рассказал директор "Левада-центра", социолог Лев Гудков:
Пропаганда создает Путину образ решительного, волевого, опытного политика, лидера нации
– Отношение к Путину действительно довольно устойчивое и почти не меняется, поскольку работает очень мощная система пропаганды. Она создает ему такой образ решительного, волевого, опытного политика, лидера нации, сильно отличающийся от отношения к правительству, к губернаторам и прочее. Авторитет Путина и его популярность держатся на двух вещах – на иллюзиях и надеждах на то, что Путин сумеет вывести страну из кризиса и сумеет обеспечить россиянам достойный уровень жизни, некоторое состояние процветания, как это было в период между 2003 и 2012 годом. Это очень важные иллюзии и надежды. И второй момент – это его безальтернативность. Это искусственно созданное отношение к Путину, объясняемое тем, что политическое поле в России практически выжжено. Пропаганда так подает Путина, что рядом с ним просто не остается других самостоятельных политиков.
– То есть люди не видят вообще никакой альтернативы Путину?
За Путиным только две фигуры – Шойгу и Лавров, и то только в качестве помощников
– Разрыв между ним и другими фигурами, которые попадают в поле общественного внимания, колоссальный. Там с очень большим разрывом появляются только две фигуры – это Сергей Шойгу и Сергей Лавров, и только в качестве его помощников и исполнителей. Иначе говоря, в России нет политической конкуренции. В этом смысле Путин – это некая символическая фигура, воплощающая в себе коллективные ценности, связанные с образом идентичности.
– В России продолжается экономический кризис, и положение многих россиян значительно ухудшилось. А вот из-за этого кризиса меняется ли отношение к Путину – его за это критикуют или, наоборот, хотят еще крепче сплотить ряды?
Так сложилось, что Путин ни за что не отвечает: ни за экономическую политику, ни за коррупцию, ни за терроризм
– Некоторое незначительное ухудшение мы действительно фиксируем, но структура отношения не меняется. Потому что сложилось так, что Путин не отвечает за положение дел в стране, за внутреннюю политику, за экономические проблемы, за коррупцию, за терроризм. Вся ответственность за решение этих проблем и за проведение политики по этим вопросам переносится на правительство, на премьер-министра, на губернаторов и более низкие уровни администрации. То есть действует система защиты его как символического лидера. С ним связывается только круг событий, мифов, связанный с положением России на мировой арене, со статусом России как великой державы.
– Что ставят ему в заслугу, а в чем он разочаровывает сейчас россиян?
Очень небольшая часть людей в состоянии оценить последствия его внешней политики
– Главное достижение Путина – это внешняя политика. Тут практически не остается тех, кто скептически относится или в состоянии как-то рационально оценить успехи и поражения Путина. Очень небольшая часть людей, в основном более образованных и пользующихся другими каналами информации, действительно в состоянии оценить негативные последствия его внешней политики. А большинство считает, что он вернул России авторитет и влияние на мировой сцене. В некоторых группах все-таки экономический кризис заметен, он болезненный, и снижение среднего уровня жизни где-то на 15 процентов – это болезненно, но не радикально, не критично. Поэтому не во всех группах растет раздражение или недовольство по отношению к Путину. Тем более что Путин, еще раз говорю, защищен от ответственности. Это, скорее, волнует самые бедные группы населения, вот среди них негативные оценки действительно немножко растут. А позитивно оценивают деятельность Путина люди более образованные, более благополучные – те, что ближе к власти, бюрократия, чиновники, государственные служащие, категории населения, зависимые от государства.
– А чего ждут россияне от Путина?
– Им хотелось бы, чтобы доходы росли, чтобы он обеспечивал рост доходов. Хотят выхода из кризиса, некоторой уверенности в будущем и роста доходов, прежде всего потребительских.
– Каков реальный политический рейтинг российского президента?
Доминанта отношения к Путину – равнодушие и индифферентность
– Мне кажется, этот вопрос несколько бессмыслен. Отношение к Путину складывается из многих вещей. Доминанта отношения к Путину – это некоторое равнодушие и индифферентность. Не так много людей испытывают к нему какую-то симпатию или восторгаются его деятельностью, и еще меньше людей, которые относятся к нему резко негативно, испытывают антипатию, неприязнь и прочее. Основная масса говорит, что либо не испытывает к нему никаких чувств, либо не может сказать о нем ничего плохого. Так говорят отчасти из-за страха, отчасти потому, что царь далеко, а повседневная жизнь ставит перед людьми совершенно другие проблемы.
– А может что-то глобально изменить отношение россиян к Путину?
Благодаря пропаганде состояние в России почти предвоенное
– Общее изменение конструкции реальности. Сейчас пропаганда задала такую картинку, что Россия находится в острой конфронтации с Западом. Запад покушается на нее, хочет установить контроль, относится к ней враждебно. И это почти такое предвоенное состояние. Очень заметная тревога держится среди россиян уже почти 2,5 года. Это тревога по поводу угрозы перерастания учащающихся мелких конфликтов в большую войну. И люди говорят, что "мы уже на пороге Третьей мировой войны, но пока только холодной". А раз так, то, соответственно, все претензии к власти отодвинуты в сторону, и надо терпеть, надо консолидироваться вокруг флага, а флаг в данном случае – это Путин.
– То есть, если выключить телевизионную кнопку, люди могут прийти в себя?
У людей должно наступить ощущение, что они зашли в тупик
– У людей должно наступить ощущение, что они зашли в тупик – и по экономическим параметрам, и в отношении неэффективности государственного аппарата, роста коррупции. И самое главное, они должны, наконец, прочувствовать ощущение острой социальной несправедливости, которая идет от государства.
– Наступит когда-нибудь такой момент?
– Наступит, но не думаю, что скоро. Предположим, что война в Сирии превратится во второй Афганистан. На фоне ухудшающегося положения в экономике, роста цен, снижения покупательной способности, пенсии – вот все вместе со временем, конечно, может обернуться в такую острую реакцию недовольства властью. А пока, еще раз говорю, вся ответственность перекладывается на других по принципу: добрый царь, худые бояре. Это пока работает, но все с большим скрипом.