Константин Рубахин: Оно развалилось

Суд в Воронежской области вернул в прокуратуру "хоперское дело", по которому уже три года сидят под арестом два человека. В результате зашатались кресла под очередными силовиками.

Напомню, что уголовное дело было возбуждено в ноябре 2013 года по заявлению топ-менеджера Уральской горно-металлургической компании Петра Ямова, написанному на имя тогдашнего руководителя Главного управления экономической безопасности МВД России Дениса Сугробова. По этому делу были тут же задержаны двое жителей Воронежской области, Михаил Безменский и Игорь Житенев. Их обвинили в совершении преступления "Вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере". По версии следствия, они вымогали деньги у компании УГМК, обещая прекратить акции движения против разработки никелевых месторождений в Воронежской области. Обвиняемые свою вину отрицают.

Полицейские также пытались задержать по обвинению в организации преступной группы автора этих строк. Безменскому дали сумку с 7 миллионами евро и потребовали передать их мне. Провокации я избежал – на следующий день, уже в мое отсутствие, следователи вскрыли квартиру, в которой я жил, и провели обыск. С тех пор шансов легально находиться на территории России у меня не осталось.

Михаил Безменский и Игорь Житенев в зале суда

В истории "дела хоперских активистов" есть не только двое арестантов, три года содержащихся в неволе без доказательств вины. В этом кейсе есть также двое задержанных представителей силовых ведомств (Денис Сугробов и Борис Колесников, впоследствии погибший), двое ушедших в отставку важных судей (глава Воронежского облсуда Виталий Богомолов и его зам Владимир Маслов). Список, возможно, скоро пополнит кто-нибудь из Воронежской прокуратуры, допустившей к суду дело, о котором даже Генпрокуратура написала, что оно полно ошибок и не доказывает преступления.

С этой бумагой, кстати, в далеком районном суде Новой Усмани, куда вынесли подальше от глаз рассмотрение "хоперского дела", сложилась скандальная ситуация: "Суд не смог найти требование заместителя генпрокурора РФ Виктора Гриня к следственному департаменту МВД РФ, в котором указывалось, что обвинение было неправильно квалифицировано. Требование господина Гриня было выполнено, и фигурантам инкриминировали мошенничество, однако затем воронежская прокуратура, несмотря на позицию вышестоящей инстанции, направила дело в суд с первоначальным вариантом обвинения".

То есть эту бумагу просто убрали из дела с глаз долой. Заместитель главы Следственного департамента МВД Юрий Шинин (интересно было бы выяснить и его в этом деле мотивацию) передал документы из Москвы в Воронеж – подальше от Генпрокуратуры, где быстренько подписали все у областных прокуроров и отправили в суд.

Подсудимый Михаил Безменский написал в одном из своих заявлений в Следственный комитет: топ-менеджер Уральской горно-металлургической компании Юрий Немчинов говорил, что возит деньги прокурору Воронежской области Николаю Шишкину. И вот, когда дело хоперских активистов давно ушло на второй план, сотня судебных заседаний окончательно размыла интерес журналистов, сжатая внутри этого дела коррупционная пружина все-таки получает импульс: суд, освобожденный от своего подкупленного областного начальника, возвращает дело прокурору области, мотивировав такие действия тем, что нарушения, найденные в деле Генпрокуратурой, не устранены и законный приговор в этих обстоятельствах вынести невозможно.

А теперь попробуем, вооружившись всем, что мы сегодня знаем, пересмотреть ролик, которому недавно исполнилось ровно три года – это передача НТВ о том, как злые хоперские вымогатели мучают хорошую компанию УГМК:

Больше всего меня удивляет в этом, как ни странно, комментарий представительницы УГМК в Воронеже Маргариты Глотовой. Она, узнав, что "хоперское дело" возвращено судом в прокуратуру, заявила: "постановление о возвращении дела в прокуратуру появилось по надуманным поводам", "есть все основания предполагать, что Воронежский областной суд признает его незаконным и вернет дело обратно в райсуд". Хочется спросить бывшую, как и я, студентку воронежского журфака – что ее толкает призывать к возвращению двух невиновных в том, что им приписывают, людей в пыточные условия российских тюрем, не страшно ли ей работать в такой компании? О совести я уже не говорю.

Константин Рубахин – поэт и журналист, координатор движения "В защиту Хопра"