Андрей Остальский: Глава о варварских временах

Все сказанное мною ниже ни в малейшей степени не оправдывает отвратительного убийства российского посла в Турции Андрея Карлова.

Но кто виноват в трагедии? Обезумевший фанатик-полицейский, решивший отомстить за единоверцев, погибающих в Алеппо? Разумеется. Но не только он один. Турецкие власти, создавшие в обществе истерическую атмосферу? Думаю, что и это отчасти верно. А может быть, виноваты теоретики джихадизма, провозгласившие, что "любят смерть", в чем якобы и заключается их нравственное преимущество над "неверными"? И этого нельзя отрицать. Но как насчет кремлевских небожителей? Не реши Путин, что геополитические игры и нужды внутренней политики требуют активного участия России в сирийской гражданской войне – Андрей Карлов был бы жив и здоров.

А может быть, его приговорило к смерти, о том не подозревая, много десятилетий назад брежневское политбюро, из своих вполне маразматических соображений отправившее тысячи советских солдат убивать и умирать в Афганистан? Та тупая, бессмысленная война породила современный джихадизм, "Аль-Каиду", одно ответвление которой потом стало так называемым "Исламским государством", а другое – "Фронтом ан-Нусра". То же советское руководство вскормило и вооружило до зубов баасистский, то есть национал-социалистический, режим Асадов в Сирии. Без массированной советской помощи алавитам-шиитам, возможно, пришлось бы быть поскромнее, пришлось бы как-то договариваться с суннитами, а не строить систему конфессионального апартеида, в которой они стали привилегированной кастой. Что привело со временем к суннитскому восстанию.

Трагический список можно продолжить. У случившейся трагедии много "авторов".

В последние дни в Турции проходили демонстрации протеста против кровавой бойни в Сирии. Было очевидно, что их участники возмущены не только действиями Москвы, но и позицией Турции, вроде бы поддерживавшей восстание против Асада, но из тактических соображений воздерживающейся от резких слов в адрес Кремля. Все это, помноженное на общую атмосферу нетерпимости и агрессии, возникшую после провала военного переворота, видимо, и подтолкнуло 22-летнего Мевлута Мерта Алтинтаса к совершению теракта.

События в Сирии вернули человечество к самым темным страницам его истории. Андрей Карлов стал еще одной жертвой этой войны

Терроризму нет оправдания, но надо признать, что загнанные в угол люди впадают в отчаяние, от которого – только маленький шаг до озверения и всепоглощающей ненависти. За годы гражданской войны в Сирии убито около 400 тысяч человек, более десяти миллионов сирийцев лишились крова, стали беженцами. Российские бомбардировки с воздуха превратили восточную часть Алеппо в сплошные руины. Сколько под ними погибло местных жителей – никто точно не знает, но надо полагать, что счет идет на сотни, если не тысячи. Глава гуманитарной миссии ООН Ян Эгеланд заявил, что события в Сирии вернули человечество к самым темным страницам его истории. Андрей Карлов стал еще одной жертвой этой войны.

Разгромив светскую оппозицию, Россия не оставила сирийским суннитам иного выхода, кроме как присоединиться к джихадистам, оставшимся единственной силой, противостоящей тирании Асада и алавитов. Это ужасный путь, но другого нет. А значит, надо ждать новых терактов, напрасной, трагической гибели людей, не несущих прямой ответственности за военные преступления.

Но косвенную ответственность несем все мы: уверен, потомки с брезгливым презрением будут удивляться нашему варварству. С тем же омерзением, с которым мы сейчас читаем о нравах дикарей. Позор и американским, и британским, и французским властям – трагедию можно было предотвратить, но у благополучных стран не нашлось для этого политической воли. Позор общественному мнению стран Запада. Позор ООН, бессильно наблюдающей за бойней. Позор всем нам, спокойно жующим свои бутерброды, укладывающимся в свои постели и, позевывая, включающим телевизоры, чтобы развлечься. Ровно в то время, когда не так уж далеко, не на другой планете, рушатся один за другим дома, истекают кровью, умирают от ран и от голода, от отсутствия лекарств не только взявшие в руки оружие повстанцы, но и дети, женщины, старики, все подряд. Никого не щадит эффективное российское оружие.

Слабое утешение для идущих сзади – но в постыдном списке Россия должна стоять все же на первом месте. Чего ради полезли в кромешный мрак чужой гражданской войны, зачем поубивали столько детей и женщин? Да еще суннитов арабского мира на десятилетия против себя настроили. Внятного объяснения так и нет.

Западные правительства немедленно и однозначно осудили убийство российского посла. Переключая британские и американские телеканалы, я не услышал ни одного голоса, в котором прозвучал бы оттенок злорадства. Того, которое явно ощущалось несколько лет назад в российских комментариях на гибель американского посла от рук джихадистов в Ливии. Недавно и президент Путин подошел совсем близко к оправданию действий террористов, расстрелявших редакцию "Шарли Эбдо" в Париже, когда рассуждал о необходимости воздерживаться от оскорбления религиозных чувств.

В России дежурные солдаты информационной войны, по недоразумению именуемые журналистами, мгновенно, рефлекторно, принялись кусать, клеймить ненавистный Запад, доказывать, что это он – главный виновник гибели Карлова. Вроде как убийца наслушался русофобской пропаганды и пошел стрелять в посла. Но, во-первых, он явно читал турецкие газеты и смотрел турецкий телевизор, с экранов которого не сходили репортажи из Алеппо, от которых в жилах стынет кровь. А во-вторых,чего же хотят бойцы пропагандистского фронта, "приравнявшие перо к штыку"? Чтобы и западные журналисты присоединились к постыдному заговору молчания, не показывали бы своим зрителям разрушения в Алеппо и других сирийских городах, кормили бы и свое население фальшивыми новостями? Запретить зеркало, чтобы не видеть чудовищ?

Великий был лозунг во время Отечественной войны у СССР: "Наше дело правое, победа будет за нами!" Но чтобы повторять его сейчас, на чужой войне в чужой стране, надо быть или обманутым или обманщиком. Дело неправое – и победы в итоге не будет.

Только пару часов новость о трагической гибели посла продержалась на первой позиции в сводках новостей. А потом ее оттеснило сообщение о террористическом акте в Берлине, где погибли люди, не занимавшие официальных постов, но которым ничуть не меньше российского дипломата хотелось жить и после гибели которых тоже остались вдовы и осиротели дети. Куда катится мир? В будущие учебники истории, в главу о варварских временах.

Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции