Начудили

Чудское озеро

Очистные сооружения в Гдове (Псковская область), который стоит на берегу трансграничного Чудского озера, не справляются с потоком нечистот, что может привести к непоправимым экологическим последствиям, утверждают депутаты Гдовского районного собрания. И это при том, что на реконструкцию очистных сооружений администрацией Псковской области и руководством Гдовского района был потрачен миллион евро из гранта Евросоюза.

United by borders – таков девиз программы "Эстония – Латвия – Россия", которую Евросоюз финансирует с 2007 года. Нагляднее всего Россию и ЕС объединяет граница по Чудскому озеру (где Александр Невский учинил Ледовое побоище в 1242 году). Общая вода, общая рыба, общие проблемы – все, что бросают в воду в Псковской области, рано или поздно приплывает к берегам Финляндии.

Поэтому проект "Экономически и экологически устойчивый регион Чудского озера" продолжился и после аннексии Крыма, и после введения антироссийских санкций. Партнеры отчитались о его завершении в 2014–15 годах. Общий бюджет составил 9 474 009 евро. Из них примерно 1 миллион евро достался Гдовскому району Псковской области.

Этот плакат сообщает о том, что реконструкция очистительных сооружений в Псковской области велась на средства Евросоюза

Древний город Гдов, где сегодня насчитывается три тысячи шестьсот жителей, – самое крупное поселение на берегу Чудского озера. Его влияние на экологию в регионе самое ощутимое: через реку Гдовку в озеро попадают воды канализации. Беречь природу здесь тем более важно, что Чудское озеро – главный источник заработка для многих местных жителей: в этих местах издавна зарабатывают на рыболовстве и за счет туристов. Последних как раз и привлекают в регион красоты природы, и особенно Чудского озера.

Тем не менее огромные по местным меркам деньги из европейского гранта, предназначенные на строительство новых очистных сооружений, похоже, растворились в Чудском озере вместе с нечистотами, которые по-прежнему сливаются в воду.

Гдов – административный центр Гдовского района Псковской облати

Надежда на очищение

Новые очистные сооружения в Гдове торжественно открыли 1 октября 2014 года. "Дорогостоящая и долгожданная реконструкция была не по карману не только бюджету города, но и областному бюджету. На помощь пришел Евросоюз, который выделил 43 миллиона рублей на закупку оборудования и проведение работ", – радовалась районная газета "Гдовская заря". Еще бы, ведь "на протяжении многих лет маломощные и несовершенные гдовские очистные сооружения ставили под угрозу экологическую безопасность Псковско-Чудского водоема и далее – водного Балтийского бассейна".

Радость была недолгой. В августе 2015 года на очистных случилась серия аварий. Природоохранная прокуратура вместе с Росприроднадзором провела проверку и установила, что неочищенные сточные воды были сброшены прямо в акваторию Псковско-Чудского водоема.

Ущерб, нанесенный природе, суд оценил тогда в 1 040 300 рублей

Пробы воды, собранные в ходе проверки, выявили кратное превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в Гдовке по всем показателям. По нефтепродуктам ПДК в отдельных пробах была превышена в 95 раз, по БПК (биологическое потребление кислорода) – в 98 раз, аммоний-ионы – в 84 раза, фосфаты – в 27 раз, взвешенные вещества – в 5,3 раза, рассказывает сегодня псковский природоохранный прокурор Алексей Ляхов.

Ущерб, нанесенный природе, суд оценил тогда в 1 040 300 рублей. Такой штраф должно выплатить муниципальное предприятие "Гдовпроект", которое отвечает за обслуживание и работу очистных. Сумма сопоставима с его полугодовым бюджетом. Но финансовая бездна, что разверзлась перед гдовскими коммунальщиками, – чистый пустяк по сравнению с главной проблемой.

Как выяснилось, новые гдовские очистные попросту не работают.

Шок инженера

Разобраться, в чем дело, депутаты Гдовского районного собрания поручили местной Счетной палате. Руководитель контрольного органа Евгения Никитина пригласила из Санкт-Петербурга в качестве эксперта инженера канализационных систем с сорокалетним опытом Виктора Морозова.

– И вот он приехал летом – он был в шоке. Он мне звонил каждый день: я не могу спать из-за ваших очистных, Евгения Анатольевна, да что ж это такое, я за свои 40 лет все что угодно видел, но такого еще не видел нигде! – пересказывает Никитина.

В экспертном заключении Виктор Морозов написал, что очистные сооружения безнадежны и модернизации не подлежат.

– Это проще построить новые, – уточнил он для Радио Свобода. – Изготовитель в целях уменьшения стоимости внутреннюю технологию упростил настолько, что сооружения не могут работать.

Вместо устаревшей советской хлорки канализационные стоки должны чистить бактерии. Но они гибнут при температуре воды ниже 8 градусов

Проблемы наслоились одна на другую. Выбранная технология очистки требует особых условий. По проекту, который выполнила компания "Биокомпакт", вместо устаревшей советской хлорки канализационные стоки должны чистить бактерии. Но они гибнут при температуре воды ниже 8 градусов, из-за чего провалился пробный запуск сооружений поздней осенью 2013 года. Это был первый тревожный звоночек, на который никто тогда не обратил внимания.

Но обвинить во всех бедах проектировщика не получится, потому что подрядчик в итоге построил что-то другое. Контракт на реконструкцию очистных достался компании "Эколос-Стройпроект" из Самары. Она экономии ради работала по своему собственному проекту, "которого никто не видел", говорит Евгения Никитина.

Расхождения между фактически построенными сооружениями и проектом обнаружила впоследствии и Счетная палата Псковской области, и эксперт Виктор Морозов:

Заказчик – администрация области остановила выбор на том, кто предложил наименьшую цену

– Там по принципу "как можно дешевле". Вот если брать цепочку очистных сооружений без конструкции, а просто в одну линию, то все узлы там есть. Вот полагается песколовка – она есть, но это одно название. Аэротенк (резервуар, куда подается кислород, необходимый для жизни бактерий. – РС) полагается – он тоже там есть, а что конструкция не та, это уже детали. Вторичный отстойник на бумаге написан: вторичный отстойник. А на самом деле это бадья, в которой ничего не отстаивается, – поясняет инженер.

На сегодняшний день фирма "Эколос-Стройпроект" уже ликвидирована и претензии предъявить некому. Как такой подрядчик смог получить контакт по международному проекту? Очень просто: за счет демпинга. Все контракты по реконструкции гдовских очистных сооружений разыгрывались на открытых аукционах. Заказчик – администрация области остановила выбор на том, кто предложил наименьшую цену.

Как писала та же "Гдовская заря": "Благодаря самарскому подрядчику ООО "Эколос-Стройпроект" на реконструкции сооружений было сэкономлено 16 миллионов рублей".

Но дешевле – не значит лучше.

До основанья, а затем…

– Меня этот Морозов и то, что думают наши депутаты, вообще не интересует. Я обратился в "Институт "Псковводпроект", Холмский директор, может, знаете его. Он делал обследования наших очистных и дал мне заключение. Я у него просил дать конкретные рекомендации по улучшению работы очистных. У него сделаны выводы: необходимы отстойники. Мы их и построили, – говорит директор МУП "Гдовпроект" Александр Екимов.

Директор МУП "Гдовпроект" Александр Екимов

Экспертное заключение Института "Псковводпроект", которому доверяет Александр Евгеньевич, звучит менее категорично, чем у Морозова, но с тем же выводом: в нынешнем виде, без первичных отстойников, сооружения неработоспособны. Бактерии не могут переработать загрязнения без предварительной механической очистки воды.

– Чтобы эти бактерии, скажем так, не подавились, должна быть определенная концентрация и чистота стоков. Вот для этого служат отстойники – чтобы снизить загрязнение БПК, снизить взвешенные вещества, и потом уже все это попадает на корм бактериям, – поясняет Екимов.

БПК, биологическое потребление кислорода, или проще говоря, гниение воды – это основной показатель загрязненности. На очистку поступают стоки с показателем в 600 БПК, а в озеро должна сливаться вода с показателем 3 БПК. По проекту так и должно было быть. Все-таки гдовские очистные сбрасывают стоки в замкнутую экосистему Чудского озера.

Однако сейчас гдовские очистные дают 25–30 БПК. До реконструкции было 15–18. Но даже к этим показателям уже не вернуться: старые, советские сооружения были полностью, под фундамент, разобраны. Почему было принято это решение, сегодня никто толком сказать не может. Нынешнее руководство района кивает на предшественников – проект начинался еще при прежнем главе района Николае Миронове. Действующий глава Михаил Разумнов занял должность в сентябре 2014 года, но до того момента работал первым заместителем.

Найти виноватого

Руководство "Гдовпроекта" теперь считает, что коммунальщиков делают крайними в этой истории, хотя они-то не виноваты в том, что построенные на европейские деньги очистные в итоге ничего не очищают. "Я эксплуатационник. Мне передали то, что построили", – говорит Екимов.

Очистные стали чуть-чуть работоспособнее и намного-намного затратнее

А "то, что построили" не соответствует никаким экологическим нормативам, поэтому за негативное воздействие на окружающую среду предприятие платит по 20–30 тысяч рублей в квартал. Еще приходится покупать дорогие химреагенты, которые спасают бактерии в холодные времена. "Гдовпроект" приспособился подогревать резервуары, чтобы бактерии могли работать не только летом. Очистные стали чуть-чуть работоспособнее и намного-намного затратнее.

– Возникает еще другая проблема – с населением, – рассказывает главный бухгалтер Марина Кушнарева. – Смотрите, какая: из-за того, что новые очистные работают с помощью насосов, обогреваются, счета за электроэнергию колоссальные. Тариф 45 руб. 94 коп. И люди говорят: почему вода стоит 20 руб., а канализация 40? А мы говорим: да потому, что все на электроэнергии! Вот так вот построено. Советская-то технология – очистные были за счет высот отрегулированы. Там ни насосов, ничего, в принципе, не надо было. И обогрева там не было, электроэнергию почти не тратили. А сейчас мне счета по 200 тысяч в месяц приносят. А мне 300 тысяч надо на зарплату ежемесячно и 200 на электроэнергию. Мне либо электрикам платить, либо зарплату людям.

Главный бухгалтер МУП "Гдовпроект" Марина Кушнарева

Про штраф в один миллион рублей бухгалтер предпочитает пока не думать. Сначала нужно как-то исправить очистные. И снова за свой счет, потому что самарский "Эколос-Стройпроект" обанкротился, и гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом на четыре года, просто испарились. "Они в октябре сдали проект и сразу же в октябре начали процедуру ликвидации", – говорит директор "Гдовпроекта".

Нормативы, кстати, в нашем государстве пишутся с той целью, чтобы никогда их не выполнить

– Но на сегодняшний день очистные работают, очистка воды все-таки происходит, – пытается заверить нас Александр Екимов. – Конечно, не на нормативных показателях, но близко к ним. Нормативы, кстати, в нашем государстве пишутся с той целью, чтобы никогда их не выполнить. Для того чтобы можно было с предприятия драть "негативку" (прописанную в законе плату за ущерб окружающей среде. – РС).

Руководитель "Гдовпроекта" объясняет нам, что в целях улучшения работы построенных на европейские деньги очистных сооружений его предприятие соорудило так называемый первичный отстойник. Бюджет района выделил на это 140 тысяч рублей. По словам Екимова, с начала декабря канализация работает уже по обновленной схеме.

Чтобы показать нововведение, директор "Гдовпроекта" лично ведет нас на гдовские очистные в деревню Устье.

Зеленый контейнер на пригорке к очистным сооружениям до сих пор не подключен

Что увидит приезжий человек без инженерного образования? Для начала плакат с символикой Евросоюза. Затем насыпь, на которой стоит большой металлический контейнер, покрашенный свежей зеленой краской, а рядом лежат трубы. Потом – огороженную забором площадку – саму территорию очистных, где установлены те самые аэротенки, в которых живут (точнее, замерзают) бактерии.

Все очень компактное. Александр Екимов указывает на трубу диаметром всего 100 мм, из которой выходят канализационные стоки со всего города.

Единственное, о чем умалчивает директор "Гдовпроекта", – так это о том, что зеленый контейнер на пригорке к очистным сооружениям до сих пор не подключен.

Тот самый зеленый контейнер

Заместитель главы района Николай Капитонов объясняет почему:

– Просто мы сейчас боимся подсоединять, поскольку нам дальше обваловку делать. Не размыло бы водой эту нашу возвышенность. А дорожники, я с ними говорил, им сейчас некогда. Такая погода, им не оторвать просто технику от этого. Договоренность с ними есть, нам сделают все работы.

Заместитель Главы Гдовского района Николай Капитонов

Хотя замглавы района ссылается на погоду, есть еще одно, не менее важное препятствие. В бюджете Гдовского района просто нет денег.

– Финансирование, скорее всего, не будет выделено депутатами по той простой причине, что у нас в бюджете очень большой дефицит. Просто на это нет денег, – комментирует депутат Гдовского районного собрания Игорь Филиппов. – Мы обратились к губернатору по этому вопросу. Очень интересный ответ губернатора был, что водоотведение и водопровод в целом – это обязанность муниципального образования, в чем он, конечно, прав. Но только он забывает о том, что подрядчик, который выполнял этот объект, был отобран администрацией области на открытом конкурсе. А теперь они ссылаются на район, что это ваша проблема. "Пишите, может, будем вас включать в программу какую, а пока решайте проблему сами" – вот такие формулировки.

Все ближе к Европе…

На берег Гдовки, куда выходит труба с очистных, мы отправились уже без директора "Гдовпроекта". В реку энергичной струей вытекает серая, отнюдь не прозрачная жидкость. В воздухе витает характерный запах канализации.

По этим стокам из трубы с очистных сооружений в реку Гдовку поступает серая жидкость

Канализационный запах – явный признак некачественной работы очистных сооружений, поясняет нам директор "Института "Псковводпроект" Михаил Холмский:

– Ну они не работают просто-напросто. Не очищают эти стоки. В идеале должна выйти чистая вода – наливай в стакан, прозрачная, чистая вода, хоть пей себе. Никто не хочет пить после очистных сооружений, но, по идее, можно. Такую воду можно сбрасывать в рыбные водоемы без всяких ограничений, – говорит он.

А такую, которая пахнет, нельзя.

От трубы до берега Чудского озера, где как раз расположен городской пляж, по прямой – меньше километра.

Мутная серая полоса из устья Гдовки уже ползет по Чудскому озеру в сторону Евросоюза

Проверка, которую начала прокуратура по заявлению районных депутатов, пока не дала никаких результатов. Не высказывали претензий и грантодатели из ЕС. Как ни удивительно, такой неработоспособный объект был принят международной комиссией. По словам руководителей "Гдовпроекта", представители Евросоюза приезжали в Гдов и после торжественного запуска очистных.

– Но они же не привозят лаборантов и работников… Они административный состав привозят, приезжают такие, как я, бухгалтера… А так как приезжают бухгалтера, бухгалтера счастливы. Деньги потрачены, все построено, – говорит рассказывает главный бухгалтер "Гдовпроекта" Марина Кушнарева.

Тем временем рыбаки рассказывают, что мутная серая полоса из устья Гдовки уже ползет по Чудскому озеру в сторону Евросоюза. Зимой среди белых снегов ее легко разглядеть невооруженным глазом. До водной границы с Эстонией по прямой 23 с половиной километра, до эстонского берега – около 40.

Видимо, недалек тот час, когда европейские партнеры по проекту "Экономически и экологически устойчивый регион Чудского озера" почуют, что в Гдове что-то пошло не так.