Жители поселка Нивенское, что в шести километрах от Калининграда, обратились к главе Чечни Рамзану Кадырову с просьбой включить их населенный пункт в состав руководимой им республики. Столь экстравагантная просьба – результат затянувшейся борьбы обитателей Нивенского против планов строительства рядом с их поселком рудника и обогатительной фабрики по переработке калийно-магниевых солей.
Осуществить этот спорный проект намерена компания "Стриктум", точнее, ее "дочка" ООО "К-Поташ Сервис". Строительство еще не началось, но уже ведутся подготовительные работы. В частности, ремонтируется ведущая к будущей фабрике и руднику дорога.
При этом рудник, из которого будут добывать породу, планируется вырыть примерно в трехстах метрах от жилых домов. В течение двух лет жители Нивенского обращаются в разные высокие инстанции, требуя запретить строительство опасного, на их взгляд, объекта. Но безрезультатно. И вот, наконец, решили написать Рамзану Кадырову.
"Мы боремся с этой бедой уже более двух лет, написаны сотни писем, запросов и обращений во все инстанции… Все три губернатора, которые сменились в нашем регионе за этот год (имеется в виду Николай Цуканов, Евгений Зиничев и Антон Алиханов. – РС), делают вид, что не замечают проблемы. Мы не хотим участи Березников Пермского края, где от подземных выработок жилые дома ушли под землю. Мы не хотим участи Солигорска, где из-за соледобычи уровень онкологии превышает все допустимые нормы... После многочисленных обращений во все инстанции, главам муниципалитетов, политическим партиям (в том числе в "Единую Россию"), в правительство региона, ко всем трем (ВРИО) губернаторам области, в правительство Российский Федерации, Президенту России, прокуратуры всех уровней, органы полиции, ФСБ, ФАС, Следственный комитет, экологические и природоохранные организации, и даже Патриарху Всея Руси, теперь нам, наверное, может помочь только супер-герой, и Герой России для этой задачи вполне подходит", – говорится, в частности, в письме к Кадырову.
"Кому еще жаловаться? Марсианам?"
В поселке уже около двух лет назад сформировалась инициативная группа противников строительства промышленного объекта. Люди эти весьма активны и полны идей. Они создали сайт rezonans39.ru, они изготавливают растяжки и флаги, которые вешают на свои дома, они устраивают митинги и одиночные пикеты. Многие жители поселка приклеивают специально изготовленные протестные наклейки на свои машины.
При этом активисты признают, что их усилий для привлечения внимания СМИ и властей к проблеме Нивенского до недавнего времени было недостаточно.
Просто мне надоел бардак, который творит наша власть, на которую нет управы
– Мы и в областную прокуратуру обращались, и в генеральную, и вообще куда только возможно. Толку никакого. Только скопилась огромная стопка отписок. Журналисты тоже слабо нашей бедой интересуются. Куда нам было еще писать? От кого ждать помощи? От марсиан? Вот и решили обратиться к Кадырову. Он, как мы слышали, многим помогает, у него в республике порядок, – считает жительница Нивенского Ирина Антонова.
По словам другого активиста – Игоря Бахаровского – идея написать Кадырову зрела в Нивенском давно:
– Сейчас сложно сказать, кто именно был ее автором, но всем она понравилась. Мы просто хотели привлечь внимание к проблеме строительства комбината в Нивенском. И это нам, насколько можно судить, удалось.
Ни Ирина, ни Игорь никогда не были в Чечне. На вопрос о том, что будет, если их просьба о включении Нивенского в состав этой республики вдруг решится положительно, они пожимают плечами:
– Мне кажется, вряд ли это возможно с юридической точки зрения, – говорит Игорь. А потом, подумав, добавляет, – но если так случится, лично я все взвешу и приму решение.
– А я, наверное, соглашусь на включение поселка в состав Чечни, – отвечает Ирина. – Просто мне надоел бардак, который творит наша власть, на которую нет управы.
В Нивенском живет около двух тысяч человек. Сторонников строительства комбината обнаружить в поселке, кажется, невозможно. Жительница Нивенского Елена Велисова – из числа ярых противников строительства:
– Мой огород будет находится рядом с шахтой, а с другой стороны дома построят фабрику. Как в таких условиях жить? – спрашивает она. – Я просто не хочу такого соседства и буду бороться за то, чтобы его не было. Тут некоторые смеются над нами из-за того, что мы протестуем, а я говорю: будет ли вам до смеха, когда соль в поселке людям на голову сыпаться начнет?
Дом Вадима Прокопюка будет находиться в пятистах метрах от предприятия, если его все-таки построят:
Мы даже пытались к Путину дозвониться, на горячую линию звонили, но звонки про собачек и кошечку проходят, а про нас – ни слова
– Я переехал в Нивенское из Калининграда восемь лет назад, – рассказывает он. – Сделал это осознанно, потому что хотел жить в деревне, а не в городе. За два года чего я только не слышал в свой адрес. Даже сектантами нас, противников строительства комбината, называли. Слушайте, посмотрел бы я на тех, кто так считает, если бы мимо его окон проложили транспортер, который доставляет породу из шахты на фабрику!
Ольга Иванова живет в Нивенском 19 лет.
– Мы с мужем – переселенцы из Казахстана. На дом, который мы здесь построили, копили буквально по копейке, – плачет она. – Думали, что на старости лет заживем, наконец, по-человечески – в чистом, красивом месте. И на тебе! Сейчас выходит, что мы на заводе будем жить.
– Мы даже пытались к Путину дозвониться, на горячую линию звонили, но звонки про собачек и кошечку проходят, а про нас – ни слова, – добавляет соседка Ивановой Ольга Опалева.
Страхи преувеличены?
Руководство предприятия ООО "К-Поташ Сервис" в публичные дискуссии с членами инициативной групы поселка не вступает и от комментариев представителям прессы воздерживается.
Но их позицию можно узнать из статей с пометкой "на правах рекламы" в местных СМИ. Так, генеральный директор "Стриктума" Павел Яковлев рассказывает, что запустить комплекс полностью планируется в 2021 году и что через три года он выйдет на проектную мощность. При этом Яковлев поясняет, что солеотвала, то есть гор использованной породы, которая скапливается перед многими предприятиями такого рода, в Нивенском не будет, поскольку "по технологии не предусмотрены отходы". "Не столько простые люди боятся нашего проекта, сколько отдельные личности пытаются решить свои частные вопросы за наш счет", – считает Яковлев.
– Именно закрытость руководства "К-Поташ Сервис" представляет серьезную проблему, – говорит эколог, председатель Калининградского регионального отделения МЭОО "Зеленый фронт" Олег Иванов. – Во многом опасения жителей Нивенского связаны с отсутствием прямого диалога между ними и руководством предприятия. Между тем, если разобраться, то можно увидеть, что страхи протестующих сильно преувеличены. Например, противники строительства часто показывают фотографию из поселка Березняки в Пермском крае, где рядом с похожим комбинатом образовались огромные провалы. Но под Нивенским и в Березняках порода залегает на разных уровнях. В Нивенском совсем другая ситуация, которая делает невозможной образование таких провалов.
Вместе с тем глава регионального "Зеленого фронта" полагает, что "волна", которую подняли активисты из Нивенского, все-таки полезна.
Если общественники заставят предприятие в Нивенском быть экологически чистым, мы все должны будем сказать им "спасибо"
– Вспоминается история с подготовкой разработки месторождения нефти "Д6" компанией "Лукойл" на шельфе Балтийского моря. Несколько лет назад было сильное противодействие реализации этого проекта со стороны экологов, и они смогли добиться того, что сейчас эта нефтяная платформа работает по принципу нулевого сброса и абсолютно безопасна для окружающей среды. Поэтому, если общественники заставят предприятие в Нивенском быть экологически чистым, мы все должны будем сказать им "спасибо".
Региональные власти между тем второй год предпочитают не замечать протестующих в Нивенском и проект строительства в поселке обогатительной фабрики в целом поддерживают. Врио губернатора области Антон Алиханов еще год назад высказался в том духе, что "Стриктум" может стать якорным инвестором для региона. "Проект сложный, но, я надеюсь, мы сможем решить все проблемы с экологией и обезопасить строительство. Тогда это даст серьезный плюс, потому что инвестиций там около 1 миллиарда долларов", – говорит он.
На днях в центре Калининграда (у памятного знака землякам-космонавтам) состоялся митинг против строительства в Нивенском. Участие в нем приняли около двух сотен человек. Поддержать протестующих пришли некоторые местные оппозиционные политики, в частности, депутат областной думы Игорь Рудников.
Любое упоминание такой медийной фигуры, как Кадыров, привлекает внимание к проблеме
– Если люди не хотят строительства этого предприятия, то его не должно быть, – считает он. – Жители Нивенского отстаивают свои права, а власть игнорирует их требования и нарушает таким образом Конституцию. Печально, что большинство жителей Калининграда остаются равнодушными к проблеме, наверное, многие очнутся лишь тогда, когда яма образуется рядом с их домом. Что касается инициативы о присоединении Нивенского к Чечне, то я считаю, что это нормальный ход. Любое упоминание такой медийной фигуры, как Кадыров, привлекает внимание к проблеме.
Один из лидеров инициативной группы противников строительства комбината в Нивенском Игорь Бахаровский говорит, что программа максимум для жителей поселка состоит в том, чтобы добиться отмены строительства комбината, программа минимум – перенести это строительство подальше от поселка, хотя бы на километр.
– Есть разница – 50 метров до первого дома или километр. У нас в инициативной группе есть и геолог, и шахтер, мы привлекали также очень квалифицированного химика. Все они в один голос говорят, что такому предприятию, какое здесь собираются построить, не место в поселке. Мы понимаем, что области нужны инвестиции, что требуются новые рабочие места. Однако цена за все это в случае реализации проекта окажется слишком высока, – уверен он.
По словам Игоря Бахаровского, далеко не всем в регионе нравится протестная активность в поселке. Были случаи, когда кто-то срывал висящие на домах жителей плакаты, пытался прокалывать шины членам инициативной группы, рассыпая нарезанную колючую проволоку во дворе. Но все это, уверяет он, не остановит протестующих.